На пределе…
"Уважаемые пассажиры, экипаж лайнера приветствует вас. Командир корабля - заслуженный мастер спорта по высшему пилотажу. Товарищи пассажиры, не пугайтесь, что самолет перевернуло: сейчас командир корабля закапает нос, и все будет нормально".
Этот анекдот прямо в яблочко: Лариса - известная во всем мире спортсменка, покорявшая небо на Су-26, ставшая в 2005 году абсолютной чемпионкой России (авиаспорт не делится на мужской и женский. - Прим. авт.). И вдруг - в гражданскую авиацию. Вдруг?
- Спортивная авиация не так "воздушна и легка", как может показаться зрителям на авиашоу, - говорит Николай Радостев, муж Ларисы, заслуженный тренер России по высшему пилотажу. - Это огромные перегрузки для организма. Да, у космонавтов нагрузки больше, но они ощущаются во время старта и идут по нарастающей. А у летчиков-спортсменов эти нагрузки, говоря профессиональным языком, - знакопеременные. К примеру, Лариса пошла в штопорное вращение - из минус 5 она резко выходит в плюс 8. Минус - ощущение, что из тебя все вытягивает, плюс - наоборот, вдавливает. Такие перегрузки, конечно, даром не проходят. У Ларисы лопались кровяные сосуды на лице, в глазах... Вся эта романтика в небе даром для здоровья не проходит.
Есть еще одна причина, по которой летчики уходят из спортивной авиации в гражданскую. При всех регалиях Лариса Радостева, гордость Алтайского края и России, получала максимум 15 тысяч рублей, да и то не всегда.
Характер!
В Толмачеве, где Лариса проходила трехмесячные курсы переподготовки, многие сначала удивлялись.
- Все думали, что Лариса идет учиться на стюардессу, - смеется Николай Радостев, - а когда узнавали, что она летчица, относились уже по-другому. Более уважительно, что ли.
Все эти три месяца Лариса изучала совсем новые для нее самолеты. Ведь в спорте все по-другому: как в песне - небо, машина и ты. А на "гражданском" борту еще очень много пассажиров, за которых отвечает экипаж во главе с пилотами.
По словам Николая Радостева, даже сама Лариса поначалу смутно представляла себя в "гражданке".
- Но я сразу вспомнил, как она первый раз села за Ан-2 (до Ан-2 Лариса летала на Як-55. - Прим. авт.), - рассказывает тренер и муж. - Идет такая худенькая девчушка 21 года к самолету, а он здоровый такой по сравнению с "Яком". Ничего, освоилась сразу - характер! Лариса очень хорошо чувствует землю. А если летчик чувствует землю, он машину на нее мягко посадит. Это одна из основ летного мастерства.
Лариса прошла жесточайшую медкомиссию и различные психологические тесты - на реакцию, внимание, координацию… А на курсах ей предстояло изучить устройство огромного количества приборов абсолютно нового для нее типа самолета. В общем, путь за штурвал Ту-154 тернист. Но я уверен, что из Ларисы получится хорошая летчица гражданского флота России.
Лариса Радостева: "Полетаем - увидим"
- Лариса, что вы почувствовали, когда стали кружить над толмачевским аэродромом?
- На большом самолете абсолютно все по-другому. Но испуга не было: когда начинаешь работать, полностью включаешься в дело. Эмоции остаются на земле. Конечно, Ту-154 не шустрый спортивный самолет, управляешь им плавно. Перегрузок опять же нет. Разве что минимальные - только при взлете. Правда, на Ту-154 огромное количество приборов, их показания надо видеть, а если случится нештатная ситуация, вовремя ее исправить. Но летчик есть летчик. Если до этого человек летал на каком-нибудь судне, то он будет летать на всем.
- Когда вы полетите в первый рейс?
- О! Об этом еще рано думать. Я ведь в Толмачеве летала всего один день. И назвала бы этот полет ознакомительным. Сейчас какое-то время буду заниматься наземной подготовкой, после нее полечу стажером. И уж только потом - в самостоятельный рейс по расписанию. Вторым пилотом.
- Вам хотелось бы стать капитаном гражданского лайнера?
- Наверное, я должна вспомнить пословицу: плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Сначала освою профессию полностью. Полетаем - увидим. А уж потом поставлю перед собой более высокие задачи.
Чистого неба, Лариса!
Самое важное - в нашем Telegram-канале