Здоровье

От чего Барнаул кашляет?

По данным Всемирной организации здравоохранения, по состоянию воздушной среды Барнаул входит в двадцатку самых грязных городов России. Официальная статистика свидетельствует: заболеваемость органов дыхания у барнаульцев регистрируется чаще, чем в среднем по стране, хроническим бронхитом они болеют в 2,5 раза больше других россиян.

Главную опасность для здоровья людей в городе представляет автотранспорт, на долю которого приходится 35-45 процентов воздушных загрязнений.

А число автомобилей продолжает расти. По данным межрайонного отдела Государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств при ГУВД Алтайского края, ежедневно в Барнауле дополнительно ставится на учет до 60 автомобилей. За 2004 год их количество увеличилось на 20 тысяч единиц и составляет около 160 тысяч.

Как же сделать, чтобы человеку не приходилось столь высокой ценой расплачиваться за удобство, комфорт и скорость?

Тревожное лидерство

Главный пульмонолог Алтайского края доктор медицинских наук Татьяна Мартыненко сразила нас следующим фактом:

- Жители нашего края болеют хроническим бронхитом в 2,5 раза чаще, чем в среднем по России, барнаульцы - и того чаще.

У врачей существует профессиональный термин "экологическая пульмонология" - наука, изучающая заболевания органов дыхания, развивающиеся вследствие загрязнения окружающей среды. Многие люди страдают хроническим бронхитом. Его возникновению как раз и способствуют продукты сгорания автомобильного топлива, выбросы в окружающую среду промышленных отходов (черная сажа, копоть, дымы). Выделение в больших количествах такого канцерогенного вещества как бенз(а)пирен способствует развитию онкологических заболеваний. Часто выхлопное топливо может являться и носителем биоактивных металлов - цинка, свинца, кадмия и т.д.

- Хронический бронхит при отсутствии должного лечения, как правило, прогрессирует и трансформируется в хроническую обструктивную болезнь легких (ХОБЛ), являющуюся основной причиной инвалидизации, снижения качества жизни, - рассказывает Татьяна Ивановна. - С 1999 по 2003 год, по данным официальной статистики, в нашем крае количество больных ХОБЛ увеличилось с 17,0 до 26,2 на 1000 населения, а общее число заболевших хроническим бронхитом и ХОБЛ с 1997 по 2003 год выросло с 101080 до 122634 человек. В среднем в год умирает от болезней органов дыхания около 100 человек на 100000 населения.

Барнаул на общем фоне выглядит еще более удручающе. Только за последние семь лет число больных бронхиальной астмой в городе удвоилось, а больных, страдающих ХОБЛ, возросло более чем в три раза.

Что намерили экологи

По мнению заместителя директора Института водных и экологических проблем СО РАН, заведующего лабораторией экологии атмосферы доктора физико-математических наук Игоря Суторихина, в Барнауле ситуация с выбросами загрязняющих веществ автомобильным транспортом близка к критической:.

- Количество автомобилей в Барнауле постоянно возрастает, -рассказывает профессор. - При сгорании дизельного топлива и бензина, особенно низкооктанового (А-80), происходит выброс токсичных и канцерогенных веществ. В транспорте, работающем на сжиженном газе, ситуация чуть лучше, но окислы углерода здесь заменяются окислами азота.

Нашей лабораторией было установлено, что на главных магистралях города в час пик содержание оксида углерода превышает предельно допустимую максимально разовую концентрацию (ПДК) в три-пять раз (при норме 5 мг/м3 приборы регистрировали 15-25). Когда на перекрестках по сигналу светофора одновременно трогаются десятки автомобилей, содержание оксида углерода превышает ПДК в 8-10 раз!

Контроль и штрафы не спасают

- Проводится ли инструментальный контроль уровня токсичности и дымности отработавших газов? - спросили мы начальника межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств при ГУВД Алтайского края Николая Шатько.

- На точках техосмотра есть необходимое оборудование для проведения замеров уровня токсичности выхлопных газов. Для карбюраторных двигателей используется газоанализатор, для дизельных - дымомер. Если токсичность автомобиля превышает допустимую норму, мы отправляем его на специальную регулировку. Причин высокой токсичности отработавших газов может быть много. Часто требуется замена запчастей. Пока водителем не будут предприняты необходимые меры, транспортное средство техосмотр не пройдет.

Тем не менее неисправных, неотрегулированных автомобилей на дорогах немало. И штрафы, которые накладывают инспекторы ГИБДД, мало влияют на ситуацию. Владельцы автомобилей предпочитают экономить на запчастях и заправляться некачественным топливом.

Как защититься?

Может ли человек самостоятельно обезопасить себя от вредного воздействия выхлопных газов?

- В условиях многотысячного города, безусловно, нет, - считает профессор Игорь Суторихин. - Посоветовать носить защитные маски или избегать мест большого скопления автомобилей? Согласитесь, это может быть только временной мерой. Вряд ли человек станет следовать такому совету постоянно. В развитых странах на выхлопные трубы автомобилей устанавливают каталитические дожигатели, что существенно уменьшает загрязнение окружающей среды. У нас в России (и в Барнауле, в частности) это не практикуется из-за дороговизны. Второй путь - строительство подземных переходов. Это дорогостоящие сооружения, но они крайне необходимы.

Транспорт - в объезд

В администрации Барнаула обеспокоены резким увеличением числа автомобилей в городе и думают над тем, как обезопасить население от их вредного воздействия.

Рассказывает заместитель главы администрации по градостроительству Игорь Перемазов:

- Для рассредоточения движения на дорогах делается все возможное. Работа ведется в двух направлениях: реконструкция уже имеющихся магистралей (их расширение, усиление дорожной одежды) и строительство новых, объездных дорог. К примеру, реконструируется участок по проспекту Ленина от площади Октября до улицы Пионеров. Выполнены работы по устройству земляного полотна и песчаного основания. Уже построили два объездных пути: от улицы Попова до улицы Малахова (Северо-Власихинский) и от поселка Южного на Павловский тракт. Начато строительство полотна вдоль правой стороны улицы Попова. Для его завершения необходимо еще 200 миллионов рублей. В планах постройка объездной дороги в районе улицы Кутузова, по правой стороне Барнаулки. Сроки указать сложно в связи с отсутствием денежных средств. ГУП "Алтайавтодор" проекты финансировать отказывается. Местной казне это не под силу. Поэтому готовится проектно-сметная документация для прохождения необходимой экспертизы. Это нужно, чтобы привлечь средства бюджетов всех уровней.

Что думают барнаульцы об увеличении количества автомобилей в своем городе

Василий Костенко, водитель с 30-летним стажем:

- Это хорошо, что в нашем городе становится все больше автомобилей. Значит, растет благосостояние людей. А вот движение на дорогах организовано плохо: водители не соблюдают правил, не работает "зеленая волна". От этого постоянные пробки и загазованность. Дети иногда лучше ведут себя на проезжей части, чем взрослые. Ребенок ждет зеленого света, а родитель тянет его за руку, и они начинают переходить дорогу на красный.

Людмила Михайловна, пенсионерка:

- Заполнение города автомобилями - это что-то ужасное! Не пройти по-человечески. На остановке стоишь, аж не продохнуть.

Вениамин Суслин, бывший работник троллейбусного депо:

- Количество автомобилей надо урезать и добавлять электротранспорт.

Надежда, продавец:

- Мой дом стоит возле дороги, прелести в этом мало. Постоянный шум, ребенка одного на улицу не выпустишь - машины носятся как угорелые. Форточку в квартире тоже не откроешь, иначе вся пыль, вся сажа окажется на подоконнике.

Ольга Анатольевна, водитель трамвая:

- Для нас это, конечно, тяжело. Устаешь за смену сильно. А по утрам и вечерам из-за сильного смога даже светофоров не видно. Спускаешься вниз по Красноармейскому, а в воздухе голимый шлак стоит.

Материал подготовили Ольга КАДИНА и Виктория ДЕНИСЮК.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость