Докажи свое право
При найме сотрудника самым важным фактором для работодателя является водительский стаж, причем именно в такси. Запись об этом в трудовой книжке необязательна: таксисты-частники (как их раньше называли, "бомбилы") и так могут подтвердить свою квалификацию - например, проехав по самому сложному маршруту в час-пик за минимальное время. По сравнению с ними бывший водитель маршрутки или грузовика знает город не так подробно, к тому же имеет меньший опыт непосредственного общения с пассажирами.
Те, кто когда-то работал в службах такси, более оптимальные кандидаты еще и потому, что они знакомы с этикой поведения с коллегами из конкурирующих организаций (например, очередностью выезда с общей стоянки). Работодатель может поинтересоваться у сотрудников - видели ли они претендента в работе, какая у него репутация, как он себя ведет с клиентами и пр.
Наличие собственного автомобиля - еще одно преимущество при устройстве на работу. Как говорят руководители служб такси, около 90% их сотрудников работают на своих машинах.
Сам себе начальник
Работник, зарегистрировавшийся как частный предприниматель, заключает договор со службой такси на месяц с возможностью его пролонгации. "Это своеобразный испытательный срок, - говорит директор компании "БИС-Трейд" Алексей Шатохин. - Если стороны остаются довольны друг другом, то договор продлевается". Как частный предприниматель, водитель сам платит за себя налоги (то же и с предоставлением социальных гарантий). Амортизация автомобиля, бензин и техобслуживание - также за счет владельца.
При такой форме трудоустройства таксист совершенно свободен в своем трудовом графике: выходя на работу, он сообщает об этом диспетчеру по радиостанции (приобретенной также за свой счет) и начинает принимать вызовы. За каждый заказ выплачивает службе такси определенную сумму, остальное - себе в карман. Но при этом он должен соблюдать расценки, установленные на перевозку пассажиров. Выполняет ли он это соглашение, руководство службы проверяет путем выборочного прозвона клиентов.
Попадая в штат
Если таксист устраивается в службу такси на постоянную работу, он получает запись в трудовой книжке и соцпакет. Как правило, работодатель устанавливает для претендента испытательный срок (традиционно от месяца до трех). За это время становится понятен его профессионализм и потенциал. Иногда диспетчеры могут попросить клиентов перезвонить после выполнения заказа и поделиться впечатлениями о таксисте.
"У водителей есть время постепенно приработаться на новом месте, вжиться в профессию, - говорит Андрей Деулин. - У нас, например, опытные водители помогают новичкам, стажируют их, объясняя азы взаимодействия с пассажирами и конкурентами".
Как правило, для штатных сотрудников устанавливается ненормированный рабочий день. Например, по графику с 6.00 до 18.00.
"Кадровая стабильность - хороший показатель здоровья предприятия, - комментирует Андрей Деулин, владелец службы такси "Сити". Минимальная текучка - на руку процветанию бизнеса." Поэтому руководители служб такси стремятся к постоянным трудовым отношениям. "В основном люди с нами работают долго, что всем сторонам удобно, - говорит Алексей Шатохин. - За последний год мы расставались с водителями в единичных случаях в связи с крайними обстоятельствами, возникавшими по вине таксистов". Есть, конечно, те, кто постоянно курсирует из одной службы в другую. Но это заканчивается достаточно быстро, так как водитель попадает в своеобразный "черный список.
Самое важное - в нашем Telegram-канале