Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене

Хлеб-соль по-сербски

Югославия и Россия: найдите десять отличий!

В конце октября в рамках гуманитарного проекта «Сербско-сибирский культурный мост» два журналиста издательского дома «Алтапресс» посетили Югославию. В двух предыдущих выпусках мы опубликовали их впечатления о социально-политической обстановке и общественных настроениях в этой стране, а также о Югославии как о привлекательном для россиян туристическом регионе. А сегодня — в третьем и заключительном материале «балканского цикла» — наши корреспонденты рассказывают о некоторых национально-этнографических чертах, традициях и особенностях представителей братского народа.

Запить и поблагодарить

В России дорогих гостей принято встречать хлебом-солью. У сербов данный обычай сохранился только на уровне фольклорных воспоминаний, а гостей они привечают особым обрядом, который называется «слатко». Выглядит это так: хозяева подносят вам блюдо с двумя чашами, в одной — ягодное варенье, в другой — вода. По этикету гость должен отведать ложечку варенья, запить водой и поблагодарить радушного «домачина».

Местные православные обычаи часто отличаются от русских. Например, женщинам в сербских храмах не обязательно быть с покрытой головой. Еще у сербов почти не празднуется День ангела, как это принято у верующих русских. Но зато торжественно отмечается Породична Слава (от «породица» — семья) — в некотором смысле, аналог Дня ангела, но не для отдельного человека, а для семьи.

В каждом роду Семейная Слава передается потомкам по мужской линии: если отец празднует Славу, например, в Лазореву Субботу, то и сын тоже будет отмечать в этот же день. А вот дочь, когда выходит замуж и уходит в другую семью, принимает Породичну Славу своего мужа. Этот день — намного более важный семейный праздник, чем, допустим, годовщина свадьбы.

Таким же образом, каждый город и многие организации почитают какой-либо из дней в году как свою Славу. Например, Слава города Крагуевац празднуется в Джюрджевдан, т. е. в весенний день Святого Георгия (6 мая по новому стилю).

На Рождество (по-сербски — Божич) хозяйки по особому рецепту готовят хлеб, в который запекается мелкая монетка, пшеничное зерно и ягода кизила, что обозначает семейное благополучие. Этот хлеб освящается на церковной службе и затем делится между всеми членами семьи.

Отдельного упоминания заслуживает такое явление, как «умрлица» — траурные объявления, которые вывешиваются на столбах, деревьях, стенах зданий. В этих листках сообщается о смерти (либо годовщине со дня смерти) человека, и близкие покойного приглашают всех знакомых на похороны или поминки. Кроме того, «умрлицы» публикуются в местных изданиях, и, например, в 16-страничной газете могут занимать 5−6 полос. Многие сербы начинают чтение именно с них.

50 грамм без закуски

Что еще бросается в глаза: сербы — очень курящая нация. Даже в России столько не курят, как здесь. В Югославии смолят везде: в заведениях общепита, в магазинах, в общественном транспорте, в собственном жилье… И что самое печальное, прекрасная половина — о, ужас! — курит намного больше менее прекрасной: согласно статистике, опубликованной в одном из октябрьских номеров журнала «Деньги», Югославия находится на втором месте в мире по проценту курящих женщин (57%), уступая только Папуа Новой Гвинее (80%). А вот соотечественники Горана Бреговича и Петра Стефановича в мировую десятку курильщиков, слава Богу, не попали.

Зато в Югославии практически нет проблемы алкоголизма. Несмотря на дешевизну алкоголя (литровая бутылка качественной ракии стоит порядка 50−100 рублей в пересчете на наши деньги), сильно пить там не принято. Однако употребить 50 грамм серб может хоть утром, хоть вечером. Причем, без закуски. Мы быстро поняли, как опасно часто заходить в гости — домой или в офис. Если у нас, по крайней мере до вечера, принято предлагать чай или кофе, то в Югославии без разговоров наливают! Кстати, почти все сербы либо сами гонят ракию, либо имеют родственников в сельской местности и получают продукт оттуда.

А еще у сербов другое отношение к матеркам или, по-местному, к «псовкам» (от слова «пёс»). Это вовсе даже не табуированная лексика, а примерно такой стилистический пласт, как у нас «черт побери» (хотя слова почти все те же, что и в русской матерщине). «Псовки» возможно употреблять в некоторых случаях даже при родителях, любимой девушке, в общественных местах.

Хоть запейся!

Как и в России, в Югославии есть несколько любопытных «красных дней календаря». 21 октября мы побывали на «Великом школьном уроке», который проводится ежегодно в память о 700 расстрелянных фашистами учениках гимназии Крагуевца. В огромном парке Шумарица собираются десятки тысяч человек со всей страны. Нас поразило полное отсутствие официоза — никаких речей чиновников, а все мероприятие длится 45 минут, как школьный урок. Причем, школьники — мы специально интересовались! — приходят сюда добровольно, а не по принуждению, как это частенько бывает у нас.

Еще одно общенародное патриотическое мероприятие проходит в начале мая на Равной Горе, местечке в Западной Сербии. Здесь отмечается годовщина начала четнического сопротивления. Дело в том, что в Сербии в годы войны было два антифашистских движения: одно — коммунистическое, другое — монархическое, так называемые четники. В годы социализма роль четников в борьбе с фашистами замалчивалась, но сейчас сербы отдают им дань памяти.

Совсем другой эмоциональный настрой у многочисленных фольклорных праздников, каждый из которых характерен для определенной местности. Например, «Жупска Берба», фестиваль молодого вина в Южной Сербии. Многим россиянам, попади они туда, более всего пришелся бы по сердцу следующий обычай: каждый присутствующий может бесплатно пить вино из большого фонтана в любых количествах. Нельзя только уносить игристый напиток с собой, а так — хоть запейся!

Вадим ВЯЗАНЦЕВ, Юрий ЗВЯГИНЦЕВ.

Благодарим партнеров гуманитарного проекта «Сербско-сибирский культурный мост» авиакомпанию «Сибирь» (Россия) и общественные организации «Творческое объединение „Дубовая роща“ (Россия) и „Школа мира“ (Югославия).

Справка „СК“

В двух предыдущих и в сегодняшнем выпуске „СК“ мы иллюстрировали материалы наших корреспондентов о Югославии фотографиями известного репортера и фотохудожника Зорана Петровича, который работает в крупной общенациональной газете"Глас явности».

Зоран Петрович родился в 1958 году, проживает в городе Крагуевац. По образованию — юрист, профессионально фотографией занимается только последние 6 лет, но фотоискусством увлечен с детства. Сотрудничает со многими югославскими, европейскими и транснациональными изданиями и агентствами, в том числе — с Assoсiated Press. Неоднократно участвовал в самой престижной фотовыставке Югославии YuPressPhoto.

Многие барнаульцы уже знакомы с фотографиями Зорана Петровича — в феврале-марте этого года в выставочном зале Алтайского госуниверситета проходила экспозиция его работ «Бедствия детей Югославии». «Свободный курс» публиковал некоторые фотографии с этой выставки (см. «СК» N 11 от 14 марта 2002 года).

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Рассказать новость