Себестоимость, экология, качество
Как идет реализация уникального инвестпроекта алтайского промышленного гиганта
На заводе «Алтай-Кокс» (входит в Группу НЛМК) летом 2018 года закипела большая стройка. Если каждый месяц наблюдать за ней с высоты птичьего полета, можно удивиться, как быстро вырастают здесь новые сооружения. «Мы строим комплекс для трамбования угольной шихты», — говорят заводчане.

Даешь трамбование шихты!
«Алтай-Кокс» часто называют городом в городе. Только здесь все намного более выверено и логично, чем в любом населенном пункте: случайно возведенных объектов быть не может.

Не случайно выбрано и место для новой стройки: на пятой коксовой батарее, самой современной и производительной на заводе. В нее и интегрируется комплекс трамбования шихты.
Сегодня угольная шихта, из которой делают кокс, загружается в коксовую печь насыпью сверху. После завершения стройки перед загрузкой ее будут трамбовать в угольные брикеты («пироги») и загружать горизонтально — через двери с машинной стороны батареи.

Еще несколько месяцев — и здесь благодаря труду сотен людей откроется целый производственный комплекс: высокая угольная башня с трамбовочными устройствами, изогнутый конвейер для транспортировки угля и многое другое, всего 12 сложных объектов.
Что такое угольная шихта
Шихта — измельченный уголь, сырье для производства кокса: ее погружают в коксовые печи. Специалисты знают: если шихту сначала трамбовать и погружать в печи в виде угольных брикетов, качество кокса улучшается.

Технология трамбования шихты позволяет также снизить долю дорогостоящих марок угля: утрамбованные частицы кокса лучше спекаются, увеличивая горячую прочность кокса и повышая его устойчивость к механическим воздействиям при транспортировке и загрузке в домны на металлургических комбинатах.

Что такое угольная шихта
Шихта — измельченный уголь, сырье для производства кокса: ее погружают в коксовые печи. Специалисты знают: если шихту сначала трамбовать и погружать в печи в виде угольных брикетов, качество кокса улучшается.

Технология трамбования шихты позволяет также снизить долю дорогостоящих марок угля: утрамбованные частицы кокса лучше спекаются, увеличивая горячую прочность кокса и повышая его устойчивость к механическим воздействиям при транспортировке и загрузке в домны на металлургических комбинатах.

Хроника проекта
Август, 2018
Гидромолот погружает в грунт железобетонную сваю 22 метра длиной. Мы с вами перенеслись в недалекое прошлое: 7 августа 2018 года — день, уже вписанный в историю завода как начало большой стройки.

Забиты первые сваи для опорных фундаментов будущих объектов. Для начала — пробные. Сроки возведения комплекса сжатые, но столь сложный проект не терпит суеты и ошибок.
Паспорт инвестпроекта
Стоимость
4,5 млрд рублей
Общая характеристика: объект «Стратегии-2022» Группы НЛМК.
Технология: трамбование угольной шихты.
Задача: снизить себестоимость производства кокса, повысить его качество, улучшить экологические параметры производства.
Внедряется: на пятой коксовой батарее.
Персонал, занятый в строительстве: до 350 человек.
Хроника проекта
Февраль, 2019
На картинке возводимые объекты выглядят как детский конструктор. В реальности это многометровые сооружения.

Вот мы видим, как идет монтаж высокой угольной башни строгой архитектурной формы. Ее бункерное устройство находится на отметке 35,5 метра.

Сюда по новому конвейеру будет поступать угольная шихта. Конфигурация конвейера уникальная: он трубчатый и имеет форму гигантской дуги радиусом 136 метров. Первые фермы-опоры, которые будут держать галерею конвейера, уже установлены.

«Шихта будет загружаться на развернутую ленту конвейера. Затем лента сворачивается в трубу и транспортирует шихту в угольную башню», — объясняет принцип работы ведущий инженер технического отдела «Алтай-Кокса» Андрей Койнов.
«Сложно, но очень интересно»
Андрей Койнов работает на «Алтай-Коксе» почти 30 лет, он — один из лидеров проектной команды. В 2006 году принимал участие в пуске и разогреве пятой коксовой батареи. «Она для меня как родная», — говорит Андрей.

Вместе с ним мы наблюдаем, как поднимают новые фермы галереи конвейера — ажурные многотонные металлические опоры.

А на участке сборки загрузочной машины темпы решено ускорить. Задач очень много — решают их вместе с инженерами компании HuDe GmbH.

«Внедрение технологии трамбования на действующем производстве — единичная практика в отрасли. Это сложно, не скрою. Но очень интересно», — продолжает Койнов.

Каждый день перед проектной командой — нестандартные задачи. И каждый день надо находить их решение.
Проект грандиозный. Если его сравнивать со строительством пятой коксовой батареи, то по объему он немного меньше. Но сами объекты в этом проекте уникальные.
Борис Товстик
Начальник проектно-конструкторского отдела
Хроника проекта
Июль, 2019
На стройке работа кипит, не останавливаясь, в любую погоду. Каждую неделю, шаг за шагом вырастают на разную высоту объекты комплекса трамбования шихты.

На финишную прямую вышло техническое перевооружение существующих участков: отделения дробления шихты и перегрузочного узла. Уже получено оборудование компании HuDe GmbH — оно смонтировано и даже готово к первым холодным пускам.
Хроника проекта
Ноябрь, 2019
Ноябрьские итоги ударной стройки четко, по-командирски подводит Дмитрий Захлебаев, начальник штаба строительства КБ-5.

«Завершили реконструкцию воздушно-компрессорной станции. В отделении дробления шихты выполняем пусконаладочные операции на частотных преобразователях для процесса дробления», — рассказывает он.
Хроника проекта
Январь, 2020
Полным ходом на площадке собирают углезагрузочную машину. Монтаж конвейера уже завершен — теперь рабочие монтируют системы отопления, пылеудаления и автоматического пожаротушения.

Вот помещение эвакуации разрушенных брикетов-«пирогов». Вот стенд замены трамбовочных тележек. На каждом участке люди, соединенные общей целью, делают свою работу.
Здесь все работы подчинены графику и, можно сказать, логике событий.

«Мы смонтировали 70% ограждающих конструкций из сэндвич-панелей для угольной башни. Сейчас заняты монтажом внутренних инженерных сетей: отопления, водоснабжения и пожаротушения. Плотно работаем по шеф-монтажу с компанией HuDe», — констатирует Дмитрий Захлебаев.
Нужен заводу, городу и природе
Сегодня крупнейший инвестиционный проект «Алтай-Кокса» движется к финальной стадии. Пройдет немного времени — и пятая коксовая батарея в Заринске будет выпускать премиальный продукт, которого еще нет в России.

Комплекс нужен заводу: он повысит качество и снизит себестоимость производства кокса, позволит осваивать новые рынки сбыта и увеличить прибыль.

Он нужен и бюджету: увеличится прибыль предприятия — возрастут и налоговые отчисления.

А еще новый комплекс оснащен современными и эффективными системами сбора и очистки дыма и отходящих газов. Свести к минимуму воздействие на окружающую среду — одна из задач стратегии Группы НЛМК.
Справка
7 фактов об «Алтай-Коксе»

4,4
млн тонн кокса в сухом весе в год составляют производственные мощности
1,1
млн тонн в год — проектная мощность пятой коксовой батареи, для которой построен комплекс трамбования угольной шихты
55,5
тыс. рублей — средняя зарплата
4,4
млн тонн кокса в сухом весе в год составляют производственные мощности
1,1
млн тонн в год — проектная мощность пятой коксовой батареи, для которой построен комплекс трамбования угольной шихты
55,5
тыс. рублей — средняя зарплата

Входит в Группу НЛМК.
Является одним из крупнейших коксохимических предприятий России.
Выпускает также широкий спектр высококачественной химической продукции.
В Заринске, где расположено предприятие, на «Алтай-Коксе» работает каждый 10-й житель города, или около 3 тыс. человек.
Made on
Tilda