Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене
Жизнь

К юбилею ВАЗа-2101 бывалые автомобилисты Барнаула вспоминают о первых «копейках»

Председателем Алтайской федерации автомобильного спорта Сергей Поспелов и председатель Федерации автовладельцев России Виктор Клепиков с большой нежностью вспоминают о том, как первые «Жигули» появились на улицах Барнаула.

Сорок лет на главном конвейере Волжского автомобильного завода была собрана первая модель ВАЗ-2101, которая больше известна как «копейка».

Прототипом «Жигулей» первой модели был итальянский «Фиат-124». Однако конструкторы серьёзно отнеслись к адаптации «итальянца» под русские дороги и внесли порядка 800 изменений. Когда завод начал работать на экспорт, появилась проблема. Уже выбранное название было ннепроизносимо на многих европейских языках, а в некоторых случаях и вовсе было созвучно нецензурной лексике. Через журнал «За рулём» был организован всесоюзный конкурс, в котором приняли участие порядка 30 000 человек. Именно так у ВАЗа появилось название «Лада».

«Копейки», выпущенные в начале 70-х, до сих пор катаются по Алтайскому краю. В любом номере газеты «Купи-продай» вы без труда найдёте с десяток объявлений о продаже этого почти раритетного авто.

Мы пообщались с председателем Алтайской федерации автомобильного спорта Сергеем Поспеловым и председателем Федерации автовладельцев России Виктором Клепиковым, которые с большой нежностью вспоминают о том, как первые «Жигули» появились на улицах нашего города.

Запах нового автомобиля

Сергей Поспелов,
председатель Алтайской федерации автомобильного спорта:

Мы прочитали о том, что в Союзе будут выпускать автомобиль на базе итальянского «Фиата» в журнале «За рулём» еще в 1968 году. После этого долго стояла тишина, и только с восьмого номера 1970 года о ВАЗе стали писать регулярно, с большими вкладками и подробным описанием.

Увидел «копейку» Сергей Александрович только в 73-м году. В то время он учился в политехническом институте на автотранспортном факультете. Один из его одногруппников специально отправился в Москву за «Жигулями».

Сергей Поспелов,
председатель Алтайской федерации автомобильного спорта:

Мы ждали и вот он позвонил и радостно сказал: «Купил, мужики! Гоню обратно». Через четыре дня должен был быть уже в городе. Прошло пять дней, шесть, неделя. Мы заволновались. Его отец занимал высокую должность в политехе, и мы не осмеливались спросить у него. Потом всё-таки не выдержали, и он ответил нам, что сын на полпути в Барнаул попал в аварию. Переломал рёбра и получил сотрясение мозга, автомобиль в хлам — перевёртыш. Только через месяц, уже после лечения в больнице, он вернулся в город. Сразу же начал ремонтировать автомобиль, тогда-то мы его и увидели.

А в семье Виктора Клепикова первые «Жигули» появились в 1976 году. Отец председателя Федерации автовладельцев получил его на производстве.

Виктор Клепиков,
председатель Федерации автовладельцев России:

Тогда зародилась традиция. Всей семьёй шли в гараж, открывали ворота. ВАЗ небесно-голубого цвета, очень редкий цвет. И был такой запах… Запах нового автомобиля. Тут же подтягивались соседи по кооперативному гаражу: необмытая машина — незачётная, как сейчас говорят. Уже в 14 лет я уверенно сидел за рулём. После мотоцикла ощущения непередаваемые!

Кооперативные кабачки

По словам Виктора и Сергея, во времена СССР вечерние посиделки в гаражах были очень популярны.

Виктор Клепиков,
председатель Федерации автовладельцев России:

В гаражах устраивали небольшие кабачки. Мы, дети, допоздна там не засиживались. Но было огромным удовольствием вместе с отцом покопаться в капоте.

Сергей Поспелов,
председатель Алтайской федерации автомобильного спорта:

Это были неформальные клубы. Общались, помогали друг другу. Здесь социальный статус не имел никакого значения. Мы крутились вокруг отцов, нам разрешали даже что-то ремонтировать, и мы были рады! При этом учились ремонтировать правильно, ведь папенька так бы дал за плохо закрученную гайку! Раньше проблема была время найти, чтобы с отцом посидеть в гараже. Сейчас такого уже нет, достаточно приехать на шиномонтажку, и тебе всё сделают.

«Золотые» запчасти

Достать запасные части для «Жигулей» было очень проблематично. Автовладельцы шли на хитрость, стараясь избегать барахолки, где цены возрастали в разы.

Виктор Клепиков,
председатель Федерации автовладельцев России:

Дефектов у машин российской сборки было много. Например, распределительный вал. Барнаульцы пытались его исправлять, как-то наращивать. Даже стальные варили.

Сергей Поспелов,
председатель Алтайской федерации автомобильного спорта:

Нормальная цена распределительного вала была 17 рублей 20 копеек. А на барахолке она доходила до 250 рублей. Это при зарплате 120 рублей! Хорошо помню, как мы ездили в Тольятти на чемпионат мира по авторалли. Нам постоянно заказывали запчасти, и однажды 15 таких валов мы везли в Барнаул.

Именно в Тольятти в конце 70-х годов Сергей Александрович увидел праворукую модель «Лады».

Сергей Поспелов,
председатель Алтайской федерации автомобильного спорта:

Это как раз тот вариант, который делали на экспорт. Едем по городу, и тут перед нами ВАЗ. За рулём никого нет! Тогда дороги были широкие и загруженность меньше, поэтому мы поравнялись с ним и начали рассматривать. А потом на кольце разъехались в разные стороны.

Оторванные колеса латали сами

На соревнованиях техника страдала сильно. Спортсмены часто попадали в аварии.

— Скользящие удары, боковые, бывало, что и колёса отрывало. К нам постоянно подходили пять-шесть человек и возмущались: «Люди себе не могут купить автомобиль, а вы их бьёте!» Ремонтом мы занимались сами. Очень помогало, что приятель работал на вазовской СТО. Загоняли на станцию автомобиль. Он заказывал нам запчасти, а мы их грузили и везли на ремонт в свой гараж. Наловчились быстро, в полевых условиях могли исправить коробку передач за 20 минут.

В отличие от старшего поколения современные молодые люди не так трепетно относятся к «Ладам». Двадцатилетний владелец сине-зелёной «копейки» 1973 года выпуска Сергей Антохин приобрёл её несколько месяцев назад специально для занятий в автошколе.

Сергей Антохин,
владелец ВАЗ-2101:

Она в отличном состоянии, итальянской сборки. С друзьями постоянно катаемся, прохожие провожают взглядом. Но я решил её продать, хочу купить что-нибудь подороже.

Подписка на еженедельную рассылку самых полезных новостей
Пользователь согласен на получение информационных сообщений, связанных с сайтом и/или тематикой сайта, персонализированных сообщений и/или рекламы, которые могут направляться по адресу электронной почты, указанному пользователем при регистрации на сайте.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость