Всего в Барнауле действует пять “телефонов доверия”, из них три оказывают специализированную психологическую помощь женщинам, мужчинам и подросткам, подразумевается, что раздельно. Один, так сказать, универсальный телефон, предназначен для консультаций людей независимо от пола и возраста, он создан при Алтайском краевом психоневрологическом диспансере (66-86-88), и ещё один телефон - православный, называется “Благовещенье” (23-06-07, пятница, суббота). Все они работают бесплатно.
На просьбу "вживую" последить за работой психологического переговорщика нам ответили вежливым, но категоричным отказом - "там говорят очень личные вещи". Тем не менее нам удалось узнать кое-что о трех специализированных телефонах.
Краевой кризисный центр для мужчин
Это базовое экспериментальное учреждение Министерства труда и социального развития РФ имеет большой жизненный срок - 9 лет.
Консультации здесь оказывают психолог, психотерапевт, социальный педагог, сексопатолог, юрист, андролог, нарколог. Кризисная линия (“телефон доверия”) в декабре 2004 года отметила своё трёхлетие. Основные принципы работы: доступность, гуманность и анонимность. Проблемы, с которыми обращаются в центр, разнообразны: от супружеских конфликтов, разводов и одиночества до потери смысла жизни и переживаний по поводу наркомании и алкоголизма. Служба создана с целью не подсказать, как именно поступить в той или иной жизненной ситуации, не дать совет, а подвести человека к принятию самостоятельного решения.
У кризисного центра существуют филиалы в г. Бийске, Славгороде и Рубцовске. А также на его базе действуют экспериментальная площадка факультета социологии АГУ, Всероссийского института “Педагогика социальной работы” РАО, немецко-российская лаборатория “Наука об уходе”. А вообще, центр долгое время был единственным в России учреждением, занимающимся оказанием столь полной психологической помощи именно мужчинам.
Краевой кризисный центр для мужчин - 40-52-70 (г. Барнаул), 5-79-88 (г. Славгород), 23-22-16 (г. Бийск), 31-8-95 (г. Рубцовск).
Кризисный центр для женщин
Этот "телефон доверия" осуществляет свою деятельность круглосуточно и без выходных. Консультации проводят психологи, прошедшие курс обучения работе на кризисной линии. Основные клиенты - женщины, что вполне логично, но иногда сюда звонят и дети, и мужчины. Несмотря на специализированную направленность, беседа проводится с любым абонентом, время разговоров не ограничивается. Консультант слушает внимательно и сочувственно. Ни в коем случае он не скажет абоненту ничего плохого, не укорит и не упрекнет, свою точку зрения навязывать тоже не станет. Основная проблема, с которой обращаются сюда женщины, - насилие в семье. Зачастую консультант - это первый и единственный человек, которому позвонившая решает открыться. Разговоры эти абсолютно конфиденциальны, звонки фиксируются только в виде кодовой записи, обозначающей суть проблемы, номер абонента не определяется и не записывается. И это - уникальное правило для всех “телефонов доверия”.
Кризисный центр для женщин - 43-57-03.
Кризисный центр для подростков
Открылся в сентябре 2003 года на базе Российского детского фонда. Специфика центра заключается в том, что здесь работают как с детьми, так и с их родителями. Причем мнения последних по поводу оказываемой “телефоном доверия” помощи разделились примерно 50 на 50. Есть мамы и папы, которые одобряют создание подобного рода службы, считают это полезным и нужным явлением, а есть родители, которые не хотят понять, по какой такой причине их дочурка или сынулька должны рассказывать о своих проблемах чужим людям, а не обращаться за советом непосредственно к родным и близким. Как бы там ни было, подростки (в основном в возрасте 14-16 лет) охотно звонят и делятся своими переживаниями, существует даже ряд постоянных клиентов. Тематика звонков примерно следующая: у девушек на первом месте взаимоотношения с молодым человеком, на втором - взаимоотношения с подругой, на третьем - взаимоотношения с коллективом. У парней немножечко по-другому, у них на первом месте коллектив, потом уже девушка, а потом друг. И все это на фоне конфликта отцов и детей.
Психологические консультации с абонентами проводят добровольцы-волонтеры, имеющие высшее психологическое или социологическое образование и прошедшие курс обучения работе на “телефоне доверия”. Главное требование при приеме на работу консультантом - понимание психологии подростка. Ни в коем случае не поучать и не ругать (“будешь пить - почки отвалятся”), а относиться к подростку как ко взрослому человеку, считать его взрослым, ведь именно так он считает сам.
У консультантов есть ряд специфических приемов общения, например, нежелательно задавать вопрос “почему?”, в этом случае абонент обращается к психологической стороне дела, а чаще всего он к этому не готов и желал бы сконцентрироваться на внешних причинах.
По желанию клиента могут проводиться очные консультации - в тех случаях, когда это необходимо. А в основном же добрые собеседники подростков безличны и работают под псевдонимами.
Кризисный центр для подростков - 36-65-66(с 9.00 до 18.00)
Татьяна Сазоник.
Самое важное - в нашем Telegram-канале