Здоровье

Война за маленькое счастье

Большинство детей-инвалидов на Алтае не получают необходимой поддержки и реабилитации. Именно эта противоестественная для цивилизованного общества ситуация заставляет их родителей становиться на тропу войны с государством.

На это были направлены поездка в Москву родителей детей-инвалидов к президенту России Владимиру Путину (май 2005 года), пикет в Барнауле под лозунгом "Защитим права женщин и детей" (октябрь 2005 года). А недавно краевые общественные организации "Незабудка", "Мать и дитя" и Алтайский краевой союз общественных организаций инвалидов объявили войну Краевому центру социально-психологической реабилитации населения, о чем официально уведомили краевые власти и СМИ.

Почему родители недовольны работой центра, пытался разобраться корреспондент "СК".

Эти дети не похожи на других

Матери двоих инвалидов Ольге Кислице последние 13 лет, после трагической гибели мужа-милиционера, приходится воспитывать своих мальчишек одной. Втроем живут в Барнауле на две пенсии и компенсации, положенные инвалидам. В общей сложности это 6,5 тысячи рублей в месяц. Парни растут, а вместе с ними и проблемы, которые необходимо решать. Старшему, Алеше, уже 25, младшему, Диме, - 18 лет. У обоих серьезные генетические нарушения, связанные с повреждением хромосом (по мнению генетиков, это результат облучения родителей их отца во время ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне).

Подростками оба посещали Краевой центр социально-психологической реабилитации населения. Пока он располагался в черте города, на ул. Гоголя, 6, добраться туда с Солнечной поляны Ольге с двумя детьми-инвалидами 1-й и 2-й группы было трудно, но все же возможно. А когда в конце 2004 года центр переехал за город, в бывший детский санаторий "Колос" на ул. Тихонова , 68, пришлось ограничиться посещением "Незабудки" (краевая общественная организации родителей детей-инвалидов и инвалидов детства, расположена на ул. Профинтерна, 11). С "Незабудкой" Ольга и ее сыновья дружат уже 10 лет, с самого основания. Встречи в здешнем клубе общения - по большому счету единственная отдушина в жизни проблемной семьи.

Здесь мы и познакомились неделю назад с Димой и его мамой. Приветливый общительный юноша практически не говорит. У Димы, как и у его старшего брата, обнаружено повреждение хромосом, но еще более глубокое. В отличие от Алеши он никогда не посещал детский сад и не обучался. Даже на дому.

Ольга и Андрей Кислица (так звали мужа Ольги Петровны) не виноваты в трагедии своих детей, равно как и многие другие родители. Но к ним в нашем обществе относятся так, словно они совершили что-то неприличное, дав жизнь ребенку с физическими и психическими отклонениями. Наверное, это происходит оттого, что законы, распространяющиеся на больных людей, в нашей стране пишут и принимают здоровые люди, не представляющие, как нужно учить, лечить, реабилитировать инвалидов.

Льготный проезд в транспорте, доставка детей-инвалидов в центр социально-психологической реабилитации - проблемы, которые должны решаться на краевом уровне. Но не решаются. Раньше, даже находясь в черте города, центр своим транспортом собирал детей и их родителей на остановках. Теперь, располагая автобусом и специально выделенной для этой цели "Газелью", он этого не делает, ссылаясь на дороговизну бензина. При этом на хозяйственные нужды, включающие обслуживание автотранспорта и покупку горюче-смазочных материалов, учреждению выделяются приличные средства (в прошлом году - 1,6 млн. рублей, что в три раза больше, чем аналогичному центру в Бийске), а ревизия, проведенная комитетом администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике, обнаруживает необоснованное списание 1093 литров бензина.

- На гору нам не добраться. Четыре часа уйдет только на дорогу в оба конца. Там пешком еще идти надо по лесу. А у Димы ноги плохо двигаются, устает очень быстро. Этот центр хорош только для постоянного пребывания, - считает Ольга. Но на стационар туда Диму с его заболеванием не возьмут, причем на законном основании.

Не частное дело

Проблема семьи Кислица - не частное дело. В крае насчитывается 11808 детей- инвалидов, воспитывающихся в 10847 семьях. Их реабилитацией в краевой системе социальной защиты населения занимаются четыре центра для детей с ограниченными возможностями, что крайне недостаточно.

Барнаульский центр, который вопреки решению краевого Совета народных депутатов продолжает функционировать как Краевой центр социально-психологической реабилитации населения, а не детей-инвалидов, согласно штатному расписанию одномоментно может принять около ста ребятишек. Курс реабилитации ребенка в зависимости от ее формы продолжается от одного до двух с половиной месяцев. На содержание центра из краевого бюджета ежегодно отпускается 11-13 млн. рублей. Как видим, реабилитация детей-инвалидов - дело не только трудное, долгое, но и дорогое. Общественные организации, работающие по проблемам детей-инвалидов, задаются критическими вопросами к руководителю центра Надежде Куликовой:

почему в центр не принимают детей с тяжелой степенью заболевания (колясочники, дети с глубокой задержкой интеллекта)? Почему не организована доставка детей в центр при посещении отделения дневного пребывания? Почему не установлено имеющееся оборудование, предназначенное для реабилитации детей с заболеванием детским церебральным параличом?

Почему нет обучения детей школьного возраста во время их пребывания в стационаре?

Корреспонденту "СК" также не удалось получить ответы на эти вопросы, т. к. г-жа Куликова после посещения центра в начале февраля представителями КСНД, администрации края и "Главалтайсоцзащиты", вскрывшими серьезные недостатки в работе вверенного ей учреждения, второй месяц находится на больничном. Заместитель Надежды Куликовой Раиса Козодоева отказалась комментировать ситуацию в части организационных и финансовых вопросов, сославшись на то, что отвечает непосредственно за реабилитационный процесс.

Однако несмотря на нездоровье руководителя, вопрос о работе центра станет предметом обсуждения сессии краевого Совета народных депутатов в апреле нынешнего года. На ее рассмотрение, как сообщил "СК" начальник управления "Главалтайсоцзащита" Сергей Дикарев, будет вынесен вопрос о реорганизации краевых государственных учреждений социального обслуживания "Краевое учреждение социально-психологической работы с населением" и "Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" в форме их слияния.

МНЕНИЯ

Галина Федянина (Барнаул):

- В Барнаульский центр моего ребенка не берут, мотивируя неприспособленностью для детей, не передвигающихся самостоятельно. А вот в Бийский реабилитационный центр, который тоже не приспособлен для таких детей, взяли! И без сопровождающего! Все-таки это зависит в первую очередь от руководителя.

Валентина Круглова (г. Заринск):

- А вот я с дочерью уже месяц езжу в Барнаульский центр. Хоть и трудно добираться, и устаем сильно, что поделаешь? У нас в городе нет такого центра.

Лене 19 лет, у нее глубокое отставание в развитии, поэтому и приехали сюда, чтобы научить дочку себя обслуживать и хоть что-то по дому делать.

Виктор Пупарев (с. Березовка Первомайского района):

- Мы уже лет семь ездим сюда с дочерью Таней. Сейчас ей 20 лет. Занятия в центре - большое подспорье для нас. Но добираться дорого и трудно. Раньше ездили на автобусах, теперь добираемся с пересадкой на машрутках-"Газелях", а потом пешком по лесу. Раз в неделю тянем пока, а два раза в неделю - уже нет.

Марина Филимонова (г. Барнаул):

- Мы хоть и местные, а тоже на поездку в центр тратим целый день. Если бы ходил автобус, была бы льгота. В маршрутках льготный билет не действует. Хотелось бы оставить ребенка на месяц в стационаре, самой отдохнуть, но нам отказывают, потому что обслуживают детей только до 18 лет.

Из письма главе администрации края А. Б. Карлину:

"Может быть, Барнаульский центр и очень хорош, только я свою дочь пролечить там не могу. Впервые обратилась туда в июне 2005 года. Мне ответили, что врач в отпуске. В августе нас записали на 21 ноября, но на следующий же день отказали, сославшись на то, что в ноябре будет заезд "даунят", и посоветовали звонить в декабре. В декабре сказали: "Звоните после Нового года". А после Нового года ответ - "Ваша возрастная группа будет только летом, если вот только на дневной стационар..." Но ведь не будешь из Заринска ездить на дневной стационар. В итоге моя дочь с 20 февраля 2006 года находится в Бийском реабилитационном центре, куда мы смогли попасть без всяких проблем и отказов".

Г. А. Морозова, г. Заринск.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость