Безопасные и качественные автомобильные дороги — 2020
Как в Барнауле реализуют проект национального масштаба
Барнаул в 2020 году продолжил работу в масштабном национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги», направленном на обновление улично-дорожной сети и создание комплексной комфортной, современной и безопасной городской среды.

Стоимость и объемы работ
В этом году на выполнение запланированных работ была выделена сумма, превышающая 1 млрд рублей.

На стадии подготовки реализации работ, предусмотренных на 2020 год, сообщалось, что финансироваться они будет из бюджетов трех уровней. Федеральные средства были заложены в сумме 666 млн рублей, краевые — 157 млн рублей и городские — 223,6 млн рублей.

Список возводимых и ремонтируемых объектов, включенных в нацпроект, очень внушителен. Весной 2020 года, еще до старта всех работ в городской администрации проинформировали, что список дорожных участков, попавших в нацпроект БКАД в текущем году выглядит так:
• улица Попова от Власихинской до Трактовой (реконструкция дороги, продолжение работ, начатых в 2019 году);
• улица Сиреневая от Взлетной до Балтийской (строительство);
• строительство дороги по проезду Северному Власихинскому;
• реконструкция моста на улице Мамонтова в селе Власиха;
• путепровод через железнодорожные пути на улице Попова;
• проезд Канатный от улицы 6-й Нагорной до проезда Канатного, 97;
• переулок Ядринцева от улицы Партизанской до Ползунова;
• улица Опытная станция от Опытной станции, 4-а до Опытной станции, 100;
• переулок Циолковского от улицы Партизанской до Ползунова;
• улица Пушкина от Промышленной до проспекта Ленина;
• улица Мало-Тобольская от проспекта Ленина до улицы Промышленной;
• улица Мерзликина от Социалистического до Красноармейского;
• улица Пролетарская от Челюскинцев до Пролетарской, 311;
• улица Бриллиантовая от проспекта Калинина до улицы Бриллиантовой, 4;
• улица Куйбышева от улицы Мусоргского до проспекта Дзержинского;
• дорога на СНТ «Флора» от Змеиногорского тракта до конечной остановки «СНТ Флора»;
• улица Понтонный Мост от Красноярской до улицы Понтонный Мост, 231;
• улица Куета от улицы Куета, 15 до проезда Делового;
• улица Советская от проспекта Комсомольского до площади Октября;
• улица Путиловская от проспекта Комсомольского до бульвара 9-го Января;
• улица Титова от Малахова до 12-й Западной;
• улица Сибирская от улицы Научный городок до Весенней;
• улица Магистральная от Гоньбинского тракта до улицы Сибирской;
• автодорога к поселку Черницк от автодороги Калманка — Новороманово — Лебяжье до улицы Пионерской;
• улица Пионерская от подъезда к поселку Черницк до улицы Новостройка;
• улица Новостройка в поселок Черницк от улицы Пионерской до Вишневой;
• улица Северо-Западная от проспекта Ленина до улицы Сергея Лазо;
• улица Антона Петрова от Малахова до Попова;
• улица Молодежная в поселок Бельмесово от улицы Мостовой до Нагорной;
• улица Лоцманская от Лоцманской, 25 до Озерной;
• улица Озерная от улицы Лоцманской до переулка Почтового;
• переулок Почтовый от улицы Озерной до Водников;
• улица Водников от переулка Почтового до Водников, 11;
• улица Водопроводная от Линейной до Парфенова;
• улица Линейная от Водопроводной до Водопроводной, 154.
• улица Попова от Власихинской до Трактовой (реконструкция дороги, продолжение работ, начатых в 2019 году);
• улица Сиреневая от Взлетной до Балтийской (строительство);
• строительство дороги по проезду Северному Власихинскому;
• реконструкция моста на улице Мамонтова в селе Власиха;
• путепровод через железнодорожные пути на улице Попова;
• проезд Канатный от улицы 6-й Нагорной до проезда Канатного, 97;
• переулок Ядринцева от улицы Партизанской до Ползунова;
• улица Опытная станция от Опытной станции, 4-а до Опытной станции, 100;
• переулок Циолковского от улицы Партизанской до Ползунова;
• улица Пушкина от Промышленной до проспекта Ленина;
• улица Мало-Тобольская от проспекта Ленина до улицы Промышленной;
• улица Мерзликина от Социалистического до Красноармейского;
• улица Пролетарская от Челюскинцев до Пролетарской, 311;
• улица Бриллиантовая от проспекта Калинина до улицы Бриллиантовой, 4;
• улица Куйбышева от улицы Мусоргского до проспекта Дзержинского;
• дорога на СНТ «Флора» от Змеиногорского тракта до конечной остановки «СНТ Флора»;
• улица Понтонный Мост от Красноярской до улицы Понтонный Мост, 231;
• улица Куета от улицы Куета, 15 до проезда Делового;
• улица Советская от проспекта Комсомольского до площади Октября;
• улица Путиловская от проспекта Комсомольского до бульвара 9-го Января;
• улица Титова от Малахова до 12-й Западной;
• улица Сибирская от улицы Научный городок до Весенней;
• улица Магистральная от Гоньбинского тракта до улицы Сибирской;
• автодорога к поселку Черницк от автодороги Калманка — Новороманово — Лебяжье до улицы Пионерской;
• улица Пионерская от подъезда к поселку Черницк до улицы Новостройка;
• улица Новостройка в поселок Черницк от улицы Пионерской до Вишневой;
• улица Северо-Западная от проспекта Ленина до улицы Сергея Лазо;
• улица Антона Петрова от Малахова до Попова;
• улица Молодежная в поселок Бельмесово от улицы Мостовой до Нагорной;
• улица Лоцманская от Лоцманской, 25 до Озерной;
• улица Озерная от улицы Лоцманской до переулка Почтового;
• переулок Почтовый от улицы Озерной до Водников;
• улица Водников от переулка Почтового до Водников, 11;
• улица Водопроводная от Линейной до Парфенова;
• улица Линейная от Водопроводной до Водопроводной, 154.
— На объекты национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» направлено более 1 млрд рублей, в том числе 666 млн рублей — это средства федерального бюджета, 223,7 млн рублей — городского. И хотелось бы сказать слова благодарности губернатору и правительству Алтайского края, которые проект поддержали и выделили 157 млн рублей.
Вячеслав Франк
Глава Барнаула
Впрочем, на этом список масштабных ремонтных работ в рамках национального проекта не ограничился. Было принято решение и выделены средства на то, чтобы дополнительно по проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» отремонтировать еще два объекта.

Речь идет о следующих дорогах:
— Павловский тракт от улицы Трактовой до путепровода через железнодорожные пути. Стоимость работ составила 147,1 млн рублей;
— Подъезд к спортивной школе олимпийского резерва по гребле на байдарках и каноэ имени Константина Костенко. Стоимость работ составила 41,9 млн рублей. Здесь ремонт выполняется в рамках подготовки к проведению второго этапа Кубка мира — 2021 по гребле на байдарках и каноэ.

Таким образом, на два дополнительные объекта нацпроекта потребовалось более 189 млн рублей.
На 79,15 млн рублей по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» дополнительно отремонтировали еще семь объектов:
— улица Ползунова от проспекта Социалистического до переулка Ядринцева;
— улица Власихинская от Шумакова до Малахова;
— переулок Геблера от улицы Партизанской до Чкалова;
— улица Рубцовская от Ткацкой до Маяковского;
— улица Чеглецова от проспекта Ленина до улицы Смирнова;
— улица Песчаная от проспекта Красноармейского до улицы Папанинцев, 121;
— улица Пушкина от проспекта Красноармейского до улицы Челюскинцев.

1,217
млрд рублей составил в текущем году общий объем финансовых средств, предусмотренных на реализацию национального проекта.
836,1
млн рублей из них — федеральный бюджет.
157,4
млн рублей — краевой бюджет.
223,6
млн рублей — бюджет города.
Общая протяженность ремонта, строительства и реконструкции в текущем году составила 43,1 км, площадь укладки нового покрытия проезжих частей — 466 398,61 кв. м, площадь устройства нового покрытия на тротуарах — 68 795,19 кв. м.
Сверка часов
Важно отметить, что, как и в прошлом строительном сезоне, дорожные и коммунальные работы, запланированные в Барнауле на 2020 год, были синхронизированы.

Это имеет принципиальное значение, так как и коммунальные, и дорожные ремонты носят сезонный характер, а городу необходимо обеспечить беспрепятственное качественное выполнение всех работ.

Поэтому власти краевой столицы сразу же обозначили намерение применить тактику сверки действий дорожников и коммунальщиков, чтобы избежать сценариев, когда после укладки нового асфальта возникает необходимость проводить подземные работы.
— Мы точно знаем объем работ по дорогам, где и когда работы будут синхронизированы. Сроки выполнения известны, задержек по выполнению мероприятий не будет. Также определены участки дорог, где ресурсоснабжающие предприятия выполняют работы.
Антон Шеломенцев
Председатель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи
Специально в целях синхронизации действий была создана карта ремонта дорог, дворовых территорий и объектов инженерной инфраструктуры.
— Уверен, что карта востребована не только специалистами, но и жителями города. На ней наглядно показано, где в Барнауле выполняются такие важные работы, как ремонт дорог и благоустройство дворовых территорий.
Вячеслав Франк
Глава Барнаула
В итоге данный формат работы позволил специалистам разных отраслей избежать негативных накладок в работе и успешно реализовать намеченные планы.

Погода сыграла на руку
Нельзя не отметить, что в 2020 году дорожно-строительный сезон в краевой столице стартовал без каких-либо проблем и задержек: ранняя весна и теплая погода сыграли на руку специалистам подрядных организаций, занимающихся исполнением контрактов в рамках реализации дорожного нацпроекта.

К ремонту дорог в рамках реализации национального проекта специалисты приступили с 15 апреля. Исполнение намеченных планов стартовало одновременно на 10 участках.

К слову, следует сказать, что начало дорожно-строительного сезона было ознаменовано проведением комиссионной проверки технического состояния дорог, отремонтированных по проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2017–2019 годах.

В комиссию вошли представители подрядных организаций, выполнявших работы, администрации города Барнаула, центральной строительной лаборатории КГКУ «Алтайавтодор», ФКУ УПРДОР «Алтай», Общероссийского народного фронта, общественности и СМИ.
108
участков общей протяженностью 175,5 км обследовали специалисты.
Ремонт улицы Попова
Одним из самых масштабных объектов, на котором в 2020 году велись работы по проекту БКАД, стала реконструкция участка дороги на улице Попова от Власихинской до Трактовой.

В течение дорожно-строительного сезона дорожникам приходилось менять схему движения, чтобы максимально нивелировать негативное влияние ремонтных работ на автомобильный трафик. Изменение организации дорожного движения на данном участке было связано как раз с комплексным подходом к реконструкции дороги.

Напомним, что в 2019 году подрядной организацией ООО «ПСК "Индустрия"» на улице Попова был выполнен первоначальный этап реконструкции. Здесь была построена ливневая канализация, переустроены сети водоснабжения и водоотведения, произведена обратная засыпка песком, устроено щебеночное основание дороги.
— Много лет обсуждалась сама возможность реконструкции этой улицы, но в связи с ограниченностью средств приступить к реализации не удавалось. В 2019 году при поддержке губернатора Виктора Томенко работы были начаты. Из-за серьезного объема их разделили на несколько этапов, выполнение всех работ заняло два года.
Вячеслав Франк
Глава Барнаула
Что касается спектра выполненных на улице Попова в 2019–2020 годах работ, то среди них строительство проезжей части шириной 10,5 метра на участке от улицы Власихинской до переезда через трамвайные пути с северной стороны и от переезда до улицы Трактовой с южной стороны.

Также дорожники отремонтировали существующую проезжую часть улицы на участке от Власихинской до переезда через трамвайные пути с южной стороны и от переезда до улицы Трактовой с северной стороны.

Также на участке сделаны новые парковки, созданы заездные карманы для общественного транспорта, построена ливневая канализация, переустроены трамвайные пути и контактная сеть, обновлена сеть водоснабжения и водоотведения, модернизирована сеть наружного освещения.
Помимо этого, установлено три светофорных объекта на пересечении улицы Попова с улицей Трактовой, на улице Попова, 242 и на пересечении Попова и Власихинской.

Кроме этого, здесь появились новые дорожные знаки, нанесена дорожная разметка, обустроены тротуары вдоль проезжей части и проведено озеленение улицы.

Результат налицо: снизилась транспортная загруженность улицы Попова на данном участке, проезд стал более комфортным. Это смогли ощутить на себе жители пригородных поселков Новосиликатный, Лесной, Октябрьский и села Власиха.
Перед открытием участка улицы Попова после реконструкции здесь побывал губернатор Алтайского края Виктор Томенко, который лично принял работы и выразил признательность дорожникам за качественную работу, отметив, что завершение реконструкции крайне важно для Барнаула не только с позиции развития дорожной инфраструктуры, но и с точки зрения социальной значимости этого участка как связующего густонаселенный район с пригородными территориями.
— Ваша работа, дорогие друзья, очень важна и является системообразующей. Произошли серьезные подвижки: нам удалось в крае за несколько лет получить и улучшить положение дел в дорожном хозяйстве. Сделать это было бы невозможно, если бы не опыт, профессионализм, ответственность и преданность своему делу всех, кто в этой сфере работает. Поэтому я поздравляю всех наших дорожников, благодарю и хочу сказать, что государство и все уровни власти будут продолжать уделять вопросам транспортной инфраструктуры первостепенное значение.
Виктор Томенко
Губернатор Алтайского края
Как и в прошлом году, подрядчиком реконструкции улицы Попова выступило ООО «ПСК "Индустрия"». Стоимость муниципального контракта составила 600 517 300 рублей.

Таким образом, ремонт на улице Попова стал наиболее ресурсоемким объектом национального проекта «Безопасные и качественные дороги» в Барнауле в 2020 году.
— Улица Попова — флагман объектов, реализующийся в рамках нацпроекта БКАД. Это самый финансовоемкий и масштабный проект, реализуемый на территории города в 2020 году.
Иван Гармат
Заместитель председателя комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города
Столь масштабный фронт работ обязывал соответствующим образом подходить и к вопросу контроля качества.
— Строительный контроль осуществлялся в течение всех циклов производства работ. Лабораторные испытания подтвердили их качество: все соответствует нормам и требованиям ГОСТа.
Александр Черемис
Представитель подрядной организации «Барнаулкапстрой», осуществляющей строительный контроль на объекте
Что касается ремонта путепровода через железнодорожные пути на улице Попова, то на все мероприятия было предусмотрено порядка 60 млн рублей. Работы на этом объекте велись подрядной организацией ООО «Мостик» и в зимний период, затем их продолжили и в ходе основного дорожно-строительного сезона.
Новым кварталам — новые дороги
Еще одним из наиболее серьезных начинаний нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в Барнауле в 2020 году стал первый этап строительства новой дороги по улице Сиреневой от Взлетной до Балтийской.

Стоимость работ на этом объекте составила 32,8 млн рублей. Проектом предусмотрено устройство ливневой канализации, нижнего слоя асфальтобетонного покрытия, строительство тротуаров, парковок и примыканий, линий наружного освещения, а также работы по обустройству пешеходной зоны с асфальтированным тротуаром, благоустройство прилегающей территории с устройством газона и посадкой деревьев.

Значимость этой дороги приобретает особое звучание в связи тем, что данная транспортная магистраль находится в густонаселенном районе новостроек.
— Перед нами стоит задача обеспечить жилые районы качественными дорогами. За 2017−2019 годы Барнаул получил порядка 3 млрд рублей на ремонт, реконструкцию и строительство дорог в рамках национального проекта. Хотел бы поблагодарить губернатора Алтайского края Виктора Томенко, правительство и министерство транспорта региона за поддержку в вопросах развития краевой столицы.
Вячеслав Франк
Глава Барнаула
— В этом микрорайоне было возведено очень много жилья, в связи с чем возникла необходимость построить дорогу, и как можно быстрее. Решение было принято в прошлом году, и объект включили в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Также продолжатся работы по обеспечению дорожной инфраструктурой жилых районов города. Благодаря федеральным программам и средствам краевого дорожного фонда все работы спланированы на год. В планах — продолжить строительство дороги по улице Сиреневой, проектирование и строительство проезда Северного Власихинского от улицы Попова до Павловского тракта, улицы Взлетной от улицы Солнечная поляна до проезда Энергетиков, разработка проектно-сметной документации на улицы Христенко, 280 лет Барнаулу и 65 лет Победы.
Анатолий Воронков
Первый заместитель главы администрации города по дорожно-благоустроительному комплексу
Если говорить о возведении новых дорог в спальных районах краевой столицы, то еще одним масштабным начинанием в этом плане стало начало строительства в рамках реализации национального проекта автомобильной дороги по проезду Северному Власихинскому на участке от улицы Попова до проспекта Энергетиков.

Стоимость строительных работ превышает 200 млн рублей. На новом объекте, возведение которого продолжится в 2021 году, планируется выполнить следующие виды работ: строительство ливневой канализации, устройство дорожной одежды на автомобильной дороге, посадочных площадках, примыканиях и парковках, установка тротуаров и бортовых камней, посадка газона и деревьев, устройство освещения и другие.
Доступность социальных объектов
Помимо задач развития транспортной инфраструктуры и безопасности, национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» решает в Барнауле и сугубо социальные вопросы.

Так, в рамках нацпроекта в 2020 году в краевой столице отремонтировали дороги, ведущие к социально значимым объектам. Часть из них приведена в нормативное состояние в прошлом году, другие вошли в перечень ремонтируемых объектов 2020 года.

В этом году в краевом центре выполнили работы на восьми дорогах, ведущих к социально значимым объектам. Из них пять дорог ведут к медицинским (больницы, поликлиники, медицинские центры) и три к образовательным учреждениям (садам, школам).

Так, в текущем году выполнили капитальный ремонт улицы Пролетарской (от Челюскинцев до Пролетарской, 311), на которой расположено сразу несколько социальных объектов: детский сад № 177, школа № 54 и детская поликлиника № 3.
Кроме того, была отремонтирована улица Советская (от проспекта Комсомольского до площади Октября), по которой осуществляется подъезд к Алтайской краевой офтальмологической больнице и сети медицинских лабораторий.

В поселке Бельмесево привели в порядок улицу Молодежную, которая ведет к школе № 94.

Стоит отметить, что всего в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в стране более 800 дорог, ведущих к социально значимым объектам, включены в план дорожных работ.
— В первую очередь в программы ремонтных работ субъекты включают дороги, ведущие к социально значимым объектам, в том числе – к больницам, поликлиникам, медицинским центрам. Нужно обеспечить комфортный, безопасный, а главное — быстрый подъезд к лечебным учреждениям, так как от скорости оказания помощи зачастую зависят жизни людей.
Игорь Костюченко
Заместитель руководителя Росавтодора
Теме масштабного ремонта дорог, ведущих к медицинским учреждениям, большое внимание уделяется на федеральном уровне. Еще в ноябре 2019 года Министерством транспорта России были разработаны Методические рекомендации по развитию транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доступность медицинской инфраструктуры для населения.
Нацпроект в пригороде
Отличительной особенностью реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2020 году является то, что масштабные и капиталоемкие работы проводились в течение всего строительного сезона в пригородных территориях краевой столицы.
— Мы идем в графике, динамика неплохая, также уже приступили к проектированию объектов и подготовке аукционов на следующий год. Надеемся, что в 2021 году объем финансирования в размере 1 млрд рублей за городом сохранится. Хочу отметить, что мы строим не только центральные магистрали, но и приступаем к ремонту дорог в пригороде.
Вячеслав Франк
Глава Барнаула
Например, на территории Ленинского района города были отремонтированы участки дорог по улице Сибирской от улицы Научный городок до улицы Весенней и улицы Магистральной от Гоньбинского тракта до улицы Сибирской.

Помимо ремонта дорожного полотна подрядчик в лице ООО «АлтайДорСтрой» выполнил работы по устройству тротуаров.

Жители Научного Городка давно мечтали об этом, тем более что новая дорога проходит вдоль парка, где в прошлом году в рамках краевого проекта поддержки местных инициатив вокруг футбольного поля появилась беговая дорожка с резиновым покрытием, были установлены спортивные тренажеры, и теперь сюда съезжаются дети и взрослые со всего поселка.
Также важно, что участок улицы Магистральной от Гоньбинского тракта до улицы Сибирской является въездными воротами в поселок Научный Городок.
Важным этапом реализации дорожного нацпроекта в Барнауле в этом году стал ремонт улицы Понтонный Мост — главной транспортной магистрали в поселке Ильича на территории Октябрьского района краевой столицы.

Улица Понтонный Мост в поселке — единственная автомобильная магистраль. По ней домой добираются местные жители, по ней же передвигаются тяжелые грузовики с песком и щебнем. И за десятилетия эксплуатации этот главный транспортный путь разрушился.

Дорожники сформировали здесь бетонное основание и закрыли его слоем асфальта. Далее работы продолжили укладчики асфальтобетона.

Также здесь осуществили асфальтирование тротуаров, которых на улице Понтонный Мост раньше никогда не было. В этом году в рамках национального проекта здесь провели обустройство пешеходных дорожек на подходах к остановкам общественного транспорта и на примыкании жилых домов к дороге.
— За последние годы дорога пришла в неудовлетворительное состояние. По ней осуществляется активное движение большегрузов, так как здесь точка перемещения инертных материалов с речного порта на все строительные площадки города.
Антон Шеломенцев
Председатель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи
Всего на этом участке в текущем году отремонтировали 13 тысяч квадратных метров дороги. Стоимость работ превысила 46 млн рублей.

Относительно повышенного внимания городских властей к поселку Ильича следует отметить, что фронт работ еще весной обсуждался в рамках выездного совещания, которое состоялось под руководством главы краевой столицы Вячеслава Франка.

Помимо ремонта центральной улицы глава Барнаула поставил задачу обеспечить в этой части города безопасное прохождение паводка. Напомним, что поселок Ильича вместе с микрорайоном Затон находится в зоне риска в случае сильного весеннего половодья.

В итоге период весеннего половодья прошел в поселке Ильича без проблем.
В ходе реализации работ на улице Понтонный Мост для контроля за выполнением нацпроекта на место выезжали представители депутатского корпуса.

Барнаульские народные избранники на месте пообщались с жителями поселка Ильича, которые подчеркнули, что с ремонтом улицы Понтонный Мост заметны положительные изменения: люди перестали задыхаться от дорожной пыли, которую поднимают с проезжей части автомобили.

Председатель Барнаульской городской думы Галина Буевич, говоря о реализации национального проекта, акцентировала внимание на том, что преображение краевой столицы сегодня налицо.
— Мы участвуем в рабочей приемке дорог, выстраиваем диалог с подрядчиками, вносим свои предложения, проверяем качество реализации проекта. Хочется обратить внимание на реакцию жителей, которые действительно оценили проделанную работу. Наша задача состоит в том, чтобы эти дороги прослужили как можно дольше и к их качеству не возникало вопросов.
Галина Буевич
Председатель Барнаульской городской думы
Что касается специализированной проверки качества дорожных объектов, то ее осуществляли специалисты испытательно-производственного центра «Стандарт», которые применяют в том числе лабораторный контроль качества асфальтобетонной смеси и геодезический контроль выполненных работ.

По словам инженера-геодезиста лаборатории Дмитрия Фролова, замечаний к качеству асфальта не было, а результаты испытаний образцов из вырубок соответствовали всем требованиям.

Говоря о реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в пригороде Барнаула, нельзя не упомянуть работы в поселке Южном.

Здесь ежегодно благодаря нацпроекту ремонтируют дороги. В 2017–2019 годах в поселке отремонтировали улицы Мусоргского, Чайковского и Герцена.

В 2020 году работы завершили на улице Куйбышева, которая соединяет центральную часть Южного с индивидуальной жилой застройкой.
Ремонт на участке протяженностью 0,9 километра выполнила подрядная организация ООО «Барнаульское ДСУ № 4». Специалисты провели на объекте работы по фрезерованию старого асфальтобетонного покрытия, устройству выравнивающего и верхнего слоев асфальтобетона, установке бордюрного камня, ремонту тротуаров.

Как отметил председатель городского комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Антон Шеломенцев, ремонт провели по многочисленным обращениям жителей поселка.

Улица Куйбышева стала завершающим участком микрорайона, отремонтированным в рамках национального проекта. Качество работ здесь получило высокие оценки.

Так, по словам депутата городской думы Дмитрия Абалымова, ремонт на данном участке являет собой позитивный пример слаженной работы дорожников, профильного городского комитета и депутатского корпуса.

Стоит отметить, что контроль качества ремонта на улице Куйбышева также осуществлялся на всех стадиях экспертами испытательно-производственного центра «Стандарт». В итоге результат соответствует всем нормативам.
Также в рамках национального проекта летом 2020 года были отремонтированы дороги от Змеиногорского тракта вдоль развивающегося поселка Сибирская Долина до большого садоводства «Флора» и участок дороги в селе Лебяжьем — это 880 метров улицы Опытная станция.

Первый из этих объектов протяженностью 2,2 километра преобразился и теперь представляет собой новую дорогу с качественным покрытием.

«Раньше проводился плановый ямочный ремонт, но общее состояние дороги оставалось плачевным. Хочу поблагодарить городские службы, администрацию от лица всех жителей поселка. Теперь мы с удовольствием возвращаемся домой, а кто-то на свои дачные участки по новой дороге», — рассказала Юлия Панченко, жительница поселка Сибирская Долина, в котором сегодня насчитывается уже около 1 тыс. домов.

На протяжении всех 2,2 км эта обновленная дорога проходит через территорию садоводческих товариществ. И нескольких тысяч дачников и садоводов уже успели оценить позитивные изменения.

«Ремонтные работы на объекте начались в конце апреля. За это время были приняты все меры для приведения дороги в должное состояние, которое сегодня сильно отличается от того, что было раньше. А были ямы, просадки, местами покрытие вовсе отсутствовало», — рассказал Иван Соснин, замдиректора «Барнаульского ДСУ № 4», которое выступало подрядчиком на объекте.
Общая площадь ремонта на дорожном участке между Змеиногорским трактом и садоводством «Флора» составила 14,2 тысячи квадратных метров. Стоимость работ превысила 16,4 млн рублей.

Что касается участка дороги в селе Лебяжьем, то он представляет собой магистраль длиной 880 метров по улице Опытная станция.

«Сложностей в работе не возникло, объект оказался достаточно благоприятным для ремонта. А жители отнеслись к ремонту с пониманием и благодарностью», — отметил Андрей Курышин, руководитель подрядной организации «Автодорстрой» г. Барнаула.

На проезжей части ул. Опытная станция (как и на дороге от Змеиногорского тракта до «Флоры») уложены выравнивающий и верхний слой асфальтобетона, обочины отсыпаны щебнем.

Площадь дорожного ремонта в селе Лебяжьем составила 4,3 тысячи квадратных метров. Стоимость работ — более 5 млн рублей.
Продолжая рассказывать о работах, осуществленных в рамках нацпроекта, следует отметить и ремонт четырех участков дорог в барнаульском поселке Затон.

Подрядчиком работ выступил муниципальный «Автодорстрой». Стоимость ремонта составила 23 441 802 рубля. Работы были выполнены на участках общей протяженностью 1,75 километра.

Речь идет о ремонте улицы Водников от переулка Почтового до здания № 11 по улице, переулке Почтовом от улицы Водников до улицы Озерной, улице Озерной от улицы Лоцманской до переулка Почтового и улице Лоцманской от дома № 25 до улицы Озерной.

Работы на этих участках выполнялись с июля по сентябрь.

Специалисты произвели фрезерование изношенного слоя покрытия, укрепление основания, устройство выравнивающего слоя и покрытия, установку бордюрного камня, ремонт тротуара, а также устройство четырех остановок общественного транспорта и искусственной дорожной неровности.
—На данных дорожных участках капитальный ремонт ранее не производился, верхние слои были разрушены. В прошлом году администрацией города Барнаула было дано обещание жителям микрорайона, что маршрут движения общественного транспорта будет отремонтирован. На сегодняшний день работы успешно завершены. Строительный контроль осуществлялся на всех этапах, жители также ежедневно наблюдали за рабочим процессом, делали замечания, на которые мы старались реагировать.
Антон Шеломенцев
Председатель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи
Важно, что перечисленные участки дорог — центральные в микрорайоне Затон, они проходят через жилую застройку и соединяют микрорайон с основной частью города. Кроме того, именно по этим дорогам ходит общественный транспорт.

Специфика ремонтных работ в Затоне заключалась в том, что специалистам было необходимо укрепить основание дорожного полотна после многочисленных затоплений местности. Напомним, что Затон — это территория, которая ежегодно находится в зоне риска из-за весеннего паводка.

Тем не менее, все работы были выполнены качественно и в срок. По словам начальника территориального управления Затона Валентины Михайловой, ремонт дорог стал большим подарком для местных жителей к 150-летию микрорайона.
— Это большой подарок к 150-летию нашего микрорайона от администрации города. Дорожные работы здесь не проводились более 30 лет, с самого дня укладки покрытия. Все прошло слаженно, мы находили общий язык как с подрядчиком, так и с представителями комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города. Все наши пожелания учитывались, а замечания устранялись быстро. Жители тоже относились с пониманием к процессу ремонтных работ.
Валентина Михайлова
Начальник территориального управления микрорайона Затон
Также новую жизнь получил почти двухкилометровый участок дороги на пригородный поселок Черницк (от автодороги Калманка — Новороманово — Лебяжье до улицы Пионерской). Стоимость ремонта составила почти 14 млн рублей.

Кроме того, дорожники отремонтировали 700-метровый участок улицы Пионерской (от подъезда к Черницку до улицы Новостройка) и 300 метров полотна по улице Новостройка (от улицы Пионерской до улицы Вишневой).
5 и 3,1
млн рублей соответственно составила стоимость работ.
На этих пригородных дорогах были выполнены работы по фрезерованию изношенного слоя и устройству выравнивающего и верхнего слоев асфальтобетонного покрытия.

Все три объекта являются центральными в поселке Черницк, по ним проходят социально-значимые маршруты общественного транспорта.

Контроль качества на перечисленных дорожных объектах выполнялся в течение всего периода осуществления работ. Дороги признаны соответствующими необходимым стандартам.
Помимо этого, по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» была отремонтирована улица Молодежная в поселке Бельмесево от улицы Мостовой до улицы Нагорной.

Здесь подрядной организацией выступила «Автодорстрой», который выполнил работы по ремонту улицы протяженностью 1,54 километра. На указанном участке фрезеровали старое асфальтобетонное покрытие, сделали выравнивающий слой асфальтобетона и верхний слой покрытия. Кроме того, дополнительно выполнены работы по устройству тротуара.

Дорога по улице Молодежной является центральной в поселке Бельмесево, она расположена в жилой застройке, по ней проходит маршрут общественного и школьного транспорта, так как дорога ведет к средней образовательной школе № 94.

А в микрорайоне Куета по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» отремонтировали участок от улицы Куета,15 до Делового проезда.

Подрядной организацией ООО «Патай» проведены необходимые подготовительные работы, установлены бордюры. На участке протяженностью 640 метров специалисты выполнили устройство нижнего и выравнивающего слоев асфальтобетонного покрытия, установку бордюрных камней и поребриков, обустройство тротуара.
— На сегодняшний день на улице Куета проживают около 700 человек. В основном это семьи с детьми, а также люди, имеющие личный транспорт. Проехать особенно весной, когда тает снег, было очень сложно. Еще одной проблемой являлось отсутствие здесь оборудованных пешеходных зон. Зачастую школьникам приходилось ходить почти по проезжей части. К временным неудобствам, связанным с ремонтными работами, жители улицы отнеслись с пониманием. Самым важным для нас является то, что участок дороги в ближайшем будущем станет комфортным и безопасным.
Наталья Березовская
Председатель уличного комитета улицы Куета
Еще одним важным объектом, который будет отремонтирован в Барнауле в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги», является мост на улице Мамонтова в селе Власиха.

В 2020 году подрядная организация ООО «ВИАРУМ» приступила к проведению работ по реконструкции переправы. Стоимость работ согласно муниципальному контракту составит более 53 млн рублей.

В сентябре этого года здесь начали подготовительные работы для оборудования объездного пути.

После того как будет сделана объездная дорога, ООО «ВИАРУМ» приступит к реконструкции самого моста.
Ремонт во всех районах
Надо сказать, что ремонтная кампания в 2020 году коснулась действительно большого количества дорог.

Помимо масштабных проектов работы по обновлению улично-дорожной сети велись во всех районах города.

Так, в одном конце Барнаула был отремонтирован проезд Канатный на участке от улицы 6-й Нагорной до проезда Канатного, 97. Здесь специалисты выполнили фрезерование старого асфальтобетонного покрытия и обустроили новое дорожное полотно.

Новый асфальт появился и на улице Позунова в исторической части Барнаула на участке от проспекта Социалистического до переулка Ядринцева.
Переулок Ядринцева, к слову, также получил новую жизнь на отрезке от улицы Партизанской до Ползунова. Общая площадь капремонта по переулку Ядринцева в границах указанных улиц составила 4700 квадратных метров.

На участке выполнено фрезерование поврежденного слоя асфальта, сделано щебеночное основание, уложен нижний слой асфальтобетона, отрегулировано высотное положение 20 смотровых колодцев, а на локальных участках установлен бордюрный камень, отремонтированы тротуары вдоль детского сада № 30 до улицы Пролетарской, а также в границах улиц Анатолия и Никитина.

Также были проведены работы по ремонту перекрестков и примыканий.

В этом же районе в рамках нацпроекта был отремонтирован переулок Циолковского от улицы Партизанской до Ползунова.
6421,2
квадратных метра составила общая площадь капремонта.
Специалистами проведены такие виды работ, как фрезерование, восстановление слоев дорожной одежды на площади 694 квадратных метра (разработка грунта, устройство основания из щебня, пористый слой асфальтобетона), уложен нижний слой асфальтобетонного покрытия, установлены бортовые камни на локальных участках, отрегулировано высотное положение смотровых колодцев в количестве 24 штук, проведен ремонт трамвайного переезда, восстановлены тротуары, осуществлен ремонт примыканий и парковок, уложен верхний слой асфальтобетонного покрытия.
В рамках дорожного национального проекта в 2020 году были отремонтированы два участка по улице Пушкина – от улицы Промышленной до проспекта Ленина и от проспекта Красноармейского до улицы Челюскинцев.

Ремонт улицы Пушкина на участке от улицы Промышленной до проспекта Ленина осуществляла компания «Патай». Здесь работы велись на участке 750 метров общей площадью около 8300 квадратных метров. Стоимость ремонта превысила 10 млн рублей.

Улица Пушкина, напомним, соединяет центральную часть Барнаула с промышленной зоной и районом индивидуальной жилой застройкой. По указанной дороге осуществляется подъезд к протезно-ортопедическому центру «АлОрто» и региональному управлению Федеральной службы судебных приставов.

Кроме того, в этом году в рамках нацпроекта ремонт был проведен на полукилометровом участке улицы Мало-Тобольской от проспекта Ленина до улицы.

Также дорожники отремонтировали в центральной части краевой столицы переулок Геблера от улицы Партизанской до улицы Чкалова, улицу Песчаную от проспекта Красноармейского до улицы Папанинцев, 121 и улицу Мерзликина от проспекта Социалистического до Красноармейского.
В Индустриальном районе Барнауле ремонт провели на улице Власихинской на отрезке от Шумакова до Малахова. Ремонтные работы выполнило ООО «Барнаульское ДСУ № 4». В нормативное состояние путем фрезерования старого асфальтобетонного полотна, устройства уширений, укладке выравнивающего и верхнего слоев покрытия приведено около 1,1 км дороги.

Также ремонт провели на улице Титова от Малахова до 12-й Западной и на улице Антона Петрова от Малахова до Попова.

Работы в рамках национального проекта провели и на улице Чеглецова. Здесь ремонтировали отрезок от проспекта Ленина до улицы Смирнова. На участке помимо нового асфальта появился новый бордюрный камень, были заменены и подняты люки, выполнены примыкания.

Ремонту также подверглась улица Северо-Западная от проспекта Ленина до улицы Сергея Лазо.
Одной из первых в рамках национального проекта в этом году отремонтировали улицу Бриллиантовую на участке от проспекта Калинина до улицы Бриллиантовой, 4. Помимо работ на проезжей части здесь обустроен тротуар, выполнено благоустройство.

На улице Путиловской от проспекта Комсомольского до бульвара 9-го Января также выполнен ремонт, произведены работы по асфальтированию тротуаров и примыканий парковок.

Капитальный ремонт был проведен на улице Водопроводной в границе улиц Линейной и Парфенова. Общая площадь капремонта на улице Водопроводной составила 7741,8 квадратных метров.

Специалистами на этом объекте выполнены работы по фрезерованию поврежденного асфальта на проезжей части, уложен нижний выравнивающий слой асфальтобетона, установлен бортовой камень на локальных участках, выполнены работы по восстановлению тротуаров, устроена искусственная дорожная неровность, уложен верхний слой асфальтобетона.
Отремонтирована и находящаяся рядом улица Линейная от Водопроводной до Водопроводной, 154. Общая протяженность участка ремонта составила 462 метра, а площадь капремонта — 2471,7 квадратных метра. Здесь выполнено фрезерование, устройство двух слоев асфальтобетонного покрытия и ремонт примыканий.

Субподрядная организация ООО «Алтайдорстрой» (генеральный подрядчик ООО «Барнаульское ДСУ № 4») успешно завершила работы по ремонту дороги по улице Рубцовской от Ткацкой до Маяковского протяженностью 0,67 километра.

На данном объекте выполнены работы по фрезерованию старого асфальтобетонного покрытия, восстановлению основания проезжей части локально на площади 682 квадратных метра, устройству выравнивающего слоя асфальтобетона, установке бортовых камней и поребриков, устройству верхнего слоя покрытия и ремонту тротуара.
Важные допы
Как уже было сказано, в 2020 году дополнительно в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» ведутся работы по ремонту дорожного полотна по Павловскому тракту на участке от улицы Трактовой до путепровода через железнодорожные пути.

Работы на объекте протяженностью 1850 метров общей площадью 27 020 кв. м планируется завершить до 15 ноября 2020 года.

Подрядной организацией выступает ООО «ПСК "Индустрия"», которая провела фрезирование старого асфальтобетонного покрытия и укладку нового асфальта. Проезжая часть, покрытие которой выполняется в два слоя общей толщиной 22 сантиметра, расширится до двух полос в обоих направлениях плюс полноценная отсыпанная щебнем обочина. Дорога обустраивается водоотводными сооружениями и двумя островками безопасности.

На всем протяжении дорожного участка предусмотрено шесть остановочных площадок. На подходах к ним, светофорам и пешеходным переходам будут заасфальтированы тротуары.
147,1
млн рублей составила стоимость работ на этом участке.
— Работы в рамках реализации национальных проектов «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги» ведутся хорошими темпами. Для города Барнаула очень важно появление новых общественных пространств и обустройство уже существующих, а также благоустройство дворовых территорий. Дороги, которые строятся и ремонтируются, имеют огромное значение для всего города в плане повышения пропускной способности.
Вячеслав Франк
Глава Барнаула
Еще одним дополнительным объектом национального проекта в текущем году стал ремонт подъезда к спортивной школе олимпийского резерва по гребле на байдарках и каноэ имени Константина Костенко.

Стоимость работ на данном участке составляет 41,9 млн рублей. Ремонт выполняется в рамках подготовки к проведению второго этапа Кубка мира — 2021 по гребле на байдарках и каноэ.

То, как здесь идут работы, проверяли лично глава Барнаула и губернатор Виктор Томенко.

По словам главы региона, соревнования такого уровня в Барнауле состоятся впервые, а значит, необходимо оправдать высокое доверие.
— Наша задача — достойно организовать, подготовиться и провести соревнования. Это будет большой, важный залог для дальнейшего развития и этого вида спорта, и нашего гребного канала, и привлечения внимания к Алтайскому краю и Барнаулу как одному из центров гребли в стране. Проведение этапа Кубка мира по гребле на байдарках и каноэ — это, конечно, очень ответственное мероприятие. В связи с переносом Олимпийских игр на 2021 год предстоящие соревнования становятся отборочными в рамках олимпийского цикла, что еще добавляет нам с вами ответственности как организаторам.
Виктор Томенко
Губернатор Алтайского края
На участке уже выполнены работы по фрезерованию дорожного покрытия, ведутся работы по устройству выравнивающего слоя. Затем будет обустроено новое дорожное покрытие.

Кроме того, будет выполнено красивое освещение. Эти расходы возьмет на себя город.
— Краевая столица включена во все подготовительные мероприятия. Мы понимаем, что на нас возложена большая ответственность, в том числе по бесперебойной работе всех служб жизнеобеспечения, безопасности, приведению в порядок фасадов, озеленению. По этому комплексу вопросов готовится отдельный план мероприятий.
Вячеслав Франк
Глава Барнаула
— На данном участке, протяженность которого составляет более двух километров, основные работы связаны с заменой существующего покрытия на новое и доведение проезжей части до нормативной ширины в необходимых местах. Также дополнительно будут выполнены работы по освещению. Работы на объекте должны быть завершены в полном объеме по контракту до 15 ноября 2020 года.
Дмитрий Симоненко
Начальник отдела дорожного хозяйства комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула
Камеры на дорогах
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусматривает не только ремонт покрытия и строительство новых объектов.

Также принимаются все меры по обеспечению безопасности участников дорожного движения: выделяются средства на установку светофорных объектов, систем видеофиксации нарушений, пешеходных ограждений, островков безопасности и искусственных неровностей. Одной из главных задач реализации нацпроекта является снижение к 2024 году мест концентрации ДТП в два раза.

В этой связи в рамках нацпроекта в 2020 году в Барнауле был запланирован монтаж шести новых камер фиксации нарушений правил дорожного движения. На приобретение и монтаж оборудования заложена сумма в размере около 35 млн рублей.
Комплексы фото- и видеофиксации было решено установить в местах концентрации ДТП и на аварийно опасных участках дорог Барнаула:
— перекресток проспекта Красноармейского и улицы Партизанской (проезд на запрещающий сигнал светофора, стоп-линия);
— перекресток проспекта Калинина и улицы Ткацкой (проезд на запрещающий сигнал светофора, стоп-линия, превышение установленной скорости движения);
— проспект Ленина, напротив дома № 187 (превышение установленной скорости движения);
— перекресток улицы 50 лет ССР и улицы Георгиева (проезд на запрещающий сигнал светофора, стоп-линия);
— улица Юрина, напротив дома № 204-в (превышение установленной скорости движения);
— улица Солнечная поляна, в районе дома № 17 (превышение установленной скорости движения).
Справка
Практика показывает, что наиболее эффективным способом борьбы с нарушениями ПДД является установка камер, позволяющих фиксировать скорость движения, выезд на запрещающий сигнал светофора и за пределы стоп-линии. В 2019 году благодаря работе электронных помощников на территории Барнаула было выявлено около 500 тысяч нарушений ПДД. В Госавтоинспекции уверены, что такие комплексы позволят повысить безопасность на дорогах и снизить смертность пешеходов на опасных участках.
Целевые показатели и новые задачи
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» реализуется с 2019 по 2024 год. С 2017 по 2019 годы он назывался «Безопасные и качественные дороги». Уже известно, что реализацию нацпроекта планируют пролонгировать до 2030 года.
— «Безопасные и качественные автомобильные дороги» ― масштабный национальный проект. Одна из его основных целей ― обеспечение качественно нового уровня дорожной инфраструктуры. Необходимо повысить безопасность движения, обновить общественный пассажирский транспорт в городах России, синхронизировать разные нацпроекты и программы ремонта и благоустройства. При этом необходимо сосредоточиться на результатах, которые непосредственно влияют на улучшение жизни людей...Улицы, которые ремонтируются по нацпроекту, используются для движения новых автобусов. Инфраструктурная и транспортная составляющие нацпроекта позволяют достичь полного комфорта для жителей. Справедливая и правильная политика региона по ведению дорожного фонда доказывает свою эффективность. Уверен, до конца года жители краевой столицы заметят существенные изменения в транспортной системе».
Евгений Дитрих
Министр транспорта РФ
Одним из целевых показателей нацпроекта является приведение автомобильных дорог регионального значения в нормативное состояние с 44,1% в 2019 году до 50,9% в 2024 году.

Также нацпроект преследует цель приведения дорожной сети городских агломераций в нормативное состояние с 46% в 2019 году до 85% в 2024 году.

Одним из главных результатов реализации национального проекта должно стать снижение смертности в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом.

Кроме того, национальный проект преследует цель сократить количество мест концентрации ДТП на 50%.
— Повышение безопасности на дорогах — основная задача нацпроекта. Очень важно комплексно подходить к ремонту объектов. Помимо масштабного приведения дорог в нормативное состояние выполняется и целый ряд мероприятий по обустройству транспортной инфраструктуры в регионах. Например, в 2020 году на объектах национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» установят более 2 тыс. светофоров и более 150 тыс. дорожных знаков, обустроят порядка 667 тысяч погонных метров барьерного и 266 тысяч погонных метров пешеходного ограждения, а также более 675 тысяч погонных метров освещения. Все это поможет сохранить жизни и здоровье водителей и пешеходов.
Марат Хуснуллин
Заместитель председателя правительства РФ
Еще одним итогом должно стать сокращение на 10% протяженности автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки.

Доля контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках нацпроекта, предусматривающих использование новых технологий и материалов, включенных в Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения, должна возрасти с 10% в 2019 году до 80% в 2024 году.

Доля контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках нацпроекта, предусматривающих выполнение работ на принципах контракта жизненного цикла, должна возрасти с 10% в 2019 году до 70% в 2024 году.

Так, к началу осени 2020 года российские регионы заключили 220 контрактов на принципах жизненного цикла в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Это пятая часть от общего числа госконтрактов.
Такой договор предусматривает не только проведение дорожно-строительных работ, но и последующее содержание подрядной организацией объекта на протяжении нескольких лет. Дорожники оценили плюсы долгосрочных контрактов, которые гарантируют финансовую и экономическую устойчивость подрядных организаций, а также круглогодичную занятость их работников.

Благодаря заключению таких договоров подрядчик сможет на несколько лет вперед понимать объемы работ, которые предстоит выполнять. Это даст возможность своевременно закупить материалы, подобрать хорошую технику и, как результат, больше сконцентрироваться на качестве ремонта.

В Алтайском крае за два года реализации нацпроекта заключено 13 контрактов, предусматривающих выполнение дорожных работ на принципах КЖЦ. В этом строительном сезоне заключено семь контрактов, в основном это транзитные направления, важные для развития экономики региона.

В следующем году таких договоров будет уже восемь. По словам заместителя начальника «Алтайавтодора» по строительству, качеству и техническим вопросам Евгения Строганова, контракты, заключенные по принципу жизненного цикла, позволяют повысить качество выполняемых работ, закрепив один объект за подрядчиком не менее чем на 3 года, что в свою очередь способствует снижению некачественного исполнения работ.

Новый формат
Как заявил в октябре 2020 года заместитель министра транспорта, руководитель Федерального дорожного агентства Андрей Костюк, к национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в результате переформатирования добавятся два новых федеральных проекта: «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» и «Развитие федеральной магистральной сети». Также в нацпроекте появятся новые показатели удовлетворенности граждан состоянием дорог и качеством транспортного обслуживания.
— Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — один из масштабных и значимых проектов для развития транспорта, консолидирующий в себе различные направления совершенствования дорожной отрасли. Уже сегодня мы видим, что дорожная отрасль накопила значительный технологический и кадровый потенциал и готова сделать больший объем работ, чем запланирован в рамках нацпроекта.
Андрей Костюк
Заместитель министра транспорта, руководитель Федерального дорожного агентства
Согласно озвученным на федеральном уровне планам, реализация проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» в период с 2021 по 2030 годы позволит обновить в среднем 30% пассажирского транспорта. На его реализацию до 2024 года потребуется 203,3 млрд рублей, из них 16 млрд рублей — средства федерального бюджета, 56 млрд — регионов и 91,6 — из средств внебюджетных источников.
417,1
млрд рублей планируется направить на реализацию проекта в период с 2025 до 2030 года.
— Сегодня мы перенесли 3 млрд 600 млн рублей из федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», кроме того, восстановили секвестрированные 400 млн рублей в год. Таким образом, 4 млрд рублей в год позволят до 2024 года поставить около 2000 транспортных средств: автобусов, троллейбусов и трамваев в 20 городских агломераций.
Андрей Костюк
Заместитель министра транспорта, руководитель Федерального дорожного агентства
Во второй проект — «Развитие федеральной магистральной сети» — вошли объекты, включая финансирование, комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Его финансирование до 2030 года составит порядка 4,41 трлн рублей, что позволит увеличить протяженность построенных и реконструированных Росавтодором и ГК «Автодор» федеральных дорог почти до 5 тыс. км.

В рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть», который прежде назывался «Дорожная сеть», добавился новый показатель, который характеризует удовлетворенность граждан состоянием дорог. Сейчас он составляет 40%, в 2024 году должен вырасти до 50%, а в 2030 году уже до 60%. Также этот проект предлагается дополнить новыми значениями показателей по приведению в нормативное состояние мостов (100 тыс. пог. м до 2024 года и 290 тыс. пог. м до 2030 года), строительству путепроводов (121 шт. до 2024 года и 291 до 2030 года), строительству наиболее важных региональных и местных дорог (166,6 км до 2024 года и 1200,0 км до 2030 года).

Один из основных показателей проекта — доля дорожной сети городских агломераций в нормативном состоянии — остается неизменным.
До 85%
с нынешних 69% планируется поднять долю дорожной сети городских агломераций в нормативном состоянии к 2024 году.
По словам Андрея Костюка, целевые показатели федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» планируется упростить. При оценке доли применяемых новых и наилучших технологий предлагается учитывать не контракты, а объекты. Это позволит избежать ситуаций, когда на один сложный объект заключается несколько контрактов, что приводит к завышению показателя.

Кроме того, в федеральном проекте «Безопасность дорожного движения» вводятся два новых показателя и один дополнительный. В основные включен действующий в настоящее время — «Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях, человек на 100 тысяч населения» и один новый — «Удовлетворенность безопасностью дорожного движения».

Также добавляется показатель количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 10 тыс. транспортных средств.

Что касается проекта «Автомобильные дороги Минобороны России», как отметил в своем докладе Андрей Костюк, в целом паспорт остался без изменений. К 2024 году увеличение доли автомобильных дорог Минобороны России, соответствующих нормативным требованиям, составит 60%. К 2030 году планируется, что этот показатель составит 85 %.
Поиск инвесторов
В октябре 2020 года в рамках тематической площадки Общероссийского народного фронта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» состоялось совещание, на котором обсуждались возможности привлечения инвесторов к реализации дорожного нацпроекта.

Участники совещания отметили высокий уровень регуляторного механизма реализации проектов с инструментами внебюджетного финансирования, готовность инвесторов участвовать в таких проектах и положительный эффект для реализации мероприятий национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в случае привлечения частных источников финансирования.

Заместитель министра транспорта РФ, руководитель Федерального дорожного агентства Андрей Костюк рассказал, что в ближайшее время будет утвержден скорректированный паспорт национального проекта.

«После презентации национального проекта можно будет определиться с проектами, финансируемыми из внебюджетных источников», — отметил он.
Напомним, 4 октября, выступая на расширенном заседании Госсовета, президент России Владимир Путин подчеркнул, что правительству поручено до конца октября скорректировать национальные проекты и уточнить их показатели.

По мнению вице-президента Центра экономики инфраструктуры Павла Чистякова, в дальнейшем может измениться сама структура паспорта дорожного нацпроекта, что позволит привлекать внебюджетные средства к большему количеству планируемых в нем мероприятий.

В ходе дискуссии участники рабочего совещания сошлись во мнении, что реализация национального проекта имеет высокий потенциал использования частных средств и инвестиционных механизмов.
— Мы ожидаем появления в БКАД большого числа проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог, и здесь имеется самый большой потенциал для привлечения внебюджетных инвестиций в рамках механизма концессий, контрактов жизненного цикла, использования облигационных займов. При этом часть проектов могут быть платными, например, такие как объезды городов. Речь идет и о потенциальном проекте по городскому общественному транспорту, который уже широко обсуждался в прессе и предполагает обновление подвижного состава и развитие инфраструктуры. Здесь есть также огромный интерес бизнеса в участии в данном проекте.
Павел Чистяков
Вице-президент Центра экономики инфраструктуры
Достигнутые результаты
На протяжении последних лет дорожный нацпроект в Алтайском крае уже подтвердил свою эффективность.

Итогом прошлых лет стало то, что реализация мероприятий позволила достичь следующих запланированных целей:
До 68,7%
увеличена доля протяженности автомобильных дорог Барнаульской агломерации, соответствующей нормативным требованиям
До 54,2%
увеличена доля протяженности автомобильных дорог Бийской агломерации, соответствующей нормативным требованиям
До 39,4%
увеличена доля протяженности дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения
На 50%
уменьшилось количество мест концентрации ДТП
Факт
Благодаря мероприятиям, направленным на повышение безопасности дорожного движения, за 8 месяцев 2020 года количество дорожно-транспортных происшествий в стране снизилось на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а смертность на дорогах сократилась на 5%.
Дополнительная поддержка из центра
Успешная реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в регионах может стать основанием для дополнительного финансирования субъектов со стороны федерального центра.

Так, в 2021 году правительство РФ выделит 100 млрд рублей субъектам страны, ведущим строительство опережающими темпами. Об этом заявил вице-премьер Марат Хуснуллин.

Заместитель председателя правительства РФ подчеркнул, что для недопущения снижения объемов строительства, в том числе дорожного, предусмотрен ряд мер по поддержке отрасли.

По согласованию с Минфином сохранены 100 млрд рублей оборотных средств, которые будут направляться в регионы, выполняющие госпрограммы по строительству опережающими темпами. Деньги могут поступить в субъекты уже в январе 2021 года. Отдельную поддержку получат подрядные организации.

«Подрядчики, у которых не хватает лимитов этого года, но есть лимиты следующих годов, под государственный контракт смогут взять кредит в банке, и мы полностью компенсируем процентную ставку», — сказал вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин.

Вице-премьер поручил главам субъектов проработать планы работ на ближайшую трехлетку, а также своевременно освоить средства этого года.
Всего на поддержку дорожной деятельности в регионах в 2020 году из федерального бюджета предусмотрено 251,3 млрд рублей, из них 100 млрд — дополнительные средства, выделяемые из резервного фонда правительства РФ.

Большая часть средств направлена на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Марат Хуснуллин подчеркнул, что регионы идут со значительным опережением по сравнению с прошлым годом как по освоению средств, так и по физическому исполнению. При этом вице-премьер добавил, что уже сейчас отдельное внимание необходимо уделить заблаговременной контрактации объектов следующего года.

«Прошу максимально провести конкурсы в этом году. Чтобы с начала следующего года начать работу и как минимум закупать строительные материалы в "низкий" сезон, не дожидаться, когда к лету все поднимется в цене — и битум, и щебень, и прочее. Прошу это взять под личный контроль», — обратился к главам регионов Марат Хуснуллин.

Также в приоритете качество дорожных работ. Регионам поручено ежегодно проводить инструментальную диагностику региональных и местных дорог, находящихся в нормативе, и в случае обнаружения недочетов на гарантийных участках проводить с подрядчиками претензионную работу.
Прямая связь
Реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» помимо своей непосредственной цели, направленной на улучшение инфраструктуры в стране, решает еще одну важную задачу, связанную с гражданской ответственностью людей и вовлечением россиян в общее дело.

Только за шесть месяцев 2020 года через официальный интернет-ресурс национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», социальные сети, «Карту убитых дорог» от жителей регионов уже поступило более 5,5 тыс. обращений, касающихся реализации нацпроекта.

Для сравнения, за весь 2019 год таких обращений всего было более 6 тыс. Интерес граждан к дорожной теме растет. Жители регионов активнее включаются в обсуждение вопросов ремонта новых объектов и вносят свои предложения. На 90% возникших вопросов специалистами дорожных ведомств разных уровней подготовлены и даны ответы.

Таким образом, открытость к диалогу и выстраивание каналов обратной связи ― главные отличительные черты дорожного нацпроекта.
В течение полутора лет его реализации россияне стали полноправными участниками процесса развития дорожной инфраструктуры. У них есть возможность следить за проведением работ в режиме онлайн, высказывать свои пожелания и замечания, участвовать в выборе объектов ремонта на следующий дорожно-строительный сезон. Во многих регионах уже сейчас обсуждают, какие именно улицы или дороги станут объектами нацпроекта в следующем году.

Активисты могут не только принимать участие в формировании перечня ремонтируемых дорог, но и выезжать на объекты с целью контроля качества проводимых работ. Для повышения эффективности народных проверок в регионах проводятся специальные обучающие семинары.

Алтайский край и город Барнаул являются ярким примером взаимодействия граждан и исполнительных органов.

«У нас взаимодействие начинается на этапе формирования перечня объектов, где планируется проведение ремонтных работ. За основу берется "Карта убитых дорог"», по которой определяется очередность ремонта улиц. Таким образом, планы ремонта дорог Барнаула почти на 90% совпадают с мнением граждан», ― говорит модератор тематической площадки ОНФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Алтайском крае Евгений Васильев.
Made on
Tilda