Жизнь

Фермер в Ключевском районе выращивает фрукты и овощи в степи

Каждый день Петр Яруничев объезжает свои владения на старенькой "Ауди". "Года три назад арендовал у государства заброшенный сад, его разбили еще до революции", – рассказывает он. Я смотрю вокруг: где же тут быть саду? Белым-бело от степного ковыля. Но дальше лес, а вот за ним – красное поле: в саду Яруничева вишня ростиком по колено уже краснеет. "Вас весной не было, здесь гектаров пять – десять благоухало", – продолжает хозяин.

Долги в наследство

Площадь бывших колхозных земель 41 га, из них пахотной земли 21,2 га, остальное – дороги и сад: яблоньки, вишни, сливы, черемуха. В позапрошлом году был завидный урожай вишни. Петр Алексеевич приглашал на сбор ягоды местное население.

Раньше садом занималось райпо, потом фермер Лебедев – ничего, кроме долгов, Петр Яруничев от этих занятий не получил.

– Сейчас вот планирую оформить долгосрочную аренду, чтобы заниматься садом – так заниматься. Здесь земля хорошая – 18 баллов, черный песок, родит хорошо. 10–15 центнеров овощей с гектара – это при благоприятной погоде. А если есть полив, отменный урожай гарантирован, – говорит фермер.

В начале 1991 года мастер производственного обучения ключевского училища Яруничев вместе с коллегой обзавелся клочком земли и занялся фермерством. Через год приятель оставил дело, а Петр Яруничев задержался. И освоил нишу, практически до сих пор никем в районе не занятую: овощеводство, а теперь и садоводство.

Его план на ближайшие пару лет – провести на этот участок электроэнергию.

– Я кнопочку нажму, вода пойдет в сад, на пахотную землю. Свет будет, здесь и рабочие смогут жить, – мечтает Петр Алексеевич. – И котлован есть, и скважины, все-все, что надо для полива, без которого в степи никак не обойтись.

Правда, энергетики "пресекают" инициативу Яруничева неподъемной стоимостью услуг. Чтобы провести электричество, на один километр необходим один миллион рублей. От ближайших линий электропередачи до сада Яруничева километр и 300 метров. Это – цена вопроса прошлого года. В этом году ставка наверняка увеличилась.

– Вот и считайте, когда это может окупиться, – сожалеет фермер. – Без помощи государства не обойтись. А местным властям самим нужна помощь. Пока приходится качать воду и поливать бытовиками (бензиновые двигатели, которые дают на полив 10 кубов воды в час. – Прим. ред.).

В этом году Петр Алексеевич изо всех овощных культур посадил один картофель. Три гектара – только Андретта и еще парочка сортов, которые по заказу привезли из Заринска, Новоалтайска и Лебяжки. Еще пять гектаров ржи посеял.

– Для меня Андретта – лучший сорт картошки: мякоть приятная, вкус – м-м-м-м, красивый желтенький цвет, ростки хорошие: две недели – и на земле уже кустики появились. Год назад ко мне приехали барнаульцы и весь урожай картофеля КамАЗами вывезли… Видите за деревьями красно-синее поле? Эспарцет и люцерну посадил: четыре га для себя, рабочих и немного на продажу. Сено всегда хорошо идет: только дал объявление, смотришь – уже очередь.

Корейцы-конкуренты

Года три-четыре назад в Ключевский район занесло корейцев.

– Ну, они как выращивают овощи: накачивают их селитрой, чтобы росли быстрее. Это ж сплошной нитрат. А я применяю только органику. Тут у нас в Нововознесенке когда-то была ферма, так я там сейчас беру грунтовый навоз, – рассказывает Петр Алексеевич. – Два года два назад выписал из Москвы голландские семена. Поставил теплицу, весь конец зимы и всю весну топил ее, посадил рассаду в бумажных горшочках. Позже высадил в грунт. И собрал отменный урожай арбузов – шесть тысяч вот таких (Петр Алексе­евич нарисовал в воздухе круг диаметром почти полметра) карапузов. Сразу разобрали. Кримсон Свит, Астраханские, Огонек, Сахарный малыш – уже испытанные мной сорта. Полностью перешел на дыни Колхозница.

Как только подходит время для сбора урожая, Петр Алексеевич идет на биржу труда, нанимает десять – пятнадцать человек.

– В районе напряженка с механизаторами. Наше училище их готовит, но они работать не хотят, потому что есть другие способы заработать. Там подработал, сям подработал, в день и выходит по 500 рублей, а то и более. А у четверых моих рабочих зарплата шесть-семь тысяч на каждого плюс премиальные, за меньшее работать никто не будет, – говорит Яруничев. – А как воруют в деревне, вы бы знали! Я понаставил камер видеонаблюдения там, где техника стоит. Тут принимали металл пять рублей за килограмм. Тащили все, что попадется. Слава богу, ажиотаж немного прошел, цена на цветмет упала на пару-тройку рублей.

О рынке сбыта Яруничев почти не задумывается – урожай уходит влет.

– По картошке рынок сбыта и не нужно налаживать. У нас в районе есть лицей, училище, дом престарелых, элеватор, коррекционная школа. Везде три-четыре тонны заберут. Не сдашь картошку здесь, пожалуйста – в Барнаул, на базы. Ягоду расфасую в ящики – и на рынок. Тут же с машины продаю арбузы. Предлагаю по 12 рублей, а в Барнауле просят 20 за кило. Улетают, как пирожки! – гордится Яруничев. 

Николай Халин,
начальник отдела промышленного садоводства,
крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств
Главного управления сельского хозяйства:

Существует программа развития промышленного садоводства, на реализацию которой выделяются средства из федерального и краевого бюджетов. За последние три года по данной программе уже освоено 65 миллионов рублей. При закладке новых насаждений фермеры получают по 30 тысяч на каждый гектар, семь тысяч рублей выделяется на уход одного гектара.

Справка

158 жителей Ключевского района являются фермерами и имеют фермерские хозяйства. 

Фермеры Ключевского района имеют земельные и сельхозугодья в Кулундинском, Михайловском, Родинском, Бийском районах. В настоящее время на их родине нет свободного клочка земли.

Теория и практика фермера Яруничева

– Работать в убыток не надо ни в коем случае. Считаю, не получается работать в одном направлении – надо выходить на другой рынок.

– Чтобы засадить три гектара картофелем, нужно семь тонн семян. При хорошем уходе собираю урожай пять тонн с гектара. В благоприятный год можно получить в два раза больше. Умножим килограмм картофеля на 14 рублей – вот и считайте. Собираю урожай картошки, и этими деньгами могу полностью закрыть зарплату для рабочих с весны до осени.

– У меня всего 485 гектаров земли. Много, что ли? Я бы и две тысячи потянул. Землей надо заниматься! Но она же не моя. Три года назад решил все это оформить в собственность. До Москвы дошел, оказалось, наша земля вся под столицей. А Москва мне ее не отдала. Аренда – такое дело: сегодня вложил деньги, а завтра выйдут законы, и останешься ни с чем.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость