Проблемы с жильем
Как удалось выяснить на приеме, к уполномоченному идут люди, которые отчаялись отстоять свои права самостоятельно или вообще не знают, как это сделать.
На прием может прийти каждый, кто считает, что его права попраны, - это закон. Среди жителей Змеиногорска и близлежащих сел таких людей нашлось почти три десятка. Большинство из них - пенсионеры, не скрывавшие, что уполномоченный - их последняя надежда. "Нам уж не так много осталось, помогите дожить спокойно", - просили они.
"Нужно выкупить землю под домом, а мне говорят: оформляй аренду. А я умереть хочу на своей земле!" - Петр Нагивин просил уполномоченного подсказать ему, как решить проблему с оформлением земельного участка в собственность.
У тяжело больной пенсионерки Марии Филимоновой в подъезде - разруха, в квартире - холодно, "цветут" углы и мокнет потолок. "Мы приехали с мужем из Киргизии, там к ветеранам совсем другое отношение", - сетует бабушка.
Клавдия Ивановна Бородина пришла просить за подругу, которую сняли с очереди на переселение из района Крайнего Севера. Юрий Вислогузов констатирует: денег на жилье для переселенцев в Алтайском крае выделяется не больше двух миллионов в год, и человеку, чтобы дождаться своей очереди, нужно прожить никак не меньше 125 (!) лет. Для Прасковьи Васильевой главное - попасть в дом ветеранов в Змеиногорске. Своего жилья у старушки нет, а сыновья взять к себе не могут. Ответ неутешителен: вопрос рассмотрят, но очередь большая (по краю больше 500 человек), и даже если место найдется, то вряд ли именно в ее родном городе…
Люди не знают о правах
Итоги встреч такие. Часть вопросов уполномоченному по правам человека удалось решить прямо на месте, сделав пару звонков местным чиновникам. Есть ситуации, требующие детального их изучения специалистов в Барнауле, - по ним люди получат письменный ответ. Кому-то пришлось отказать в принятии жалобы, поскольку она - не в компетенции уполномоченного. Так, он не разъясняет положения тех или иных документов, не может отменить или приостановить судебное решение.
"Примерно с такими же проблемами ко мне приходят и в других городах и районах, - констатировал Юрий Вислогузов. - На первом месте среди всех обращений к уполномоченному - социальные вопросы. В Змеиногорске, правда, было много обращений по земельным участкам и жилищным проблемам". По его словам, поездки в города и района края подтверждают: народ крайне мало знает о своих правах и еще меньше - о способах их защиты. "К одному уполномоченному можно добавить еще десять, но если человек не представляет, как себя защитить, то ни один национальный герой ему не поможет", - сказал он в завершение.
На что жаловались змеиногорцы
Проблемы с жильем и оформлением земли - 9
Получение льгот и пособий - 5
Финансовые вопросы - 3
Отношения с работодателем - 3
Пенсионное обеспечение - 2
Соцзащита - 2
Сложности с получением инвалидности - 1
Работа милиции - 1
ОТДЕЛЬНЫЙ БЛОК
Комментарий
Владимир Коренский, глава администрации Змеиногорска:
- Проблем в Змеиногорске, конечно, много. Я веду прием граждан по личным вопросам каждую среду, и, к примеру, только на этой неделе у меня побывали 23 человека. Люди приходят с вопросами по получению жилья, его ремонту и даже трудоустройству. На моем столе сейчас лежит пять заявлений от желающих работать в администрации города. Я понимаю: это насущная проблема, но решать ее нужно не только в городе, но и в масштабах всей страны.
Куда и как обратиться за помощью
- К уполномоченному по правам человека в Алтайском крае Юрию Вислогузову. Адрес: 656059, Барнаул, ул. Партизанская, 69.
- К уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину. Адрес: 107084, Москва, ул. Мясницкая, 47.
Жалоба подается в письменном виде заявителем лично, через его представителя или по почте. В ней должны содержаться ФИО заявителя, его адрес или контактные телефоны. В письме нужно указать адрес и наименование органа, организации, имя и должностное положение лица, чьи решения, действия или бездействия обжалуются. Обязательно изложите по существу, как именно нарушаются или были нарушены ваши права и свободы. К жалобе должны быть приложены копии решений, принятых в судебном или административном порядке.
Обращаем внимание: жалоба может быть подана в течение года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, как ему стало об этом известно.
Кто такой омбудсмен?
Так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире. Институт омбудсмена был создан в 1809 году в Швеции. До Первой мировой войны он представлял собой некую скандинавскую экзотику, но во второй половине 40-х гг. ХХ века начал активно развиваться в мире. Сегодня уполномоченные по правам человека есть более чем в ста странах.
В России Закон "Об уполномоченном по правам человека в РФ" вступил в силу в 1997 году. Согласно ему, уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Он защищает права и свободы граждан, следит за их соблюдением и уважением со стороны власти. В то же время деятельность уполномоченного не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, которые также обеспечивают защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Уполномоченными по правам человека в России были Сергей Ковалев и Олег Миронов, в настоящее время в этой должности - Владимир Лукин.
В соответствии с федеральным законодательством учреждение института уполномоченного по правам человека в субъектах РФ является их исключительной компетенцией. Только они вправе принимать решение по этому вопросу.
Какие полномочия у уполномоченного?
Получив жалобу, уполномоченный по правам человека должен принять ее к рассмотрению и объяснить человеку, каким образом тот может защитить свои права. При необходимости он передает документы государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится решение вопроса. Уполномоченный может и отказать в принятии жалобы к рассмотрению, но при этом обязательно мотивировать свое решение.
При проверке жалобы уполномоченный имеет право:
- обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проверке обстоятельств, подлежащих выяснению;
- беспрепятственно посещать все органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия и учреждения независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
- запрашивать у властных структур документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
- получать необходимые объяснения должностных лиц и государственных служащих за исключением судей;
- проводить самостоятельно или совместно с компетентными организациями проверку деятельности государственных структур, органов местного самоуправления и должностных лиц;
- знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;
- безотлагательно приниматься руководителями различных ведомств и организаций.
Подчеркнем: при рассмотрении жалобы уполномоченный обязан предоставить государственной структуре, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решение или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения и мотивировать свою позицию в целом.
Алина СОЛОМИНА.
Справка "СК"
Помимо приема жалоб В. Вислогузовым, в рамках "выездной летучки", организованной редакциями "Свободного курса" и "Змеиногорского вестника", в Змеиногорске в этот день прошли встречи с читателями, в которых участвовали главный редактор "СК" В. Овчинников, шеф-редактор "СК" А. Никитин, а также сотрудники "ЗВ".
Самое важное - в нашем Telegram-канале