Жизнь

Немецкая трагедия легендарного руководителя "Сельхозтехники"

Алтай стал одним из нескольких регионов Сибири и Казахстана, куда по указу Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года выселяли с Волги российских немцев. В годы войны на изгнанников из отчего дома легладвойная тяжесть. Но они трудились наравне со всеми, приближая победу над фашистской Германией, растили детей, думали о будущем. Для многих из них, для их потомков Алтай стал и навсегда остался родиной, хотя расплачиваться за это иногда приходилось отказом от мечты.

Любовь к самолетам

Выпускнику Энгельсского учительского института не пришлось поработать в школе. После института он работал редактором молодежной газеты в Энгельсе и ходил на аэродром, где прыгал с парашютом. Там и зародилась у него любовь к самолетам. И когда прозвучал призыв к молодежи идти в авиацию, он не раздумывал. Иван с отличием окончил Харьковское авиационное училище и отправился к месту службы в Орел. К тому времени мать Эртеля уже умерла, в родной деревне Липперталь Саратовской области остались отец, брат, сестры…

Весть о начале войны застала его в учебном лагере. Оттуда – сразу на фронт. Он уже знал, что немцев убирают из армии, но командир эскадрильи прикрывал его на свой страх и риск. Однако третий запрос об Эртеле он уже не мог проигнорировать. Ивана отправили в Москву, предполагая, очевидно, использовать на диверсионной работе, но настоящего немецкого он не знал, а без языка что за разведчик. Предложили на выбор: или шахта, или сельское хозяйство. Деревенский парень, с малых лет ходивший за косилкой, работавший на веялке, выбрал второе.

Люди разные, но хорошие – все

В Барнауле в доме для заезжих какой-то капитан предложил ему поменять его хромовые сапожки на валенки – зима стояла суровая. Ушел – и с концами… С направлением в Павлозаводскую машинно-тракторную станцию он бежал за машиной до Шахов, это километров двадцать, если не больше. В кабине люди, а в кузове без движения околеешь за десять минут. Этот случай с капитаном нисколько не повлиял на оценку людей, встречавшихся Ивану Эртелю в чужой Сибири.

– Мне всегда везло на хороших людей, – говорил он до самого последнего своего часа.

Директор МТС Ложников протянул ему руководство по эксплуатации трактора.

– Вот тебе двое суток, выучишь – будешь трактористом.

Теорию за прошедшие двое суток Иван изучил досконально, а потом увидел и трактор. Стал работать трактористом в Рогозихе. Сначала жил в семье Кузнецовых, как говорится, в тесноте да не в обиде. Какая обида! Иван Иванович до конца дней поддерживал с ними отношения, помогал, гостинцы привозил.

В Павловск Иван Эртель приехал коммунистом. Там и исключили. На защиту его встал секретарь местной парторганизации Василий Берибердин – не помогло.

– Ничего, – успокаивал Берибердин, – это еще не последнее наше слово.

Когда умер Сталин, девчонки побили дочь Ивана Эртеля Валентину.

– Твой отец сейчас радуется, – таков был их довод.

Фургончик с колбасой проедет мимо

Потом Эртеля назначили бригадиром, следом – инженером. И была целина, и были небывалые урожаи. Дважды представляли Ивана Ивановича к ордену Ленина, дважды вычеркивали из списков.

По ускоренной программе он окончил Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства. Учился легко, делал курсовые за весь свой курс. Оставляли работать на кафедре, да жена Мария Григорьевна не пустила, разлука на время учебы мужа далась ей тяжело.

Поиски родных заняли немало времени. Сначала нашел отца и сестру, живших в Казахстане: они приехали к нему первыми. Затем отыскался младший брат, которому досталось тяжелее всех: он работал на карагандинской шахте.

После войны, было, предлагали Эртелю вернуться в армию, но он отказался наотрез. Самая большая его любовь, авиация, была отнята однажды и навсегда. Зато внуку от той любви доставались все самолеты – игрушки и модели, какие только можно было увидеть в магазинах Барнаула и Москвы.

В 1961 году было создано объединение "Сельхозтехника", и Ивану Эртелю предложили стать первым заместителем ее председателя. А уже в 1962-м он становится председателем. Нужно было создавать сеть районных объединений, многие из них организовывались на базе МТС. Потом расширялись, строили новые мастерские, станции технического обслуживания.

Эртель всегда ходил на работу пешком, хотя жил на порядочном расстоянии от службы, обедал в общей столовой. Секретарю в приемной было дано особое поручение: не запускать в кабинет руководителя никого с объемными папками или портфелями. О спец­обслуживании слышать не хотел.

– Чтобы ко мне во двор приезжал фургончик с колбасой? Никогда! 

Человек на своем месте

Не раз Ивана Ивановича пытались вызвать на откровения о трагедии немецкого народа, но он всегда переводил разговор на другую тему. А своим коллегам немецкой национальности он говорил: мы должны работать лучше всех, чтобы не вызвать упреков в свой адрес.

Известно, что краевое партийное руководство не всегда давало должную оценку талантливому руководителю, хозяйственнику. Был даже случай, когда в московской приемной председателя Всесоюзного объединения "Сельхозтехника" дожидался приглашения к руководителю новый предполагаемый назначенец на место Эртеля, рекомендованный начальством из края. Когда председателю доложили о визитере, он сказал:

– Мне не о чем с ним говорить. У нас к алтай­ской "Сельхозтехнике" нет никаких претензий. Руководитель там на своем месте.

Пенсионером в полном смысле этого слова Иван Иванович так и не стал – ни на барнауль­ской скамеечке, ни на Павловской, ни на московской. Сердце его остановилось во время очередного отпуска, когда он пытался подправить здоровье в Барнаульском санатории.

…На фасаде здания, расположенного на пересечении проспекта Комсомольского и улицы Пушкина в Барнауле, установлена мемориальная доска с портретом и надписью: "В этом здании в 1974–1985 гг. находилось Алтайское краевое объединение „Сельхозтехника“, которое 22 года (1962–1984) возглавлял Иван Иванович Эртель, посвятивший делу механизации сельского хозяйства края всю свою жизнь". 

Справка

За годы руководства Эртелем в системе "Сельхозтехника" были созданы 32 районных объединения, построены два ремонтных завода, 61 станция технического обслуживания, 60 технических обменных пунктов, десятки складов и гаражей, 270 тысяч квадратных метров жилой площади, целые микрорайоны с собственными детскими садами, магазинами, столовыми, цветниками…

80 тысяч немцев проживает в Алтай­ском крае, по данным переписи 2002 года.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость