Отныне в России тарифы на дальние пассажирские железнодорожные перевозки устанавливаются раз в год с согласия правительства РФ. По данным интернет-издания RBC daily, в 2003 году тарифы на этот вид услуг повысятся на 12%. Однако, в отличие от практики прошлых лет, теперь повышение тарифов будет происходить не одномоментно, а плавно в течение всего года. В Министерстве путей сообщения РФ (МПС) обязуются это делать с учетом реального спроса населения, сезонности и сопровождать повышением качества услуг для пассажиров поездов дальнего следования.
Как пояснил "СК" заместитель начальника дирекции по пассажирской работе Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги Иван Коробков, главная цель введения системы гибкого регулирования тарифов - предоставить возможность гражданам заранее спланировать свою поездку в зависимости от стоимости билета в разные периоды года. В свою очередь это позволит железнодорожникам уменьшить пик пассажиропотока в июле-августе, из-за которого МПС приходится содержать избыточный объем подвижного состава. Иными словами, в летние месяцы, в разгар отпускного сезона, железнодорожные билеты будут стоить дороже, а осенью и зимой - дешевле.
Для регулирования объема пассажиропотока утвержден единый для всех отделений железных дорог России специальный график изменения тарифов. Расчет тарифов производится по следующей формуле: тарифы прошлого года, увеличенные на 12%, принимаются за единицу, а все отклонения рассчитываются по специальным коэффициентам - в большую или меньшую сторону от этого значения. Так, в течение 2003 года предусмотрены следующие изменения цен на билеты: 10 мая - 10 июня (коэффициент 1,0, то есть уровень цен прошлого года +12%), 11 июня - 10 июля (1,05), 11 июля - 4 августа (1,1), 5 августа - 31 августа (1,15), 1 сентября - 10 ноября (1,0), 11 ноября - 21 декабря (0,9), 22 декабря - 31 декабря (1,1), а 31 декабря можно будет проехать за полцены.
По словам Ивана Коробкова, повышение тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в первую очередь обусловлено ростом тарифов на электроэнергию. Однако, по его мнению, реально стоимость билетов с учетом уровня инфляции в текущем году повысится всего на два процента.
Показательно, что внедрение МПС гибкой тарифной системы на пассажирские перевозки происходит в условиях жесткой конкуренции между железной дорогой и другими видами транспорта. Например, если в 1998 году самолетами в России летали 23 млн. человек, то в 2002 году их число выросло до 28 млн. А установленная авиакомпанией "Сибирь" стоимость билета на маршруте Москва - Нижний Новгород в размере 300 рублей наглядно демонстрирует, на какие шаги готовы пойти авиаторы, чтобы отнять как можно больше клиентов у дальнего железнодорожного пассажирского сообщения.
Для алтайских железнодорожников более актуально соперничество с автомобильным транспортом, особенно на маршрутах местного сообщения. Учитывая, что в Алтайском крае на местное сообщение приходится 85% всего железнодорожного пассажиропотока, легко понять, почему в последнее время краевое отделение дороги предпринимает отчаянные меры по сохранению на прежнем уровне тарифов на поездку в плацкартном и общем вагонах, отменяет комиссионные сборы за предварительное оформление билетов и т.п. "В результате этой борьбы в выигрыше остается потребитель, - рассказывает Иван Коробков. - Например, пассажиры открывшегося недавно железнодорожного маршрута Барнаул - Рубцовск тратят значительно меньше времени и денег по сравнению с пассажирами аналогичных автобусных рейсов".
Остается добавить, что плоды проводимой МПС реформы в сфере пассажирских перевозок могли бы быть для граждан и более ощутимы. Но для этого железнодорожникам придется сделать более качественной систему сервиса для своих клиентов. Начиная от размещения на каждой станции объявлений с графиком изменения тарифов на весь год, и заканчивая разработкой более гибкой системы скидок для пассажиров, приняв за ориентир условия, предлагаемые, например, авиакомпаниями.
Самое важное - в нашем Telegram-канале