Жизнь

Как продают лесных красавиц

В уходящем году в Барнауле количество предпринимателей, занимающихся продажей новогодних елей, увеличилось в два раза. Такую оценку дают сами игроки этого рынка. Подобная положительная тенденция вполне закономерна, потому что два предыдущих года были для самого простого новогоднего бизнеса вполне удачными. Его рентабельность при умелом подходе достигала зачастую 100%. Оценив по достоинству чужие доходы, другие предприимчивые бизнесмены тоже обратили свои взгляды в эту сферу. Однако теперь предложение на елочном рынке оказалось слишком велико. На момент подготовки этого материала предприниматели столкнулись с тем, что рынок замер: покупатели стали выжидать, когда продавцы "новогодних красавиц" снизят цены.

Явный перебор

Предприниматель Алексей (фамилию он пожелал сохранить в тайне) занимается сезонным елочным бизнесом четвертый год подряд. Торгует он на Малаховском рынке. Говорит, что это место считается "самым елочным" в Барнауле. Алексей решил заняться таким видом предпринимательства, собрав немало сведений о его высокой доходности. В начале декабря 2000 года он отправился в Тягунский лесхоз и заказал там партию пихт. Именно пихт, а не елок, потому что, как утверждает сам продавец, хорошо "идет" в основном этот вид деревьев. Через неделю Алексей доставил товар - шестьсот деревьев - в Барнаул. Половину из них продал за три дня, моментально вернув вложенные средства. И вскоре отправился в тайгу за новой партией.

"Сегодня, я понял, что научиться эффективно работать в этом бизнесе можно минимум за три-четыре года, - говорит Алексей. - Это только с первого взгляда кажется, что схема действий в этом бизнесе проста: съездил, купил ель, "навернул" цену и сиди, собирай прибыль. Однако в этом деле есть масса нюансов, не зная которые можно попросту пустить на ветер вложенные деньги".

Предприниматель рассказал нам, что важнейший фактор, влияющий на успех в этом бизнесе - качество самой пихты. Среднестатистическая пихта в лесничестве сегодня стоит около 50 рублей. Если "елочник" хочет, чтобы его пихта имела приличный товарный вид, он доплачивает почти столько же денег опытному рубщику. С учетом транспортных расходов, дерево доставляется в Барнаул по себестоимости примерно 100 рублей. А здесь уже на каждую пихту идет торговая наценка - от 100 и более процентов, в зависимости от многих условий. Партия будет реализована при умелой работе самого предпринимателя, хорошо знающего конъюнктуру рынка и некоторые секреты придания пихте товарного вида.

"Вообще, сейчас на этом деле много не заработаешь по нескольким причинам, - говорит Алексей. - Во-первых, рынок очень перенасыщен игроками. Соответственно, у каждого из нас велик риск увезти свой товар на свалку, так и не реализовав его полностью до 31 декабря. Иногда, кстати, так и происходит. Раньше считалось, что ты не "елочник", если привозишь на рынок менее 2 тысяч елок. Сейчас, в связи с ростом предложения, бизнесмен привозит максимум по одной тысяче в сезон, да и те удается распродать, если год удачный".

По словам Алексея, отрицательно сказалось на доходах розничных торговцев и то обстоятельство, что лесничества в этом году подняли цены на пихту почти в два раза. В то время, как на городском рынке цена увеличилась всего на 10% - иначе люди покупать зеленый товар не будут. Да и покупатель в этом сезоне пошел непростой. "Вспоминая прошлые два года, когда елок в городе хватало всем, люди в этом сезоне "выжидают" - когда мы снизим цены, - говорит предприниматель. - Нам снижать цены тоже не резон. В результате все "сидят" на нервах - и покупатель, который боится остаться вообще без елки, и мы, поскольку рискуем выбросить товар. Хотя я знаю, что уже несколько лет в среде "елочников" есть негласная договоренность - 30 и 31 числа цены не снижать. Нам психологически проще будет выбросить нераспроданную часть, чем работать себе в убыток".

Фирменный стиль

Фирма "Мажой", которой руководит Антон Сергеев, в числе направлений своей деятельности имеет и елочный бизнес. На рынке она работает восемь лет подряд. Действует по схеме, когда вся закупленная елка реализуется не в одном месте, а через сеть торговых точек, разбросанных по всему городу. Руководство "Мажоя" изначально сделало ставку на цивилизованный, законный бизнес. За время работы оно сумело наладить хорошие отношения с администрацией города, которая сегодня способствует в выдаче разрешения на торговлю в многолюдных местах, но на заранее установленных условиях. Важнейшее из них - в торговых точках должны быть в продаже так называемые "социальные елки" по цене не выше 100 рублей.

"Наша фирма, можно сказать, открывала этот бизнес в Барнауле. - признается Антон Сергеев. - В начале 90-х, когда мы только начинали работать, складывалась довольно интересная ситуация. В лесничествах еще действовали пережитки советской плановой экономики, а в городе был уже рынок. Лесничества на протяжении шести лет торговали елками по цене 10 рублей за штуку, в то время, как на рынке она "уходила" в среднем по 100 рублей. Вот тогда у "елочников" и доходы были неплохими. У меня в городе тогда было примерно 15 точек, а сегодня их только шесть. Времена на рынке уже не те".

Далее в разговоре Антон Сергеев пояснил, что в последнее время лесничества перешли на самофинансирование и стали повышать цены на елку. Сегодня минимальная стоимость - 50 рублей за штуку. Но в последние два года эту цену "подстегивают" еще и новосибирцы. Они стали закупать пихту в Алтайском крае, не скупясь особо на деньги. Лесничества, разумеется, не возражали.

Хотя, если рассматривать положительные тенденции рынка, то сами "елочники" говорят о том, что он становится цивилизованнее. Все меньше становится "саночников". Так "елочники" называют мелких розничных торговцев пихтой, занимающихся продажей незаконно и привозящих товар из леса, как правило, на электричках.

Крупные операторы сезонного рынка, например, такие, как фирма "Мажой", начинают говорить о необходимости наведения порядка в елочном бизнесе. Дескать, государству давно пора вводить какой-то механизм, может быть, даже лицензирование. Антон Сергеев сказал нам, что только такая мера позволит не только не допустить на этот рынок "нелегалов", но и пополнить местный бюджет за счет средств, вырученных от продажи "елочных лицензий". А тем, кто работает на рынке по закону, позволит урегулировать отношения между собой и, скорее всего, определить цену, приемлемую для массового покупателя.

Сергей КУПРЯЕВ.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость