Жизнь

<STRONG>Шесть миллионов под водой </STRONG>

Жители Тальменки принимают помощь и деньги на оборону от новых паводков.

Дешевое жилье, луга, рядом лес... Для переселенцев Тальменский район - просто находка. Правда, о том, что примерно раз в четыре года по весне всю эту красоту в половодье заливает, их обычно не предупреждают. Хочешь - оставайся, дело твое. О том, что Чумыш - река непредсказуемая, новички в этих краях начинают понимать лишь через несколько лет.

В этом году вода постояла в Тальменке два-три дня. Люди живы, но радость по этому поводу бесконечной не бывает. Особенно если к одинаково пострадавшим с одной улицы приходит неравноценная помощь. Приехав на место, мы поняли, что законную тысячу за моральный ущерб от государства рано или поздно получат все, кто в момент разрушительного разлива реки жил в райцентре. Нас в большей степени интересовало другое: всегда ли последствия столь разрушительны и не смоет ли Тальменку следующий паводок?

Вода не ждала

Анализируя события трехмесячной давности, Сергей Сукачев, начальник районного отдела ГОЧС, убежден, что нынешний весенний паводок оголил самые слабые места в единой системе защиты.

Предсказать, как поведет себя Чумыш в каждом сезоне, почти невозможно. Сергей Дмитриевич рассказал, что 16 апреля в 18.00 он сам встречал ледоход. Везде: в Новотроицке, в Таскаеве, в Заринске - шуга шла нормально. В 20.30 дежурный эколог сообщил, что, выйдя в район Фокиных песков, лед, как это часто бывает, застопорился. Образовалась пробка, которая выдавила воду, и та, огибая затор с двух сторон, поискав себе другой путь, нашла его в старом русле. С этого момента все силы спасения были переведены в режим чрезвычайной ситуации.

Приняв это сообщение, глава района Владимир Сафронов позвонил в ГОЧС края с просьбой разбомбить ледовый затор с воздуха. В крае своих вертолетов не оказалось. Помочь мог Бердский авиаполк, но для этого нужно дождаться утра, потому что, во-первых, ночью вертолеты не летают, а, во-вторых, разрешение на вылет выдает Москва. Поэтому подрывные работы начались в 15 часов следующего дня. К тому времени вода была уже в поселке.

Но первая бомбежка проблему не сняла. Продвинувшись по течению на два километра, 4 -километровый ледяной "хвост" снова "споткнулся" о затор. Второй заход вертолетов на следующие сутки завершился тем же результатом. И только после того как подрывников по веревкам спустили прямо на торосы и те заложили взрывчатку в точно указанных местах, река стала возвращаться в прежнее русло.

Ссылаясь на исследования экспертов, Сафронов сказал, что, если бы вода поднялась еще на 30 см, укрепительные сооружения просто не выдержали бы. Да и по опыту своему Сергей Сукачев знает, что ближайшие у реки дома начинает подтапливать, когда уровень воды поднимается до отметки 937 см. А в этом году вода в поселке достигала отметки 1022 см.

...Только этого мало

По сведениям, полученным из разных источников, наибольший ущерб в райцентре понесли жители улиц Гагарина, Осинцева, Озерной, Тальменской, Чумышской, 8 Марта, Куйбышева и переулка Полигонного. Нуждаются в ремонте примерно 900 домов, три вообще не подлежат восстановлению.

Как защитить жителей поселка от следующих паводков? Против проекта, предусматривающего восстановление дамб и строительство сообщения между ними, Сафронов, имеющий техническое образование, не возражает. Канал не позволит воде просочиться в поселок и повысит критический уровень до отметки 1030 см. Другой проект существует пока на стадии идеи. Спрямление русла реки (см. схему) увеличит скорость прохождения льда в паводок и защитит поселок от воды, но сильному течению ничего не стоит снести опоры моста. Что дешевле: раз в четыре года платить людям за ущерб или потерять мост - должны решить специалисты.

Проще спасти, чем помочь

Официально из 6 млн. 469 тысяч рублей понесенного Тальменским районом ущерба потери жителей оценены в два с лишним миллиона. Но это сумма, которую смогли высчитать на глазок. А как учесть потери, если, например, из огорода в речку смыло весь плодородный слой, сгнили кустарники и плодовые деревья?

Оксана Кладных рассказывала, что к ним на улицу Куйбышева 16 апреля вода пришла днем. На сборы едва хватило 30 минут: "Мы только успели поднять электроприборы, одеться, взять документы и выскочить. По дровам поднялись на крышу. Соседка даже ноги промочила..."

Хозяйка водила нас по дому и по двору, рассказывая, что одну сторону фундамента очень подмыло. В погреб до сих пор не залезть. К огороду не подобраться. Ноги вязнут, а мотоблоком такую землю не обработать. Кое-что по мелочи удалось посадить вручную. Оксана считает, что соседям справа еще хуже. У них вода была по самые окна. И мебель испорчена, и штукатурка вся отошла...

в прошлом году на ремонт своего дома потратила 40 тысяч. Плитка, обои, обшивка стен деревом…После паводка пол в комнате - горбылем, стены осыпались до дранки. Начал новый ремонт, но руки ни к чему не лежат. Обидно.

Люди в поселке разные. Некоторые ждут, что местная администрация и дома отремонтирует, и мебель купит. Но Тальменский район уже несколько лет живет в кредит. Бюджет по долговым поручительствам на три года вперед расписан, и никакого резервного фонда.

Приняв район в таком состоянии, Владимир Сафронов все же нашел возможность, чтобы бесплатно привезти людям для ремонта около сотни машин глины и песка. "Но самым трудным для комиссии, - считает заместитель главы поселкового Совета по социальным вопросам Валентина Кениг, - было распределение 30 тысяч рублей добровольных пожертвований среди двух с лишним тысяч жителей поселка. Как выбрать самых пострадавших, если таковых в поселке почти треть?"

Дополнительная помощь пришла, откуда не ждали. Свои услуги в ремонте домов предложили Алтайское отделение железной дороги и местное профессионально-техническое училище. Со слов Галины Осиной, заместителя директора районного центра занятости, для 47 безработных, состоящих в нем на учете, подготовлены документы на материальную помощь.

По ходатайству Томаса Хеле, настоятеля прихода святого Петра римско-католической церкви в Тальменке, частная благотворительная организация "Каритас", центр которой находится в Новосибирске, уже помогла 200 наиболее нуждающимся семьям. Те, кто попал в это число, получили и стройматериалы, и хозяйственные товары, и продукты питания на сумму от 1 до 10 тысяч. На очереди еще 251 семья. “Религиозные убеждения в данном случае значения не имеют, - сказал настоятель. - Мои прихожане, например, еще ничего не получили”.

"Недовольными останутся все"

В таких ситуациях все вспоминают, что ущерб, нанесенный стихийными бедствиями, должны возмещать страховые компании. Но в жизни все не так просто.

По данным социально-экономического мониторинга регионов Сибирского федерального округа, средняя заработная плата сельских жителей Алтая в прошлом году составляла 1459 рублей в месяц. Известное дело, для того чтобы вернуть большие деньги, нужно застраховаться на большие деньги. Из бесед с односельчанами, застраховавшими свое имущество, глава района Владимир Сафронов понял, что больше 400-500 рублей не получил никто.

И тысяча рублей, на которую законно претендуют все пострадавшие от подтопления жители Тальменки, конечно же, не может компенсировать материального ущерба. Эта сумма - скорее, моральная поддержка человеку после перенесенного стресса.

Сергей Сукачев убежден, что в основе этого жеста государственного милосердия заложен принцип социальной несправедливости. Ведь если разобраться, кому деньги нужнее: семье, где четыре сильных человека, или одинокой бабушке, которой и помочь-то некому. Кто виноват в том, что у нее все осталось под водой, старушки обычно не интересуются. Тому рады, что живы остались...

Мнение

Начальник Главного управления по делам ГОЧС Алтайского края, генерал-майор Владимир Белоусов:

- Районам, пострадавшим от паводка, в том числе и Тальменскому, мы помогаем всеми силами. Запросили из федерального бюджета материальную помощь. Думаю, в течение месяца-двух эти деньги поступят. Благодаря губернатору нашим специалистам удалось решить вопрос о выделении бюджетной ссуды в размере 60 млн. рублей для Алтайского края. Из них Тальменскому району выделена денежная ссуда порядка 4,5 млн. рублей на устройство дамбы и укрепительных сооружений.

Ольга ЗАЛЬЦМАН.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость