Жизнь

Планы стареют, как и города

24 апреля в рамках выставки "Строительство. Благоустройство. Интерьер" комитет администрации края по строительству и архитектуре провел "круглый стол" "Проблемы городской среды", пригласив на него главных архитекторов городов и районов края. Приехала примерно треть приглашенных, но, судя по тому, с каким вниманием они в течение трех часов слушали докладчиков и вступали в небольшие дискуссии, основная цель организаторов - обмен информацией - была достигнута.

Пора менять генпланы

Одной из главных тем выступлений было обновление планов генеральной застройки населенных пунктов края. Существующие, по словам Владимира Чекункова (председателя краевого комитета по строительству), безнадежно устарели. А ведь градостроительный кодекс края, принятый в феврале текущего года, придал генпланам характер законодательных документов! Меж тем жалобы населения на неудобство транспортных магистралей, перегрузку инженерных сетей, стихийную застройку и нерациональное использование земель являются как раз следствием того, что генпланы развития городов и прочих населенных пунктов не обновляются. Ресурс благоустроенных земель почти повсеместно исчерпан, и от того, насколько рационально будут осваиваться новые территории, зависит комфортность среды проживания.

Директор института "Алтайгражданпроект" Александр Долнаков подчеркнул, что от уровня городской и поселковой инфраструктуры зависит и развитие туризма, а значит и приток на Алтай финансовых средств. Привлекательность же территорий туристы оценивают по тому, как обустроены центральные улицы и площади, в каком состоянии находятся дороги и коммунальные системы. Все это - видимый результат работы с градостроительной документацией. Сейчас "Алтайгражданпроект" разрабатывает ее для Горно-Алтайска и Маймы, через которые проходит основной туристический поток, готов взяться и за другие проекты.

К сожалению, как уточнила главный архитектор края Надежда Клюк, хоть вопрос изменения генпланов и взят на контроль краевой аднимистрацией, денег на их повсеместное обновление пока нет. Да и большинство главных архитекторов на местах, не без молчаливого согласия тамошнего руководства, утверждают, что и старые планы их еще вполне устраивают.

Раиса Аргунова, руководитель алтайского филиала кадастрового регионального центра "Земля", заметила, что внесения поправок в градостроительную документацию требуют также и ошибки, допущенные при приватизации. Тогда многие участки отдавались предприятиям в собственность без обязательного условия благоустройства прилегающих территорий. В результате муниципалитеты сегодня точно не знают, какими землями они владеют, соответственно, не могут ими грамотно распорядиться.

Где горожанам гулять

Николай Вдовин, зав. кафедрой АГТУ "Архитектура и дизайн", сетовал на то, что озеленением города, созданием комфортных прогулочных зон занимаются все меньше. Профессионалы по причинам весьма тривиальным предпочитают создавать английские сады и французские скверы на частных земельных участках. А горожанам в итоге остается вдыхать дым и копоть близко расположеных центральных проспектов, которые, к тому же зачастую невозможно перейти. Удобные уличные переходы не предусмотрены даже в центре города - на проспектах Красноармейском и Комсомольском.

Коль скоро этим проблемам не уделяют должного внимания профессионалы, решения начинают искать студенты. Так, разработанный в АГТУ архитектурно-ланшафтный проект при наличии средств может превратить один из самых неудобных для пешеходов Красноармейский проспект в популярную прогулочную зону.

Многие города, как подчеркивали Николай Вдовин и Тамара Степанская, зав. отделением искусствоведения АГУ, превращают самые красивые улицы в пешеходные зоны. В Барнауле архитекторы предлагают закрыть для транспорта часть Ленинского проспекта: от площади Октября до площади Советов - излюбленное место прогулок горожан. Красивые пешеходные зоны можно организовать и в районе старого города - например, на улице Ползунова. Или, как предлагал еще архитектор Насович, вдоль улицы Профинтерна: от проспекта Ленина до парка "Изумрудный". Впрочем, ограничение транспортных потоков по душе далеко не всем. Так, один из архитекторов от лица автолюбителей предложил, напротив, вместо дополнительного озеленения Ленинского проспекта истребить всю зелень на корню и расширить проезжую часть, которая уже не справляется с автомобильным потоком.

На что любоваться

Тамара Степанская призвала архитекторов к более творческому оформлению мемориальных площадей, которых в Барнауле свыше полутора десятков. Так, по ее мнению, памятник Василию Шукшину в районе Докучаевского кольца необходимо отгородить от унылой архитектуры местных хрущевок, а памятник Пушкину (и заодно Колыванскую вазу) избавить от соседства с пивным баром "Регата". Сохранение стиля "старого города" требует от проектировщиков новой застройки и ограничения высотности - не больше трех-четырех этажей, чтобы не нарушать среду старинных деревянных домов.

Руководитель центра "Наследие" Любовь Никитина с горечью говорила, что, покупая участки под строительство современных зданий на старых улочках, застройщики получают право распоряжаться по своему усмотрения памятниками деревянного зодчества. Правда, попытки совместить интересы новых владельцев с задачей сохранения памятников архитектуры все же предпринимаются. Так, при освоении территории на пересечении улицы Пушкина и проспекта Красноармейского частному инвестору запрещено сносить деревянное здание бывшей гимназии. А использовать участок под застройку гостиницей, офисными и торговыми помещениями можно только при условии реставрации части гимназии. Однако реставрация - дело дорогостоящее и потому вопрос пока остается открытым, как и во многих других случаях.

О том, как будут воплощаться предложения участников "круглого стола" по переустройству среды нашего обитания, редакция постарается сообщать читателям.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость