Здоровье

Пособие для худеющих

Для того чтобы понравиться молодому человеку, 16-летняя Ольга Понамарёва решила похудеть. Через полгода при росте 160 см она весила около 40 килограммов. Ходить стало трудно - отказывали ноги, всё тело покрылось волосяным покровом. Некоторые доктора признали её безнадёжной. И только лучшие психиатры Барнаула подняли девочку на ноги.

- Я начала вести журнал, в котором записывала, что и сколько съела,- рассказывает Ольга, - в понедельник- 10 изюминок, во вторник - 2 сухарика, в среду - кружку бульонного кубика… Сочиняла стихи про голод.

- Однажды я заглянула в её шкаф и ужаснулась, - вспоминает Елена, её мать, - среди одежды были распиханы шоколадки, йогурты, срок годности которых уже давно истёк, засохшие печенья, булочки.

Всё началось с момента, когда парень, который Ольге очень нравился, без задней мысли сказал: “Мне нравятся худенькие девушки”. Да к тому же среди молодёжи давно властвует культ худощавого тела. Когда Ольгу чем-то угощали, она с улыбкой принимала подарки, но не ела их. Прятала в шкаф… Так началась её собственная "кодировка".

- Прошлым летом Оля уехала в деревню к бабушке, - рассказывает её мама, - бабушка звонит и говорит, что она ничего не ест. Я сначала не придала этому особого внимания - девчонки есть девчонки, все фигуру блюдут... Потом из деревни мне позвонила сестра и в панике сказала,что она вообще ни-че-го не ест.

Знакомые стали спрашивать у родителей Оли, почему девочка так похудела. Родители не на шутку заволновались.

- Она утром зайдёт на кухню, включит микроволновку и варит там несколько ложек геркулесовой каши, - со слезами на глазах рассказывает Елена. - Я говорю: “Оленька, открой дверь”. А у неё сразу психоз: не заходите, а то я вообще ничего есть не буду! Дошло до такого абсурда, что мы искали в мусорке скорлупки от яиц, которые она якобы жарила. Переворачиваю всё ведро - скорлупок нет. А она начинает плакать, кричит: “Я их сразу же выбросила в мусоропровод…”

Когда парень, из-за которого Оля начала стремиться к идеалу, увидел её в таком состоянии, у него был шок.

- Он сказал мне, что если через две недели я не поправлюсь, то между нами ничего быть не может, - делится Оля, - но через две недели я похудела ещё сильней. Он посмотрел на меня… На том мы и расстались.

- Мы с отцом себе места не находили, - вздыхает Елена, мама Ольги,- к 1 сентября поехали в Барнаул покупать Оле вещи к школе, так как все прежние с неё сваливались. Отправляя дочку в 11-й класс, мы подбирали ей вещи в детском магазине. Узнав, что это будущая выпускница, продавцы просто пришли в ужас.

Идти к врачам девочка отказывалась, устраивала истерики. И лишь зимой, когда она совсем растаяла как свечка, начала понимать, что без помощи медиков ей уже не обойтись.

- Я начала вылезать из “Газели” и упала, - говорит Ольга, - сил держаться на ногах не было, да и дублёнка казалась такой тяжёлой, что я просто прогибалась под ней. Люди из “Газели” выскочили, спрашивают: “Девушка, что с вами?” Вообще-то, когда я решила не есть, я хотела сбросить всего лишь килограмм…

- Всё её тельце начало покрываться чёрными густыми волосами, как у зрелого мужчины, - как об ужасном сне вспоминает всё пережитое Елена, - волосами покрывалась спина, живот, грудь, ноги… Как объяснили врачи, это было связано с нарушением работы гипофиза. С головы волосы, наоборот, начали выпадать пучками… Осмотрев Олю, гинеколог сказала, что если она не начнёт набирать вес, то у неё могут рассосаться матка и яичники. Ногти стали жёлтыми, цвет лица - бледно-синим.

Когда Ольга согласилась с уговорами родителей, что нужно лечиться, они отправились к шаманке, которая работала в Барнауле.

- Она что-то шептала над Олей, а потом отводит меня в сторону и спрашивает: а у вашей дочки уже давно рак? - говорит Елена. - Знакомые подсказали, что нам надо искать хорошего психиатра. Сначала Олю положили в детский психоневрологический диспансер. Там она отлежала две недели. Но потеря веса продолжалась. Без изменения состояния её оттуда выписали как безнадёжную. Мы все были в панике. Тогда мне посоветовали обратиться к Борису Пивню, заведующему кафедрой психиатрии АГМУ.

Психиатры поставили Ольге диагноз: анорексия. Это заболевание, характеризующееся потерей веса, страхом полноты. Больные анорексией постоянно беспокоятся по поводу мнимого увеличения веса, даже находясь в состоянии крайнего истощения.

- Борис Николаевич напрямую сказал ей: если не будешь есть мясо, то скоро умрёшь, - рассказывает Елена,- объяснял, что в мясе содержатся белки, которые являются строительным материалом для клеток. А у неё клетки не строятся, так как не из чего. Он спросил Олю, когда она ела мясо. Она ответила: "Вчера". Я понимала, что она врёт. А она в ответ истерику закатила: "Я ела, ела, ты просто не видела…"

Во время лечения у психиатров с Олей работала бабушка-знахарка. Читала молитвы, находилась с девочкой.

- Бабушка сказала, что на Оле большая порча. При отлитии воском была видна картинка - могила с крестом.

Однако постепенно Оля пошла на поправку, начала набирать вес. Но вес распределялся неравномерно. Руки, ноги так и оставались тонкими как спички, а живот казался большим. Врачи говорили, что постепенно вес распределится по всему телу, но на это нужно время.

Сейчас Ольга чувствует себя хорошо. Отношения с любимым человеком у неё наладились. При росте 168 см она весит 56 кг. Правда, привычка прятать конфеты, шоколад в шкаф до сих пор осталась.

“В год у нас бывает пять-шесть подобных случаев”

Наталья Кузенкова, сотрудник краевого психоневрологического диспансера для детей:

- Анорексия - это очень серьёзное, тяжёлое психологическое заболевание, которое может привести к смерти. Чаще всего им страдают девочки. Как правило, это очень ответственные, исполнительные дети, которые учатся на “отлично”. Поэтому они с особым усердием начинают соблюдать различные диеты, которые разрабатывают сами для себя. Либо сразу после еды вызывают рвоту, прячут пищу. В год у нас бывает пять-шесть подобных случаев. Что самое интересное - ни один из этих пациентов не был действительно толстым. Это просто справные девушки и юноши, о которых говорят “в теле”. Толчком к идее похудеть становится то, что кто-нибудь говорит им: "ты толстенькая" или "ты справная". Разубедить их в том, что они нетолстые - очень и очень сложно. Как только их начинают усиленно кормить, они дают себе огромные физические нагрузки. Работать с такими больными очень сложно, особенно если они довели себя до белкового голодания. И результат лечения во многом зависит от степени заболевания и от желания вылечиться. Нередко анорексия чревата летальным исходом.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость