Здоровье

"Придушим гидру". Почему мы не сможем победить наркоманию?

У нас сейчас про город Бийск говорят, что он - "наркостолица Алтайского края". Это из-за последних громких задержаний и судебных процессов над тамошними наркоторговцами. На прошлой неделе "СК" тоже сообщал об очередной большой победе Бийского управления Госнаркоконтроля - рекордном количестве задержанных, изъятого "товара".

Хотя лично я, например, не верю, что в Бийске ситуация с распространением наркотиков хуже, чем, например, в Барнауле или Рубцовске. Потому что рекордные показатели - задержанные "барыги", поставленные на учет наркопотребители, зарегистрированные носители ВИЧ-инфекции - могут говорить и об обратном. О том, что в Бийске силовики и медики просто научились эффективнее противостоять распространению наркотиков, чем в других городах. Когда я, кстати, поделился этим соображением с руководителем межрайонного отдела Бийского Госнаркоконтроля Владимиром Румянцевым, он согласился, мол, так оно и есть.

Другое дело, что этот тезис сейчас не докажешь, - реально о распространении наркотиков на территории Алтайского края и о том, как с этим злом бороться, мы до сих пор знаем слишком мало. Уж лет десять, как героин победно шествует по региону, а у нас - у общества, у представителей власти, родителей - нет до сих пор четкого представления, с чем мы имеем дело и какова реальная картина поражения. Вот это я вам сейчас коротко доказать и попытаюсь.

Доклады, доклады…

- Мы очень благодарны, что вы приехали к нам и обсуждаете столь важный вопрос. Пришло время всем миром собраться и придушить эту гидру наркомафии. Совсем задушить мы ее, конечно, не в силах, но переломить ситуацию просто обязаны, - так мэр Бийска Анатолий Мосиевский приветствовал участников выездного заседания двух комитетов Алтайского крайсовета, состоявшегося в Бийске в конце апреля. Депутаты, общественники, представители силовых структур, медики обсуждали проблему наркотизации, вопросы профилактики наркомании и участия в этом деле общественных организаций.

Собственно, это заседание мало чем отличалось от аналогичных, которые последние годы на эту острую тему регулярно проводятся тут и там. Сначала - несколько докладов чиновников, медиков и "силовиков" со страшными статистическими данными и тезисами, что "наркомания - это болезнь общества" и одними только карательными мерами ее не побороть, и с приведением списков мер и мероприятий.

Любопытно, что данные у докладчиков (например, о поставленных на учет и снятых с учета потребителях наркотиков) разные. Я не хочу здесь приводить эти цифры, во-первых, потому что и некоторые из выступавших говорили, что это "всего лишь официальные данные", а на самом деле потребителей в разы больше. А во-вторых, эти тысячи имеющихся в регионе потребителей героина и другой отравы, как ни крути, - в таком контексте всего лишь информация из статистических отчетов. И непонятно, почему из года в год их число может вырастать или снижаться? Никто из докладчиков (за исключением представителей Госнаркоконтроля, но там особая специфика, и речь шла больше о наркоторговцах), по сути, не мог показать прямую связь между принимаемыми мерами по профилактике или по спасению этих несчастных и тем, как в реальности распространяется болезнь. Впрочем, вот один, мне кажется, показательный пример.

Ленар Султанов, главный врач Алтайского краевого центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями:

- Мы плохо представляем, что сегодня обсуждаем. Ситуация значительно хуже. Восемьдесят процентов потребителей инъекционных наркотиков, которых мы наблюдали, вообще ни разу не обращались в наркологический диспансер. О них там просто не знают. Притом что регион переживает одновременную эпидемию наркомании, ВИЧ-инфекции и туберкулеза. В прошлом году мы благодаря нацпроекту обследовали на ВИЧ 14,5 процента населения края, - и мы выявляем старые, скрытые случаи ВИЧ-инфекции, людей в третьей-четвертой стадии заболевания.

Как говорится, для умного достаточно. Если бы нашлись деньги на обследование ста процентов населения, какие результаты мы бы получили?

Во власти мифов, в ворохе программ?

Потом еще было выступление представителей организаций "Педагогическая лига" и "Новое поколение". И тут чуть не вышел конфуз: после того как общественники поделились своим опытом по спасению наркоманов, представители Епархиального управления объявили, что данные организации - едва ли не секты, которые под прикрытием социальных проектов затягивают граждан России в свои сети. И речь тут идет о "духовной безопасности страны", потому что происходит "перезависимость" - от одной зависимости к другой, и ни о какой реабилитации наркоманов речи быть не может…

Вообще, поспорить было о чем, и аргументов хватало - сильных, и послабее. Один из "общественников", например, сообщил, что знает из своего опыта, что героиновая "ломка" - не такое уж страшное дело, типа насморка, и излечить ее несложно. Другие выступающие в ответ авторитетно заявляли, что наркомания - болезнь практически неизлечимая. Притом что у нас полным-полно клиник, специалистов и методик по лечению наркозависимости. Третьи утверждали, что давно пора законодательно ужесточить наказание для распространителей отравы.

- Я хочу только напомнить, - заметил по этому поводу Даниил Бессарабов, председатель комитета по законности, правопорядку и защите прав граждан, - что у нас в 2003 году внесены поправки в Уголовный кодекс и законодательно закреплена уголовная ответственность за распространение наркотиков до 20 лет лишения свободы. Так что в плане ответственности все нормально…

Вот и получается, что мы потому и не можем как следует заниматься профилактикой наркомании, что мы бедны, слабо информированы и разрозненны. И при этом умеем долго и пространно говорить о том, в чем, в общем-то, плохо пока разбираемся. Даже сам термин "профилактика" многие понимают по-разному. Для одних это - кружки и спортивные секции (как хмуро сказал потом в кулуарах один из участников совещания, "лучше бы вместо разговоров детям сотню мячей купили"), для других - социальная реклама по телевизору и щиты "наружки" "Наш город - за здоровый образ жизни". Которые, наверное, воздействуют на подсознание подрастающего поколения, но пока как-то слабо…

Третьи понимают, что профилактика - это целый комплекс, программа, созданная на основе научного подхода, современных проверенных методик, понятая и принятая общественностью и принятая к действию. Вот и председательствующие на данном совещании депутаты Даниил Бессарабов и Ирина Солнцева заверили присутствовавших, что вся озвученная в тот день информация даром не пропадет. Будет принята к сведению, систематизирована и выработано решение о том, какие меры нам необходимо принимать, чтобы начать учиться комплексно и по науке противостоять социальному злу

Иван ВЛАСОВ.

P.S. Кстати, по данным специалистов краевого наркодиспансера, в последние годы число наркозависимых в регионе снижается. Подростков с диагнозом "наркомания" по сравнению с 1997 годом выявлено в восемь с половиной раз меньше. У взрослых - снижение в два раза. Ситуация стабилизировалась, говорят специалисты. Интересно, почему это произошло? Наркозависимые излечились? Или умерли? Или это мы их спасли? Этого мы тоже, по сути, не знаем.

Важно изучать

"Несмотря на постоянно растущий поток антинаркотических публикаций и выступлений, наркотизм продолжает оставаться одной из наиболее мифологизированных сторон не только общественного, но и профессионального сознания…" - это цитата из книги “Социальное пространство наркотизма", вышедшей в 2000 году. Ее авторы сделали большой социологический срез, опросив несколько тысяч жителей Санкт-Петербурга. Результатом исследования стала целая обойма предложений по профилактике и изучению проблем наркотизации населения, определению направления исследований социальных факторов и механизмов защиты общества от угрозы наркотизации. К сожалению, до сих пор ни этот опыт, ни другие эпизодические попытки отдельных специалистов не были систематизированы.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость