Здоровье

Переговоршики

О существовании «телефонов доверия» знают, пожалуй, все. Но о том, кто сидит по ту сторону такого телефона, что в его арсенале и с чем ему приходится сталкиваться, информация довольно скудная — «там психолог». Разобраться в том, что собой представляют службы дистанционного консультирования, нам помогли работники кризисных центров нашего города.

Всего в Барнауле действует пять «телефонов доверия», из них три оказывают специализированную психологическую помощь женщинам, мужчинам и подросткам, подразумевается, что раздельно. Один, так сказать, универсальный телефон, предназначен для консультаций людей независимо от пола и возраста, он создан при Алтайском краевом психоневрологическом диспансере (66−86−88), и ещё один телефон — православный, называется «Благовещенье» (23−06−07, пятница, суббота). Все они работают бесплатно.

На просьбу «вживую» последить за работой психологического переговорщика нам ответили вежливым, но категоричным отказом — «там говорят очень личные вещи». Тем не менее нам удалось узнать кое-что о трех специализированных телефонах.

Краевой кризисный центр для мужчин

Это базовое экспериментальное учреждение Министерства труда и социального развития РФ имеет большой жизненный срок — 9 лет.

Консультации здесь оказывают психолог, психотерапевт, социальный педагог, сексопатолог, юрист, андролог, нарколог. Кризисная линия («телефон доверия») в декабре 2004 года отметила своё трёхлетие. Основные принципы работы: доступность, гуманность и анонимность. Проблемы, с которыми обращаются в центр, разнообразны: от супружеских конфликтов, разводов и одиночества до потери смысла жизни и переживаний по поводу наркомании и алкоголизма. Служба создана с целью не подсказать, как именно поступить в той или иной жизненной ситуации, не дать совет, а подвести человека к принятию самостоятельного решения.

У кризисного центра существуют филиалы в г. Бийске, Славгороде и Рубцовске. А также на его базе действуют экспериментальная площадка факультета социологии АГУ, Всероссийского института «Педагогика социальной работы» РАО, немецко-российская лаборатория «Наука об уходе». А вообще, центр долгое время был единственным в России учреждением, занимающимся оказанием столь полной психологической помощи именно мужчинам.

Краевой кризисный центр для мужчин — 40−52−70 (г. Барнаул), 5−79−88 (г. Славгород), 23−22−16 (г. Бийск), 31−8-95 (г. Рубцовск).

Кризисный центр для женщин

Этот «телефон доверия» осуществляет свою деятельность круглосуточно и без выходных. Консультации проводят психологи, прошедшие курс обучения работе на кризисной линии. Основные клиенты — женщины, что вполне логично, но иногда сюда звонят и дети, и мужчины. Несмотря на специализированную направленность, беседа проводится с любым абонентом, время разговоров не ограничивается. Консультант слушает внимательно и сочувственно. Ни в коем случае он не скажет абоненту ничего плохого, не укорит и не упрекнет, свою точку зрения навязывать тоже не станет. Основная проблема, с которой обращаются сюда женщины, — насилие в семье. Зачастую консультант — это первый и единственный человек, которому позвонившая решает открыться. Разговоры эти абсолютно конфиденциальны, звонки фиксируются только в виде кодовой записи, обозначающей суть проблемы, номер абонента не определяется и не записывается. И это — уникальное правило для всех «телефонов доверия».

Кризисный центр для женщин — 43−57−03.

Кризисный центр для подростков

Открылся в сентябре 2003 года на базе Российского детского фонда. Специфика центра заключается в том, что здесь работают как с детьми, так и с их родителями. Причем мнения последних по поводу оказываемой «телефоном доверия» помощи разделились примерно 50 на 50. Есть мамы и папы, которые одобряют создание подобного рода службы, считают это полезным и нужным явлением, а есть родители, которые не хотят понять, по какой такой причине их дочурка или сынулька должны рассказывать о своих проблемах чужим людям, а не обращаться за советом непосредственно к родным и близким. Как бы там ни было, подростки (в основном в возрасте 14−16 лет) охотно звонят и делятся своими переживаниями, существует даже ряд постоянных клиентов. Тематика звонков примерно следующая: у девушек на первом месте взаимоотношения с молодым человеком, на втором — взаимоотношения с подругой, на третьем — взаимоотношения с коллективом. У парней немножечко по-другому, у них на первом месте коллектив, потом уже девушка, а потом друг. И все это на фоне конфликта отцов и детей.

Психологические консультации с абонентами проводят добровольцы-волонтеры, имеющие высшее психологическое или социологическое образование и прошедшие курс обучения работе на «телефоне доверия». Главное требование при приеме на работу консультантом — понимание психологии подростка. Ни в коем случае не поучать и не ругать («будешь пить — почки отвалятся»), а относиться к подростку как ко взрослому человеку, считать его взрослым, ведь именно так он считает сам.

У консультантов есть ряд специфических приемов общения, например, нежелательно задавать вопрос «почему?», в этом случае абонент обращается к психологической стороне дела, а чаще всего он к этому не готов и желал бы сконцентрироваться на внешних причинах.

По желанию клиента могут проводиться очные консультации — в тех случаях, когда это необходимо. А в основном же добрые собеседники подростков безличны и работают под псевдонимами.

Кризисный центр для подростков — 36−65−66 (с 9.00 до 18.00)

Татьяна Сазоник.

Подписка на еженедельную рассылку самых полезных новостей
Пользователь согласен на получение информационных сообщений, связанных с сайтом и/или тематикой сайта, персонализированных сообщений и/или рекламы, которые могут направляться по адресу электронной почты, указанному пользователем при регистрации на сайте.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость