Жизнь

Отряд быстрого реагирования

Корреспондент "Купи-продай" вышел на дежурство с отрядом поисково-спасательной службы МЧС.

"Чтобы ни с кем, ничего, нигде, никогда не случилось!" - это первый тост спасателей, когда они собираются за праздничным столом. Увы, в нашей жизни так не бывает, поэтому каждый день спасатели куда-нибудь выезжают и кого-нибудь - хоть это и звучит банально - спасают.

"Техногенка" и "бытовуха"

На жаргоне спасателей все, чем им приходится заниматься, называется сокращенно и совсем нестрашно. "Техногенка" - это поисково-спасательные работы при техногенных авариях и стихийных бедствиях. "Автодорожка" - это дорожно-транспортные происшествия. "Природка" означает поисково-спасательные работы в природных условиях. Ну а "бытовуху" без труда расшифрует любой - помощь гражданам в чрезвычайных ситуациях бытового характера.

Большие техногенные аварии или природные катаклизмы случаются редко, и во время дежурства смена поисково-спасательного отряда (ПСО) в основном работает в городе и пригородах по "бытовухе" и "автодорожке", которых - хоть отбавляй. Ни один выезд не похож на другой, и нужно быть готовым к любому развитию событий. Вот лишь несколько историй, которые происходили в дежурства пятой смены поисково-спасательного отряда в последнее время и в те сутки, когда к отряду присоединился автор этих строк.

Представляю читателям пятую дежурную смену: Иван Калугин, Юрий Олифиренко, Сергей Черкасов, Виталий Аксенов и Алексей Железняков.

От жизни до смерти - пять минут

Юрию Олифиренко 28 лет. В спасательном отряде три года. Спасатель 3 класса. Специализация - альпинизм и водолазные работы. Образование среднее, собирается поступать политех. Общителен. Весел. Легок на подъем. В свободное от работы время любит повозиться по домашнему хозяйству. Увлекается изучением автомобилей.

Почти каждый день спасатели выезжают к одиноким пожилым людям, и наша смена не стала исключением. Соседи одинокой старушки волнуются: что дня два она не выходила из дома, никто ее не видел. Вдруг что-то случилось? Вызвали спасателей.

Спасателям часто приходится проникать в квартиры и находить там уже безжизненные тела хозяев. То, что соседи забеспокоились о бабушке через два дня, уже хорошо. Бывает, люди звонят спасателям, когда по дому начинает распространяться невыносимый запах. Иногда трупы до того разлагаются, что их приходится складывать по частям в специальные пакеты.

Приезжаем на место. Дверь квартиры железная и вскрыть ее непросто. На всякий случай парни еще несколько раз громко в стучат, но ясно, что открывать дверь никто не торопится.

- Сидоровна как зашла позавчера, так и не выходит, - говорят нам соседи, - если бы вышла, мы бы слышали: она дверью всегда громко хлопает.

- В окно пойдет Олифиренко, - распоряжается начальник смены Иван Калугин, - остальные страхуют.

Проникнуть в запертую квартиру через окно всегда проще, чем взламывать двери. Да и хозяину потом заменить щеколду форточки гораздо легче, чем менять поврежденную дверь и замки. Альпинистского мастерства у ребят не отнять - Юра Олифиренко в два счета оказывается у окна нужной квартиры.

- Старушка лежит на диване, не шевелится, на стук в окно не реагирует, - сообщает он по рации, - я вхожу.

Хлоп отверткой, и форточка открыта, щеколда вылетела, как пробка из бутылки. Такое впечатление, что парни всю жизнь только форточки и взламывали. Проходит минута и вдруг в рации раздается Юрин крик:

- Мужики, бегом ко мне!!!

Летим на верх со всех ног. Вбегаем в открытую Юрой дверь и видим на диване содрогающуюся в конвульсиях, хрипящую бабушку. Парни быстро переворачивают ее на бок и начинают оказывать первую помощь, им помогает соседка. Видимо, она врач-реаниматолог, так как определяет, что старушка в коме. Еще бы чуть-чуть и она бы захлебнулась рвотными массами. Приехала "скорая" и старушку увезли в больницу.

По дороге на базу Юра делится впечатлениями:

- Представляете, прохожу я мимо неподвижной, недышащей и бледной бабули и приостановился возле нее на секунду, а она вдруг как захрипит, как затрясет головой, руками и ногами! Жуть покруче, чем в фильме ужасов!

А опоздай спасатели на пять минут, что бы было с Сидоровной?

Жена, муж и его любовница

Иван Калугин. 41 год. В спасательном отряде восемь лет. Начальник смены 1 класса. Специализация - альпинизм и водный сплав. Образование высшее техническое. Очень энергичен и целеустремлен. Может с успехом вести дела одновременно в нескольких направлениях. Хорошее чувство юмора. Душа коллектива, балагур, так и сыпет пословицами, афоризмами. Серьезно увлекается горными и беговыми лыжами.

В жизни трагическое часто соседствует с комическим. Спасатели, как никто другой, сталкиваются лицом к лицу и с тем, и с другим. И порой в течение одного дежурства. Могу это засвидетельствовать.

Очередной вызов. Звонит плачущая женщина: "Пришла с работы, дверь закрыта изнутри, а у мужа сердце больное. Наверное, что-то случилось, раз он не открывает. Приезжайте, помогите."

- Если приедем и мужик еще не открыл дверь, то будем сразу проникать через окно, - говорит Иван Калугин, - с дверью возиться некогда, надо мужика спасать. Входить буду я, двое страхуют, двое стоят возле двери.

Нас встречает зареванная жена - муж так и не открыл дверь, поэтому нельзя терять ни минуты. Калугин спускается на веревке с крыши девятиэтажки к окну пятого этажа. Два удара отверткой, и Иван пропадает за окном. Проходит минута, вторая, третья - от Калугина ни слова.

- Озон-4, Озон-4, ответь Озону-3, - запрашивает его Сергей Черкасов.

- Подождите, - отвечает Иван.

Проходит еще минут пять, дверь не открывается. На женщину невозможно смотреть, и она уже боится о чем-то нас спрашивать.

- Озон-3 вызывает Озон-4, - наконец, раздается голос Ивана, и затем потише, - Серега, уведи как-нибудь от двери жену. Подальше и побыстрее. Как уведешь, сообщи.

- Да что случилось-то!? - не выдерживает Сергей.

- Потом объясню, - и связь прерывается.

Сергей поднимается к квартире и просит женщину спуститься на улицу, надо, дескать, глянуть, в то ли окно залезли.

- Озон-4, все готово.

Дверь открывается, и из нее выскальзывает какая-то женщина. Мы входим в квартиру: на стуле весь съежившись, в трусах и майке сидит бледный мужчина. Pуки трясутся, глаза бегают. Тут влетает жена и бросается к нему со слезами и расспросами, а мужик умоляюще смотрит на Ивана.

- Ладно, живи, - говорит Иван, - все на базу.

Возле машины мы набрасываемся на Калугина - колись. Тот закуривает и рассказывает:

- Влезаю в окно, а там ... муж-сердечник с любовницей сидит и боится жене дверь открывать. Она, оказывается, раньше обычного с работы пришла, а он, "сердешный" на это не расчитывал. Тем более, что она нас вызовет. Испугался чуть не до слез, трясется весь - боится, что жена на развод подаст, взмолился: "Мужики, вы же спасатели - спасайте семью, отвлеките как-нибудь ее от двери, я подругу выведу. Чтоб я еще когда-нибудь, с кем-нибудь!" Зрелище, конечно, еще то.

Тут из подъезда вышла женщина и скрылась за углом.

- Она?

Калугин кивнул.

- Обычно мы в таких случаях просто открываем дверь и уходим, - сказал мне по дороге на базу Иван, - оставляем родственничков разбираться. А тут стало и подругу жалко, и семью тоже, да и сердечника вдруг удар от страха долбанет? А мы же все-таки спасатели...

Пошел на принцип

Виталию Аксенову 25 лет. В спасательном отряде три года. Спасатель 3 класса. Специализация - альпинизм и водолазные работы. Образование - факультет физвоспитания Барнаульского педуниверситета. Собран. Внимателен. Слегка задумчив. Уверен в своих действиях. В паузах между выездами играет с коллегами в нарды на подтягивание. При проигрышах не расстраивается и с удовольствием идет на перекладину. Вообще очень много внимания уделяет физподготовке и частенько время между выездами коротает в небольшом тренажерном зале, оборудованном на базе.

- Никогда не знаешь, что с тобой случится, когда попадаешь в чужую квартиру, - говорит мне Виталий Аксенов, комментируя ситуацию, которую мы только что наблюдали. - Вот со мной недавно прикол был.

Звонила тоже женщина. Ушла в магазин за хлебом. Вернулась, а муж дверь не открывает, но слышно, что телевизор на всю катушку работает. Она часа полтора тарабанила, потом нам позвонила, сильно, говорит, поругалась с мужем, а он - нервный очень, как бы не натворил с собой чего-нибудь.

Дверь в квартире железная, возиться с ней долго, поэтому решили проникнуть в открытую форточку. Я быстро снял куртку - и в окно. Только успел спуститься на пол, как в комнату вошел "нервный" муж - здоровенный детина, на две головы выше меня, и бросается с кулаками - за вора принял. Еле-еле успел документы спасателя выхватить и объяснить ситуацию.

Он когда узнал, что я спасатель, обрадовался:

- Пойдем, братан, выпьем. Ты же прыгал с парашютом? Ну вот, и я десантник. Надо выпить за наш праздник, а в городе как раз день ВДВ отмечался!

- Давай,- говорю,- сначала дверь откроем, жена волнуется ...

- Да пошла она! Я еще два дня ей дверь принципиально открывать не буду. Пусть знает, кто в доме хозяин.

В морозную ночь на колесе обозрения

Сергей Черкасов. 41 год. В спасательном отряде восемь лет. Спасатель 2 класса. Специализация - альпинизм и кинология. Образование - факультет физвоспитания БГПУ. Спокоен. Pассудителен. Немногословен. Имеет безусловный авторитет в коллективе. Увлекается туризмом и походами в горы. Умеет тонко и вовремя пошутить.

Вечером молчун Сергей Черкасов рассказал недавнюю - предновогоднюю - историю.

- На носу праздники. Народ, как обычно, начал их отмечать заранее, поэтому выезжали чаще, чем обычно. 28 декабря в двенадцатом часу ночи нам позвонили из милиции: какой-то парень забрался на самый верх колеса обозрения в парке "Барнаульская крепость" и грозится спрыгнуть.

Пока ехали решили, что я и Костя Винников будем подниматься, а Юра Олифиренко и Виталий Аксенов - нас страховать. На верх взяли "косынку" и "парамедик" - приспособления для снятия людей с высот - и начали подниматься.

Парень стоял на ободе колеса и куражился перед народом: хлопайте, мол, а то я не спрыгну. Внизу несколько человек в толпе, видимо, его знакомые, весело с ним общались, аплодировали и кричали: "Давай, Саня, начинай представление, мы готовы." Чувствовалось, что и те внизу, и парень навеселе, что с одной стороны неплохо - потрепется, протрезвеет и успокоится, с другой - у пьяного координация движений заторможена и он может поскользнуться или оступиться.

Когда парень нас заметил, стал более решительным, пообещал спрыгнуть, если мы сделаем еще хоть один шаг, и для наглядности скинул вниз шапку и куртку. Я ему кричу: "Саша, давай я один поднимусь, и мы с тобой по-мужски потолкуем." Он согласился. Пока я взбирался, он сел в кабинку, я обосновался в другой - напротив.

А холодно было, градусов 27, и ветер такой пронизывающий. Думаю, все равно ты, брат, замерзнешь без куртки и шапки и не такой самоуверенный станешь. Познакомились. Выяснилось, что ему 20 лет, занимался единоборствами, недаром так ловко по колесу скакал, как и я, неравнодушен к альпинизму. Pазговор завязался и это для дела очень хорошо. Был он женат, есть дочка двух лет, которую бывшая жена ему не показывает. Зарабатывал мало, бывало выпивал, поэтому, по его мнению, жена и ушла. А сейчас он хочет, чтобы ему привезли и показали ребенка.

- Не привезут - спрыгну вниз, мне такая жизнь надоела.

- Так ты слезешь, если дочку привезут? - спрашиваю его, а сам потихоньку из кабинки к нему двигаюсь.

- Может и слезу, - говорит он, и так же потихоньку от меня отодвигается.

Так вот, разговаривая, и передвигались с места на место. Где живут жена и дочь, он не знал, и дал только номер телефона, я сообщил его милиционерам внизу, они позвонили, но никто не ответил.

Тут милиция привезла его мать, и когда она начала уговаривать его спуститься, он сбросил еще и ботинки и вообще очень разнервничался.

Пока парень общался с мамой, к кабинке, в которой он засел, кроме меня подобрался и Костя Винников. Он предложил уже здорово продрогшему "альпинисту" шапку. Тот согласился, и это тоже был явный плюс. Потом под завывание ветра мы еще долго разговаривали о фильме "ХХХ", который в то время шел в "Мире", потом пели "Ой, да не вечер", что можно считать почти победой - мы были рядом и контролировали каждое его движение.

К моменту, когда приехали работники парка, чтобы включить колесо обозрения и спустить кабину, мы уже три с половиной часа "чирикали" с Саней и губы наши еле шевелились от холода. Сашок же хоть и запротестовал, когда двинулось колесо, но вяло. Передав его с рук на руки милиционерам и медикам, поехали отогреваться. Злость на парня прошла, осталась только жалость - молодой, глупый...

КаМАЗ в кювете

Алексею Железнякову 28 лет. В спасательном отряде девять лет. Спасатель-водитель 3 класса. Специализация - альпинизм. Образование среднее профессиональное. Очень спокойный и немногословный человек до тех пор, пока речь не заходит об автомобилях, которыми он увлекается почти фанатически. Ко вверенной ему "Газели" относится трепетно и заботливо, как к живому существу.

В день моего дежурства ни разу не выезжали на ДТП, хотя они на втором месте по частоте вызовов спасателей.

- "Автодорожки" - жуткая штука, - говорит Алексей Железняков, - здесь главное для спасателя - это рассудительность и спокойствие. Спокойствие почти до неторопливости. Зажатый в автомобиле человек испытывает неимоверные страдания и хочет как можно быстрее освободиться из железного плена, поэтому наши действия зачастую кажутся ему замедленными. Люди кричат, плачут, умоляют, иногда даже "кроют" нас на чем свет стоит. Однако практика показывает, что торопиться нужно не спеша. В таких случаях просто отключаешься от бушующих вокруг эмоций и сосредоточиваешься деле.

Помню случай, когда КаМАЗ на большой скорости слетел в кювет и перевернулся. Водителю переломало и зажало ноги. Прежде чем подобраться с оборудованием к машине, пришлось свалить несколько деревьев. И только потом - резать и отгибать стойки и металлические детали кабины. На все уходило время.

Мужик испытывал страшные муки. Медики кололи ему обезболивающее, и пока оно действовало, бедняга просил побыстрее его освободить, а потом начинал как-то жутко рычать от боли, терял сознание. И так несколько раз подряд.

Мы работали четко и продуманно, а внутри что-то подталкивало: пошевеливайтесь, махом разломайте эту железяку к чертям. Однако сдерживали себя и продолжали работать спокойно и отстраненно, без эмоций.

Как потом оказалось, мы вытащили парня в рекордно сжатые сроки.

Когда едешь с подобных аварий, в памяти всплывают какие-то никчемные детали, на которые сначала не обратил внимания. Так, в кабине того КаМАЗа все было переребито и исковеркано, а когда мужика вытащили, из-под спинки сидения выкатилась целехонькая стеклянная бутылка лимонада...

Спасатель принадлежит народу

Pабочий день в дежурной смене ПСО начинается с восьми утра. В смене, как правило, шесть-восемь человек. Двое садятся на телефон дежурного приема звонков (один на базе ПСО, второй в центре ЗС ТПСС), остальные работают на выездах.

"Выездные" в первую очередь принимают с рук на руки оборудование у предыдущей смены. Оно состоит из всевозможных гидравлических и ручных кусачек и раздвигателей железа, переносок к ним, гидравлического насоса, переносной электростанции, ящика со слесарным инструментом, осветительными лампами и т.д. Смена должна быть уверена, что оборудование в порядке, поэтому проверяется абсолютно все, вплоть до личных переносных радиостанций "Motorola".

Pаньше здание базы ПСО было гаражом. Теперь половина так и осталась за ним, а из второй половины спасатели собственноручно сделали жилой фонд: бытовку, большой холл, спальную комнату, кухню и душевую с туалетом.

Заступая на суточное дежурство, спасатель не знает, когда он вернется домой. Может быть, утром. Может, через неделю. "Это как бог даст" - улыбаются парни. Спасатель не принадлежит себе или своей семье, считается у них, спасатель принадлежит тому, кому срочно нужна его помощь.

Справка "КП"

У Барнаульского поисково-спасательного отряда Западно-Сибирской территориальной поисково-спасательной службы МЧС Pоссии в этом году первый крупный юбилей - 10 лет. В 1993-ем, в год создания, отряд насчитывал двадцать человек. Набирали альпинистов, так как много поисково-спасательных работ необходимо было проводить в горах.

Уже в следующем году состоялось боевое крещение барнаульского ПСО - на поисково-спасательных работах после катастрофы французского аэробуса А-300 под Междуреченском в Кемеровской области. Глава МЧС Сергей Шойгу обратил внимание на качество работ алтайских спасателей и их почти кустарное оборудование. Через месяц отряд получил новейшее спасательное оборудование.

В 1995 году наш ПСО участвовал в поисково-спасательных операциях на месте разрушительного землятресения в Нефтегорске????????? и по итогам этой работы Алтайский край стал центром Западно-Сибирской территориальной поисково-спасательной службы, куда входят спасательные отряды ближайших регионов.

Наши ребята придумали специализированный автомобиль для поисковиков и спасателей на базе УАЗ-452. По их чертежам автомобиль сконструировали и собрали в 1999 году, и он стал образцовой машиной для всех спасателей Pоссии. Сейчас в барнаульском ПСО более двадцати машин.

В составе барнаульского ПСО 72 спасателя. 36 из них работают от федерального бюджета и 36 от краевого. Однако, это разделение существует только на бумаге: на службе различия между "федералами" и "краевиками" нет. В отряде формируются водолазная и кинологическая службы, которые должны стать самостоятельными подразделениями уже в этом году.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость