Жизнь

Дозором обходят владенья свои

Охранных предприятий в Барнауле немало. Вневедомственная охрана занимает среди них особое место уже по тому, что на ее "совести" находятся более половины всех сдаваемых на сигнализацию городских объектов. Мы решили воочию увидеть, как осуществляется эта важная миссия, и отправились вместе с нарядом вневедомственной охраны Центрального района Барнаула в ночное дежурство.

"118-й" на выезд!

Вневедомственная работает круглосуточно. Днем наряды колесят по городу на легковых автомобилях, а в ночное дежурство выезжают на внедорожных УАЗиках. Каждый район Барнаула поделен на несколько условных зон, которые и обслуживает отдельный наряд. Центральный район - это три зоны, плюс поселок Южный. Соответственно, еженочно дежурство в Центральном ведут четыре машины вневедомственной охраны. Еще две предназначены для быстрой доставки "хозорганов" (представителей хозяйствующих организаций, сдавших свои объекты под охрану) к магазинам, киоскам, банкам, кафе и другим объектам, где сработала сигнализация. Вход на территорию охраняемого объекта происходит только совместно с владельцем объекта. Это принципиально важно, чтобы впоследствии у сторон не возникло каких-либо взаимных претензий.

Наш "уазик" под номером 118 выезжает на улицы города в 17.00. Впереди 16 часов работы. В машине - старший группы задержания Александр Бабичев, его напарник Игорь Дягтерев и водитель Андрей Гагарин. Все вооружены и одеты в бронежилеты.

- Сегодня понедельник, а это не лучший день для репортажа, - сразу говорит мне Александр Бабичев. - Вот в пятницу или субботу, когда народ бурно отмечает окончание рабочей недели, всегда что-нибудь случается. Ну, а самое "золотое" время - 10-е и 25-е числа каждого месяца. Барнаульцы, получив деньги, себя порой очень даже не сдерживают. Как с цепи срываются - не знаешь, что и где вытворят.

Милиционеры вневедомственной охраны считают себя самым мобильным подразделением правоохранительных органов города. Возможно они и правы, так как все наряды не сидят на базе в ожиданнии тревожного сигнала, а заступив на дежурство сразу выезжают в зону обслуживания и уже не возвращаются на базу до его окончания (за исключением получасового ужина). Чтобы работа у милиционеров не вызывала скуки, на них возложены еще и обязанности по охране общественного порядка. И пока жулики не грабят банк или не "подламывают" супермаркет, наряд следит за спокойствием на улицах вверенной ему зоны.

В положение не входить

На часах 19.00, еще светло, банки и магазины пока нас не тревожат. Мы стоим на Красноармейском проспекте и наблюдаем за порядком на самой оживленной улице нашей зоны.

- В позапрошлое дежурство, в это же время тут неподалеку киоск "бомбанули", - вспоминает Александр. - Подошли парни купить пива, а когда продавщица отдавала им бутылку, они ее за руку в окошко ларька и потянули. Она испугалась и свободной рукой отдала все, что было сказано. Этот киоск не наш (то есть его вневедомственная не охраняет - Е.В.), но и нашим продавцам вечно твердишь, что не надо дожидаться пока начнуться неприятности и стекла полетят! Чуть что - жми на "тревожную кнопку"! Мы приедем и разберемся.

"Бугор - 118-му", - раздается в рации, - "Тут "хозорганам" нужно в магазин войти". "118-й понял - выезжаю," - ответил Саша, а потом пояснил. - У нас позывные базы часто меняются, сейчас вот позывной - "бугор".

У одного из магазинов бытовой аудио-видео техники нас дожидался молодой человек. Он уже хотел было открывать магазин, когда мы подъехали, но старший наряда попросил его предъявить документы. Никаких документов не оказалось, не было даже водительского удостоверения, хотя парень подъехал на "Фольксвагене".

- Понимаешь, братан, так получилось, забыл все дома, - объяснялся он. - Но очень надо зайти в магазин, завтра уезжаем. Другие ваши ребята меня в лицо знают, а вот ты - в первый раз видишь, но войди в положение.

"В положение" входить никто не стал, как и никто не вошел в магазин. Парень, обидевшись, уезжает, но таковы правила. Кто подтвердит, что он хозяин магазина?

Головная боль

На часах - 23.45. Повернув от магазина на Ленинский проспект, видим у памятника погибшим в гражданской войне человека, "клюющего" головой в "вечный огонь". Оказывается, пьяный в стельку гастарбайтер присел погреться и уснул. Документов у него нет, потому как "вусе, казьли, укарали", и машущего руками южанина доставляем в PОВД Центрального района для дальнейшего выяснения личности. навстречу выходит подвыпившая девушка.

- Это завсегдатай местных кафе Люся, - поясняет водитель Андрей, - Ее сюда из одного кафе наши ребята недавно привезли. Напьется там и буянит. Хозяева жмут "тревожную кнопку", нам приходится выезжать и разбираться. Вообще с этими кафешками одна головная боль: едешь на "кнопку" и к бою готовишься. Потому что, когда расстаскиваешь дерущихся, те объединяются, и с криком "бей ментов!" на нас с кулаками бросаются.

Pабота "на рывок"

00.50 - 02.30. Пока не поступает сигналов с базы, мы объезжаем больше десятка различных предприятий и оптовых баз, за которыми присматрвиает специальная военнизированная охрана, и проверяем состояние их дел. Это тоже входит в работу наряда.

- Наверное, сегодня никто ничего грабить не будет? - спрашиваю я у Александра. - Намеренный грабеж наших объектов - вообще дело редкое, - отвечает он. - Мы ведь действительно хорошо подготавливаемся к тем или иным ситуациям и вооружены. А кому охота под автомат попадать? Жулики если и забираются на какой-нибудь объект, то: увидев наши приборы сигнализации, быстро сматываются. Либо работают "на рывок" - разбивают витрину магазина, хватают то, что под руку попадется, и убегают. В таких случаях очень сложно их задержать - на все уходят секунды и свидетелей ночью не найдешь. Хотя - все равно ловим. Так однажды был взломан один из меховых салонов. Мы находились не далеко и быстро подъехали к салону. Заходим, смотрим на все сквозь прицел - никого нет. Все обыскав, взглянули на витрину и обалдели: жулик стоит в шубе и манекеном прикидывается. Подходим - он не шелохнется, только кончики пальцев дрожат. Наконец не выдержал и руки поднял.

- Один раз у нас сработал сигнал на оптовой базе, - добавляет Андрей. - Ставим машину подальше, тихо входим на склады, а там два мужика в баулы шмотки укладывают. Мы зашли и спрашиваем: "Кто такие?" Грузчики - отвечают, а у самих портаки от ногтей до локтей. Положили мы их на пол, доставили "хозорган". Тот, естественно, их не знает. Когда они выходили, то ворчали, что мол надо плакат вешать, если склады вневедомственная охраняет.

Захват

03.35. Словно подслушав наш разговор, "бугор" вдруг сообщает, что в нашей зоне возле одной из девятиэтажек "неизвестные на белой иномарке пытаются угнать другую иномарку". Такую наводку сообщила на базу одна из бдительных старушек. "Ну, наконец-то, начинается", - думаю я.

- Ты, товарищ корреспондент, от машины-то далеко не отходи, - на всякий случай предупреждает меня Игорь, когда мы уже подъезжаем к месту. УАЗ останавливается с торца дома, не заезжая во двор. Андрей находится возле машины, чтобы в нужный момент ее подать. С другой стороны подъезжает еще один автомобиль вневедомственной - схема действия в подобных ситуациях давно отработана.

Одновременно с двух сторон перед возящимися у иномарак мужчинами "вырастают" милиционеры в бронежилетах, с автоматами и на их лицах ничего доброго не написано. "Ваши документы?" Мужики послушно и медленно достают свои удостоверения. Я бы тоже дерзить не стал. Проходит несколько минут напряженной тишины. Вдруг во дворе дома раздается дикий хохот. Оказывается, с одной из иномарок прошлым вечером были сняты колеса и она стояла на кирпичах. Сейчас же хозяева этой иномарки как раз и прикручивали новые колеса, а тут - нагрянула милиция.

Катаклизмы мешают работе

04.30 - 07.00. После этого лихого "захвата" наша машина начала "летать" от одного объекта к другому. Где-то отключилась электроэнергия и, соответственно, сигнализация в обслуживаемой в том районе парикмахерской не работала. Мы периодически подъезжаем к объекту и парни осматривают ее как снаружи, так и (через стекла) внутри. Одновременно с этим срабатывает пожарная сигнализация на одном из складов трикотажной фабрики. Тут же - сработка "сигнала" в одном из магазинов "Мария-PА". УАЗ то привозит "хозорганы" к одному объекту, то дожидается их у второго, то несется к третьему. "Это нормальный ритм, - говорит Андрей. - Вот когда землетрясение случилось, был кошмар: сигнализация сработала во многих местах, связи нет, люди в панике. Тогда дествительно был аврал, и мы в несколько смен справлялись с ситуацией. Еще много неприятностей доставляют сильные ураганы.

Бюджетная угроза

07.15. К рассвету суета прекращается, и наряд колесит по улицам наполовину проснувшегося города. Все подустали и я, между делом, задаю последний интересующий меня вопрос: "А появившиеся частные охранные предприятия (ЧОП) вам составляют конкуренцию?"

- Составляют, конечно, - соглашаются между собой парни. - Но, лично у нас с ними нормальные отношения. Там работают такие же мужики, как и мы, разница только в структуре организации. Да это сейчас и не проблема для вневедомственной охраны. Ходят слухи, что нас собираются вернуть из хозрасчета в бюджет милиции. У нас сейчас есть и техника, и оборудование более-менее приличное. А кто знает, как сложится финансирование из бюджета? Вот это куда более серьезная проблема, чем конкуренция с ЧОПами.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость