Жизнь

Как переселяют Затон

...Затонцы иронично величают свой поселок алтайской Венецией. Ну и что, что красотой и историей это местечко в пригороде Барнаула не вышло, зато здесь тоже бывает мокро и опасно. Каждый год в Затоне с беспокойством ждут паводка: для местных он нередко означает жизнь в подтопленных домах и на крышах, "похороны" посевов и амбре от размытых выгребных ям. За последние годы Затон серьезно топило три раза: в 1991, 1993 и 2001 годах.

В последнее же время специалисты заговорили о новой угрозе: опасности схода большой массы земли с подмытого берега Оби, в этом случае река может изменить русло и накрыть поселок "с головой". Понятно, что подобная перспектива никого не радует: ни жителей, ни представителей властей (городской и поселковой администраций), ни МЧСовцев... В прошлом году после многочисленных обращений у Министерства финансов и Госстроя России наконец дошли руки до решения этой проблемы. Затонцев решили переселить...

"Трясет мелкой тряской..."

О том, как это делается, мне рассказали жители поселка.

- В августе прошлого года поселковый глава поздравил нас и сказал, что наша семья получает квартиру в доме на улице Попова - ее уже для нас готовят. Потом эта квартира как-то сама собой "замялась", а когда я поинтересовалась, куда же делось обещанное, получила ответ, что я что-то не так поняла... Ладно, пусть. В нынешнем июне нам объявили, что Москва выделяет на поселок жилищные сертификаты. Они дают право приобрести одиноко живущему человеку жилплощадь в 33 квадратных метра, а семьям - по 18 квадратных метров на человека (нас вот трое - значит, на нашу семью приходится квартира в 54 квадрата). Это соответствует социальной норме. Но когда стали разбираться с этим подробнее, выяснилось, что в сертификаты заложена цена одного квадратного метра 7 тысяч 390 рублей. То есть наш сертификат стоит, например, 399 тысяч 60 рублей. И какую же квартиру для троих взрослых людей я могу приобрести на эти деньги? Однокомнатную? Двухкомнатную малосемейку? - недоумевает Надежда Михайловна Пастухова. Мы сидим в затонской поликлинике и разговариваем с работающими здесь женщинами.  Все - на нервах, в голосе - возмущение, в глазах - вопросы.

- На нормальную квартиру этих денег не хватит, а добавить нечего. Нам предлагают переезжать в Заринск либо Новоалтайск, где цены ниже, но что я буду там делать без работы? Больше всего злит то, что никто ничего не может объяснить. Во-первых, где эти самые сертификаты, которые нам обещали выдать еще в конце июня? Мы до сих пор их в глаза не видели. Во-вторых, почему нельзя вкладывать сертификаты в долевое строительство? Почему нам рекомендуют обращаться только в агентство "Дом"? Масса вопросов, а ответов добиться не можем. Живем на одних нервах. Эту воду пережили, в дерьме бродили - трясло мелкой тряской. И теперь лихорадит который месяц. Конечно, мы понимаем, что переезжать надо, но ехать из одной дыры в другую мы не хотим! - чуть не хором говорят мои собеседницы. Ситуация с оформлением документов для них вообще загадка: что нужно, какие доверенности? У Надежды Михайловны сыновья - речники. Как уплывут куда-нибудь на месяц - где их искать, коли "в три дня" начнут трясти какую-нибудь справку?

В. О. Кощеева вообще переезжать не собирается. Ни за что. Потому что дом, в котором живет с 1962 года, считает нормальным ("вот только фундамент укрепить"), здесь у нее грядка огурцов, 27 корешков помидор. Живи - не хочу. Вода - это, конечно, неприятно, но за сорок лет уж притерпелись, не страшно... Причитающийся ей сертификат она сможет обменять разве что на малогабаритную хрущевку или на частный дом в гораздо худшем состоянии. И зачем ей это нужно?

"Хотели как лучше..."

В нескольких разных агентствах недвижимости, куда я позвонила, мне подтвердили - за 400000 рублей могут предложить 54-метровую квартиру только в Новоалтайске или Заринске. В Барнауле - в лучшем случае частный дом. Или вариант барака с удобствами во дворе. И с началом осени цены уже активно поползли вверх...

Кстати, как сообщил председатель комитета по строительству, учету и распределению жилья Барнаульской городской администрации В. Т. Сбитнев, затонцы могут обращаться в любое агентство недвижимости: "Дом" и "СЛ" им всего лишь рекомендуют - дескать, это фирмы, которым доверяет администрация города.

Странная же цифра стоимости одного квадрата, заложенная в сертификат, объясняется бюрократически просто: мудрые чиновники "зафиксировали" госкомстатовскую среднюю цену на жилье по региону. То есть среднее арифметическое из цен в Барнауле, Рубцовске, Бийске и т. д. Так что все сделано очень "по-нашему": с самого начала затонские жилищные сертификаты оторваны от реальных цен на жилье в краевом центре.

Заместитель главы администрации города И. П. Перемазов, впрочем, считает, что "выделяемая сумма неплохая, а если кого-то не устраивает - они могут сами доплачивать..." Понятно, что те, у кого есть возможность, так, скорее всего, и поступят. А как быть тем, у кого возможности доплатить нет - бюджетникам, пенсионерам, иным малообеспеченным? Переезжать в бараки, халупы и развалюхи?

Однако, оказывается, имелся шанс достойно переселить и "бедных". Оказывается, вкладывать сертификаты в строящиеся дома - можно (а цена квадрата в долевке начинается сейчас от 6700 рублей - так что если не замахиваться на элитное жилье, то реально уложиться и в сумму, обеспечиваемую сертификатом). Но, как пояснил Владимир Тихонович Сбитнев, вся работа по реализации сертификатов должна быть завершена не позже апреля-мая будущего года. Значит, чтобы человек мог уложиться в этот срок, готовность строящейся долевки сейчас должна быть уже не менее 70 процентов. Очень сомнительно, что в почти выстроенном доме могут оказаться свободные квартиры. Да и сертификатов у затонцев на руках до сих пор нет - и значит, этот путь им фактически отрезан.  Тот факт, что сертификаты все еще не дошли до Затона, власти объясняют тем, что списки нуждаются в очень тщательном уточнении. Кстати, и деньги под сертификаты в город еще не поступили. Говорят, дай Бог до Нового года им придти...

Вот и получается - "хотели как лучше..."

Многие жители поселка, махнув рукой на неудачную попытку государства проявить заботу о своих гражданах, уже запасаются углем на зиму и начинают ждать нового наводнения... Оно их страшит меньше, чем переселение. Затонская проблема так и остается нерешенной.

Ирина СЛЕПНЕВА.

На снимках Андрея КАСПРИШИНА: так топит Затон.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость