Жизнь

Алтайские хохлы

Романовский район нашего края считается самым украинским - в нем очень много жителей, которые являются потомками украинских переселенцев. Село Дубровино находится в нескольких километрах от райцентра и негласно считается самым "украинским" селом района.

Практически каждый житель Дубровино имеет прямых предков, приехавших на освоение сибирских земель в конце XIX века. У многих жителей до сих пор много родственников на Украине. По селу разносится характерная речь с особым, "хохляцким", выговором. Даже те, кто не имеет украинских корней, быстро перенимают местное "шоканье". Особенно колоритна речь старожилов - украинский и русский настолько переплелись, что не всегда можно понять сказанное. Ну а фамилии здешние сплошь заканчиваются на "о" - Ищенко, Романенко, Гордиенко, Калиниченко.

Председатель сельского совета Антонина Кадар рассказывает, что жителям села присущи типичные украинские черты характера - сметливость, консерватизм. Отличает это село и любовь к пению - местный фольклорный ансамбль имел звание народного и был лауреатом многих конкурсов. И, естественно, основу репертуара составляли украинские песни.

Родственник Калашникова?

Иван Федорович Калашник - потомок самых первых переселенцев из Украины, которые обосновались на этой земле. Ему 76 лет, и всю свою жизнь он проработал в дубровинской школе, более 30 лет был ее директором. С историей села неразрывно связана вся его жизнь, долгие годы он вел его летопись.

Согласно исследованиям Ивана Федоровича, первыми жителями этих мест были три русские семьи Завражиных. В начале 1874 года они приехали сюда из Тамбовской губернии. Остановились около речки покормить лошадей. И уж больно им понравились окрестности - рядом березовые колки, сосновый бор, птички поют, река рядом, значит, есть рыба. Здесь и остались, начали строиться. Поселение назвали Кривинка - река в этом месте делает изгиб.

В 1878 году из Полтавской губернии прибыло пополнение - много украинских семей: Омельченко, Ищенко, Чепурко, Калашник. И тоже стали строиться. Когда пришло время узаконить образование села. И решено было назвать его Дубровино, потому как по-украински "дубрава" значит "березовая роща". Родители Ивана Калашника родились уже здесь, на алтайской земле, в 1904 году.

Иван Федорович рассказывает, что сколько ни пытались поселиться здесь татары, казахи, но так и не прижились. Сельчане, выходцы с Украины, как могли сохраняли свои традиции - песни, обряды, праздники. "Хохол хохла всегда поймет", - уверен Калашник. Свадьбы проходили с размахом, а вместо фаты у здешних невест до 90-х годов (!) на венках развевались традиционные украинские ленты. Дед и брат деда Ивана Калашника занимались тем, что из лозы плели хаты. "Лозы и по сей день здесь до черта!" - улыбается наш рассказчик. Отец Ивана делал валенки, ткал половики, шил сапоги. Жизнь текла в селе дружно, хлебосольно. Хаты никогда не закрывали и обижались на односельчан, если вдруг помогать не позвали. Поначалу русские и украинцы отмечали праздники отдельно, но все равно тянулись друг к другу и перенимали обычаи. Очень любили поесть - сало, вареники, помпушки с чесноком, с маком, галушки, колбаса украинская…

Кстати, не исключено, что наш герой - родственник известного во всем мире своим автоматом Михаила Калашникова. Деда Ивана Федоровича звали Трофим, а его родного брата (того самого, с которым хаты плели) звали Тимофеем. Однажды братья крепко поссорились, да так и не помирились больше. Тимофей оставил Дубровино и уехал на юг. "Мать рассказывала, - вспоминает Иван Калашник, - что было лишь известно, что Тимофей осел где-то в районе Курьи. В те времена многие меняли свои фамилии на более русские, и, возможно, брат деда так и сделал. Уж очень много совпадений. Да и отчество у знаменитого Михаила Калашникова не какое-нибудь, а именно Тимофеевич. И по времени все совпадает".

Хранитель

На селе сегодня Ивана Калашника называют не иначе, как хранитель. С того момента, как начала работать в школе, он аккуратно писал летопись села. Разговаривал со старожилами, записывал всех, кто приезжал, фиксировал важные даты и события. В школе основал музей, где собирал фотоальбом, вещи, предметы быта.

Иван Федорович лично знаком с сегодняшним председателем крайсовета Александром Назарчуком. Через него Калашник не раз решал проблемы села, например, строительство дороги. Когда из Дубровино в Барнаул было отправлено ходатайство, подписанное семью сельчанами, Назарчук ответил лично Ивану Федоровичу. Он знал, что никого не волнуют проблемы села так сильно, как его.

А Дубровино не раз сотрясали невзгоды: отделение от совхоза, образование колхоза - все проходило болезненно. Несколько раз село и вовсе оказывалось на грани исчезновения. Но всякий раз за дело брался Иван Федорович. Уважаемый человек. Любимый всеми. И все ему удавалось. Например, благодаря ему в Дубровино, далеко не самом большом селе, появилась первая в районе школа-восьмилетка.

90-е годы принесли много бед стране и Дубровино не обошли. В 1993 году начали раздавать земельные паи, а учителей наделить забыли. Иван Федорович тогда крепко обиделся - всю жизнь отдал селу и не получил права на небольшой надел. К тому времени летопись села уже была им собрана. Материалов набралось - полный чемодан. "Много там было всего интересного… - сетует Калашник. - Все старожилы названы пофамильно, те, кого давно уже в живых нет… Я все думал, вот пойду на пенсию, все это аккуратно оформлю и передам в музей или в сельский совет. Да так разобиделся." На этом Иван Федорович оборвал рассказ, замолчал, задумался. От обиды на новую власть в сердцах он, дважды отличник народного просвещения, сжег все свои накопленные за десятки лет материалы. Весь чемодан.

Возвращение

Совсем недавно в Дубровино возродили молельный дом. Церкви здесь пока нет. Но по просьбе стариков сделали что смогли. Здесь есть свой батюшка, молодой парень. Из райцентра по большим праздникам приезжает священник.

Когда-то, еще до советской власти, здесь были и церковь, и монастырь. Одна монашка, когда в Дубровино уничтожили церковь, спрятала и сберегла церковный крест. Потом она его передала бабушке Ивана Федоровича, которая хранила его до своих последних дней. Когда возрождался молельный дом, Иван Калашник передал крест туда. На свое место.

Горилка, как она есть

В другой дубровинской украинской семье - Ивана Тимофеевича Ищенко - нас тоже встречали по-украински хлебосольно. С горилкой, борщом и салом. Быстрая речь хозяев уж совсем украинская. "Матэ" - мать, "якой" - какой, "чий" - чей. Приходилось переспрашивать, если вдруг чего не поняли.

Иван Тимофеевич, так же как и Калашник, потомок первых дубровинских переселенцев. Только отработал он всю жизнь не в просвещении, а в колхозе, на тракторе. "У меня один брат женился на русской, второй - на немке, а мне хохлушка досталась", - смеется Иван Тимофеевич. Сам он, между прочим, настоящий певец, не один год пропел в местном фольклорном ансамбле. В подтверждение тут же вместе с женой Валентиной запевают знаменитую "Несе Галя воду". Да так, что грех не подключиться!

И тут самое время поинтересоваться, как нужно готовить сало, хороша ли местная горилка. Валентина делится рецептом: "Сало нужно большими ломтями порезать, перемешать с солью, перцем, чесноком и уложить слоями в деревянные ящики". А про горилку Иван Тимофеевич лучше знает: "То, что в магазинах продается, это не горилка, а гадость какая-то. Суррогат! Вы лучше к нам приезжайте, угостим настоящей!"

P.S. Удивительно, но, находясь в Дубровино, невольно начинаешь копировать местную манеру говорить. Сельчане и по-русски тоже говорят, причем очень грамотно! А ведь многие в школу шли, совсем его не зная. Осваивали как положено, без "паразитов". Говорят на русском и в том случае, если куда-то уезжают из села. А как только на обратном пути пересекают границу родного района - опять начинают говорить по-своему, по-дубровински. И немцы, и русские быстро перенимают особый говор и начинают здесь говорить "по-хохляцки". Корреспонденты "СК" не стали исключением - "шокали" до самого Барнаула.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость