Здоровье

С шапкой по кругу

Решая глобальные задачи, государство упускает возможность позаботиться о каждом ребенке

В советское время рост детской смертности до года неизменно считался "политическим" показателем общественного благополучия. И сегодня за него в любой территории главный педиатр отвечает головой. Судя по цифрам, главным детским специалистам из краевого комитета по здравоохранению за свою голову опасаться незачем, потому что младенческая смертность на Алтае составляет менее 1%. Но за этой цифрой - трагедии, которые в государственном масштабе почему-то кажутся маленькими...

Трагедия первая. Семейная

Несколько месяцев назад в редакцию пришло письмо, в котором тихая, скромная женщина Наталья Кузнецова из села Многоозерного Троицкого района попросила о финансовой поддержке операции на сердце, необходимой для ее новорожденного внука Кости.

Мы написали об этом в газете, и на банковский счет, специально открытый для маленького Костика, сердобольные люди внесли тысячу рублей. В своем следующем письме, горячо поблагодарив читателей за поддержку, а журналистов за помощь, она рассказала эту простую и страшную историю.

Ожидание появления Костика на свет в студенческой семье Нади и Володи, родителей ребенка, стало нечаянной радостью. Съемный угол в чужой барнаульской квартире, крошечную стипендию и небольшую денежную поддержку от пожилых людей из деревни сложно считать стабильным достатком, который позволяет подумать о ребенке всерьез: Но с первых дней жизни малыша трудности в семье оказалось больше, чем они представлялись прежде.

: Врожденный порок сердца, который врачи нашли у мальчика, оказался несовместимым с жизнью. Но, как сказал нам потом главный кардиохирург края Евгений Филиппов, если ребенка взяли на операцию, значит, шансы на успех все-таки были.

Теперь уже трудно восстановить, что именно произошло после того, как в Новосибирском кардиологическом центре им. Мешалкина операция на сердце этого маленького мальчика была завершена. У врачей сотни пациентов, и один случай сложнее другого. Через некоторое время мы получили последнее письмо от бабушки. Оно было сухим и безжизненным. Бабушка Кости сообщила, что 24 февраля мальчику сделали операцию в Новосибирске. "Сказали - крайне тяжелый порок и шансов очень мало.

Если бы операция была сделана в 1 месяц, еще какие-то шансы были. Но квоту нам вырешили только в 3 месяца, - писала она. - 26 февраля похоронили мы Костю. Спасибо вам за все, что вы для нас сделали. С уважением - Кузнецова Наталья".

Трагедия вторая. Врачебная

Оглушенной горем старой женщине даже в голову не пришло искать виновных в смерти своего трехмесячного внука. В том, что "проканителились" и много времени потеряли, молодые родители и бабушка винили самих себя. Хотя, судя по словам заместителя председателя краевого комитета по здравоохранению Валерия Белоусова, с таким диагнозом, который был у этого мальчика, выжить было трудно.

Да, чуда не случилось, и семейная трагедия, в которой и родители, и врачи очень хотели помочь ребенку, на этом была бы исчерпана. Но для того чтобы время, затраченное на поиск денег родителями других детей, не обернулось фатальным исходом, стоит сказать, что в потерях времени виновны не только родственники.

Очереди на кардиохирургическую операцию в нашем крае нет. Специалисты говорят, что для ее оказания детям весом до 10 килограммов здесь просто нет условий, поэтому все дети, которым она необходима, получают бюджетную квоту на лечение в Москве или Новосибирске. Квота - это государственная гарантия того, что самое трудное - лечение этого ребенка - оно берет на себя. Задачу попроще - доставку маленького человечка на место лечения - до 2 августа этого года государство предлагало родителям больного - не инвалида решить самостоятельно. Дополнение к постановлению правительства РФ № 477 "О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг:" позволило решить эту проблему.

Но частота благотворительных марафонов - это показатель того, что самостоятельно с этой задачей родители справляются не всегда. Для того, чтобы вернуть здоровье своему ребенку, никаких денег не жалко. Проблема в том, где эти 5-15 тысяч рублей в непредвиденной ситуации взять?!

Такой вопрос чаще всего задают малообеспеченные родители. Для них, собственно, и предусмотрена в краевом комитете по здравоохранению материальная помощь. Только получают ее те, кто об этой возможности знает. А знают далеко не все... Даже если бы краевая автоматизированная система управления детским здравоохранением отслеживала время, затраченное с момента выявления тяжелых заболеваний и до самой доставки пациента к месту лечения, операция на сердце - всегда очень большой риск. А исход - не всегда благоприятен для ребенка.

Трагедия третья. Государственная

Но взваливать всю ответственность за исход любого лечения на врачей-практиков было бы не справедливо. На последнем заседании правительства премьер-министр Михаил Фрадков признал, что до охраны здоровья детей и материнства "руки дошли только сейчас". А может и хорошо, что так долго не доходили? Поднимая зарплату медикам до 10 тысяч рублей и выше, топ-менеджер сегодняшней реформы здравоохранения Михаил Зурабов предлагает потогонную систему работы. Она выдавит из поликлиники думающего участкового терапевта и педиатра. Сюда не придет профессор даже за 30-50 тысяч рублей, как мечтает Михаил Юрьевич Зурабов. Министр здравоохранения и социального развития России должен понимать, что профессору нужна хорошая лабораторная база и помощники. Не обязательно - кандидаты наук. Просто хорошие, опытные педиатры. Детский организм требует, мягких рук, чуткого уха и наметанного глаза. В противном случае, к нему не пойдут ни за какие деньги.

Хорошие поликлинические педиатры не захотели оставаться самым слабым звеном в педиатрической помощи, поэтому переквалифицировались в узких специалистов и уже предлагают медицинские технологии, способные снизить младенческую смертность до десятых процента. Сегодня повлиять на здоровье будущего ребенка можно на этапе ... лабораторных анализов первого месяца его внутриутробной жизни. Хватило бы средств и желания у глав администраций районов, где показатели младенческой смертности наиболее высоки, отправить будущих мам своевременно к ним на консультацию.

По качеству оказания медицинской помощи Россия сможет догнать развитые страны Европы, если на помощь к больному ребенку придет не только вдумчивый врач, но и социальный работник. Тот, кто знает, какой фонд быстро выплатит ссуду на лечение ребенка и захочет помочь семье малыша.

Не знаю, какие зарубежные фонды поверят в то, что очередной этап реформы российского здравоохранения вернет пациенту хорошего врача. По данным "Российской газеты" на проведение "пилотных" проектов у Всемирного банка был уже взят заем на 336 миллионов долларов. Наверно, у известного детского врача Леонида Рошаля есть основания утверждать, что деньги ушли впустую...

Сейчас, по словам Валерия Белоусова, каждый третий рубль из краевого бюджета, выделенного на здравоохранение, расходуется на детство. А дефицит, по убеждению заведующей кафедрой акушерства и гинекологии Натальи Фадеевой, на две трети восполняется за счет "жесточайшей эксплуатации энтузиазма медиков".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость