Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене
766

Неизвестный Пырьев. В юности великий кинорежиссёр ездил с татарами по сибирским ярмаркам и работал на колбасном заводе

В этом году исполняется 110 лет со дня рождения известного кинорежиссёра Ивана Пырьева. Он родился 17 ноября в Камне-на-Оби. К юбилейной дате сотрудники ГМИЛИКА готовят к изданию биографическую книгу «Иван Пырьев».

— Фильмы Пырьева представляют этапы истории нашего народа, — говорит заместитель директора музея по научной работе Елена Огнева. — Он создал особый тип кино — лирическую музыкальную комедию с неизменным счастливым финалом. В кинолентах режиссёра было всё: замечательные песни, которые пела вся страна, трудовые сцены, комические интермедии, лирика и романтизм.

Работники музея смогли собрать огромное количество информации о жизни известного земляка и с удовольствием поделились ею с читателями.

В кино за гривенник

В мемуарах Иван Александрович писал, что его семья была работящей. Мать ворошила зерно на элеваторе, а отец грузил его на баржи.

— Александр Пырьев славился умением играть на гармони, — говорит сотрудник отдела истории Каменского государственного краеведческого музея Нина Польшикова. — На одном из гуляний между грузчиками завязалась драка, в которой он погиб.

После этой трагедии мама Пырьева поехала на заработки по городам Сибири, а мальчик воспитывался у деда-старообрядца. С восьми лет он стал помогать по хозяйству: гонял лошадей на водопой, пас телят и свиней, работал на сенокосах, жатвах и пахоте.

— Дед его очень любил, везде таскал за собой, — рассказывает Нина Ивановна. — Они любили ходить на рыбалку, варили уху из пойманной стерляди и ершей, пели у костра.

Пырьев писал в мемуарах: «В воскресенье я и брат получали от бабушки по гривеннику и шли в приезжавший к нам в село „иллюзион“. Это и было моё первое знакомство с кинематографом. В пожарном сарае на тусклом сером экранчике я увидел Прэнса, Глупышкина, „Гибель Помпеи“, какие-то итальянские боевики со львами и гладиаторами…»

На отчима с топором

Когда Иван закончил третий класс церковно-приходской школы, мать увезла его в Мариинск. Там она жила с татарином, который торговал фруктами. Мужчина отличался крутым нравом, а когда выпивал, бросался на всех.

Доставалось и матери Пырьева. Однажды терпение мальчишки лопнуло, и он, схватив топор, набросился на отчима. Тот был вынужден спасаться бегством. Пырьев гнал его до полицейского участка, где тот попытался спастись. После случившегося будущий кинорежиссёр был вынужден уйти из дома.

— Он ездил с татарами по сибирским ярмаркам, в Томске подрабатывал поварёнком, служил на колбасном заводе, даже торговал папиросами в поездах, — говорит Нина Польшикова. — А в 1915 году добровольно ушёл на фронт. Пырьев воевал в составе 32-го сибирского полка, дважды получал ранения, в 18-м году заболел тифом, и его выписали обратно в Сибирь. Но до Камня он не доехал.

В Екатеринбурге Пырьев занимался в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с будущим коллегой Григорием Александровым. Жил плохо, бывали даже голодные обмороки прямо на спектаклях.

Иван Алтайский

Молодой актёр был талантлив. Из его воспоминаний стало известно, что в Екатеринбурге он три месяца играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе под вымышленной фамилией Алтайский.

В 1921 году в город с гастролями приехал МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены игрой актёров, что, не раздумывая, отправились в Москву.

В столице Пырьев играл у Сергея Эйзенштейна в спектаклях «Мексиканец», «На всякого мудреца довольно простоты», «Мститель». Однако между творческими людьми произошёл конфликт, и Иван Александрович ушёл к Всеволоду Мейерхольду, где запомнился зрителям игрой в «Великодушном рогоносце», «Даёшь Европу» и в спектакле «Лес».

— Одновременно Пырьев руководил рабочими самодеятельными кружками, ставил агитки и оратории на злободневные темы, — продолжает рассказ о земляке Нина Польшикова. — В конце 20-х годов увлёкся кинематографом. Однажды он сидел в гримёрке и смотрел в зеркало. Лицо было измазано гримом, на голове — зелёный парик. Он сказал: «Неужели всю жизнь так будет? Переодеваться 200, 300, 400 раз? Нет, нет, нет!» И вскоре полностью оставил сцену, отдав себя съёмочной площадке.

Это случилось в 1925 году. Пырьев начинал в качестве помощника режиссёра у Юрия Тарича. На площадке проявлял великолепные организаторские способности. Поэтому известие о появлении энергичного и деятельного ассистента режиссёра быстро распространилось в среде кинематографистов.

Ходило мнение, что даже самый беспомощный режиссер при помощи Пырьева добьётся успеха.

Чутьё на талант

Первым собственным творением Пырьева стал фильм «Морока», но он не получил должного внимания. О Пырьеве как о режиссёре заговорили только в 33-м году, после выхода ленты «Конвейер смерти», драмы из жизни трёх немецких девушек. Её режиссёр снимал в недостроенных павильонах «Мосфильма».

Современники вспоминали, что Иван Александрович очень трепетно относился к актёрам. Следил за их питанием, другим работникам на площадке запрещал наседать на них.

— У Пырьева было чутьё на замечательных актёров. Он приглашал в свои фильмы никому не известных людей. Так у него получалось создавать эффект действительности. Зрители верили, что на экране отражается жизнь, а не художественный вымысел, — говорит Нина Ивановна.

Рассорившись с дирекцией, Пырьев отбыл в Киев, где снял первую комедию «Богатая невеста». Исполнительница главной роли Марина Ладынина сразу вошла в число самых популярных советских актрис. Между ними завязались отношения, Иван Александрович снял её в знаменитых лентах «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», романтических музыкальных фильмах «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской».

— Последняя совместная работа в кино Марины Ладыниной и Ивана Пырьева — фильм «Испытание верности», — рассказывает Елена Владимировна. — После этого Марина Алексеевна в кино не снималась.

— Актриса повторила судьбу героини, — продолжает Нина Ивановна. — Пырьев бросил её ради молодой актрисы. Сын решил остаться с отцом, она тяжело переживала это расставание.

Трагедия на съёмках

Иван Александрович переключился на экранизацию литературы. Он снимает фильмы «Идиот» и «Белые ночи» по Достоевскому. Трагедии на экранизации третьего произведения писателя не ожидал никто…

— Пырьев спал всего по три-четыре часа, работал на износ, — заканчивает рассказ о режиссёре Нина Ивановна. — Он 10 лет вынашивал желание снять «Братьев Карамазовых». Сам проработал сценарий на три серии. И в перерыве между съёмками второй и третьей он умер.

7 февраля 68-го года Иван Александрович вернулся из студии, лёг спать и больше не проснулся.

— Он перенёс семь инфарктов практически на ногах. Нужно было очень любить своё дело, быть одержимым им, чтобы оставить в искусстве такой яркий след. Третью серию картины закончили актёры Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.

Легенды и мифы

В кинематографических кругах ходят легенды о пырьевской любвеобильности и жестокости по отношению к женщинам. Молодым актрисам, не отвечавшим взаимностью на его знаки внимания, он мстил. Режиссёр не только больше не снимал их в своих лентах — для него не было проблемой закрыть девушкам двери на киностудии страны: его слово имело большое значение в кинематографических кругах, где его уважали. Среди таких актрис оказались Екатерина Савинова, Клара Румянова, Людмила Марченко, Клара Лучко, бывшая жена Марина Ладынина и другие.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Комментарии
Новости
Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Расскажи новость