Явный перебор
Предприниматель Алексей (фамилию он пожелал сохранить в тайне) занимается сезонным елочным бизнесом четвертый год подряд. Торгует он на Малаховском рынке. Говорит, что это место считается "самым елочным" в Барнауле. Алексей решил заняться таким видом предпринимательства, собрав немало сведений о его высокой доходности. В начале декабря 2000 года он отправился в Тягунский лесхоз и заказал там партию пихт. Именно пихт, а не елок, потому что, как утверждает сам продавец, хорошо "идет" в основном этот вид деревьев. Через неделю Алексей доставил товар - шестьсот деревьев - в Барнаул. Половину из них продал за три дня, моментально вернув вложенные средства. И вскоре отправился в тайгу за новой партией.
"Сегодня, я понял, что научиться эффективно работать в этом бизнесе можно минимум за три-четыре года, - говорит Алексей. - Это только с первого взгляда кажется, что схема действий в этом бизнесе проста: съездил, купил ель, "навернул" цену и сиди, собирай прибыль. Однако в этом деле есть масса нюансов, не зная которые можно попросту пустить на ветер вложенные деньги".
Предприниматель рассказал нам, что важнейший фактор, влияющий на успех в этом бизнесе - качество самой пихты. Среднестатистическая пихта в лесничестве сегодня стоит около 50 рублей. Если "елочник" хочет, чтобы его пихта имела приличный товарный вид, он доплачивает почти столько же денег опытному рубщику. С учетом транспортных расходов, дерево доставляется в Барнаул по себестоимости примерно 100 рублей. А здесь уже на каждую пихту идет торговая наценка - от 100 и более процентов, в зависимости от многих условий. Партия будет реализована при умелой работе самого предпринимателя, хорошо знающего конъюнктуру рынка и некоторые секреты придания пихте товарного вида.
"Вообще, сейчас на этом деле много не заработаешь по нескольким причинам, - говорит Алексей. - Во-первых, рынок очень перенасыщен игроками. Соответственно, у каждого из нас велик риск увезти свой товар на свалку, так и не реализовав его полностью до 31 декабря. Иногда, кстати, так и происходит. Раньше считалось, что ты не "елочник", если привозишь на рынок менее 2 тысяч елок. Сейчас, в связи с ростом предложения, бизнесмен привозит максимум по одной тысяче в сезон, да и те удается распродать, если год удачный".
По словам Алексея, отрицательно сказалось на доходах розничных торговцев и то обстоятельство, что лесничества в этом году подняли цены на пихту почти в два раза. В то время, как на городском рынке цена увеличилась всего на 10% - иначе люди покупать зеленый товар не будут. Да и покупатель в этом сезоне пошел непростой. "Вспоминая прошлые два года, когда елок в городе хватало всем, люди в этом сезоне "выжидают" - когда мы снизим цены, - говорит предприниматель. - Нам снижать цены тоже не резон. В результате все "сидят" на нервах - и покупатель, который боится остаться вообще без елки, и мы, поскольку рискуем выбросить товар. Хотя я знаю, что уже несколько лет в среде "елочников" есть негласная договоренность - 30 и 31 числа цены не снижать. Нам психологически проще будет выбросить нераспроданную часть, чем работать себе в убыток".
Фирменный стиль
Фирма "Мажой", которой руководит Антон Сергеев, в числе направлений своей деятельности имеет и елочный бизнес. На рынке она работает восемь лет подряд. Действует по схеме, когда вся закупленная елка реализуется не в одном месте, а через сеть торговых точек, разбросанных по всему городу. Руководство "Мажоя" изначально сделало ставку на цивилизованный, законный бизнес. За время работы оно сумело наладить хорошие отношения с администрацией города, которая сегодня способствует в выдаче разрешения на торговлю в многолюдных местах, но на заранее установленных условиях. Важнейшее из них - в торговых точках должны быть в продаже так называемые "социальные елки" по цене не выше 100 рублей.
"Наша фирма, можно сказать, открывала этот бизнес в Барнауле. - признается Антон Сергеев. - В начале 90-х, когда мы только начинали работать, складывалась довольно интересная ситуация. В лесничествах еще действовали пережитки советской плановой экономики, а в городе был уже рынок. Лесничества на протяжении шести лет торговали елками по цене 10 рублей за штуку, в то время, как на рынке она "уходила" в среднем по 100 рублей. Вот тогда у "елочников" и доходы были неплохими. У меня в городе тогда было примерно 15 точек, а сегодня их только шесть. Времена на рынке уже не те".
Далее в разговоре Антон Сергеев пояснил, что в последнее время лесничества перешли на самофинансирование и стали повышать цены на елку. Сегодня минимальная стоимость - 50 рублей за штуку. Но в последние два года эту цену "подстегивают" еще и новосибирцы. Они стали закупать пихту в Алтайском крае, не скупясь особо на деньги. Лесничества, разумеется, не возражали.
Хотя, если рассматривать положительные тенденции рынка, то сами "елочники" говорят о том, что он становится цивилизованнее. Все меньше становится "саночников". Так "елочники" называют мелких розничных торговцев пихтой, занимающихся продажей незаконно и привозящих товар из леса, как правило, на электричках.
Крупные операторы сезонного рынка, например, такие, как фирма "Мажой", начинают говорить о необходимости наведения порядка в елочном бизнесе. Дескать, государству давно пора вводить какой-то механизм, может быть, даже лицензирование. Антон Сергеев сказал нам, что только такая мера позволит не только не допустить на этот рынок "нелегалов", но и пополнить местный бюджет за счет средств, вырученных от продажи "елочных лицензий". А тем, кто работает на рынке по закону, позволит урегулировать отношения между собой и, скорее всего, определить цену, приемлемую для массового покупателя.
Сергей КУПРЯЕВ.
Самое важное - в нашем Telegram-канале