Жизнь

Станет ли Барнаул "одноэтажной Америкой"?

Жители села стремятся в город, а горожане -наоборот, в пригород. Все больше барнаульцев меняет свои квартиры на частные дома. Причина проста: жить за городом становится комфортнее и дешевле.

Коренной барнаулец Антон Шестовец с гордостью показывает на блестящую крышу своего новенького дома. Правда, внутри еще много недоделок -в дом въехали буквально неделю назад. Прожив всю жизнь в центре, Шестовец недавно продал "двушку" в панельном доме, а на вырученные деньги построил небольшой дом за Власихой.

-Зачем? Все очень просто, - объясняет Антон. -В центре грязно и шумно. А здесь ни машин, ни соседей за стенкой. Добираться, конечно, сложно, зато есть свой сад, да и лес недалеко.

По наблюдениям барнаульских риэлторов, таких, как Антон, становится все больше. Спрос на дома постоянно растет в течение последних двух лет.

- Но настоящий бум на пригород начался этой весной, - отмечает Ольга Спесивцева, эксперт агентства недвижимости "Алтайская элита". -Хотя еще год назад мы порой отговаривали клиентов от покупки дома из-за сложности содержания. Теперь условия создаются, и жить за городом становится все комфортнее.

Центр - не резиновый

Геннадий Малков, директор агентства недвижимости "Дом", считает, что стремление горожан в пригород -яркая иллюстрация того, что вектор развития российского рынка недвижимости приближается к западному.

- Посмотрите на западные страны, - говорит Малков. - Там основная масса людей живет в пригородах. А город -это деловой и культурный центр. Все крупные города -это даун-таун, а потом город расползается по пригородам.

Впрочем, этой тенденции способствуют и специфически российские причины. По мнению Геннадия Малкова, наши города архитектурно и экологически непродуманны - они не готовы обеспечивать горожан тем комфортом, на который они рассчитывает. Барнаул -не исключение.

- Возникают проблемы с инфраструктурой, коммуникациями, - рассказывает Малков. - Чтобы строить на территории городов, необходимы огромные деньги. Отсюда кризис на рынке недвижимости, когда цена за один квадратный метр жилья в городе достигает 40-50 тысяч рублей. Теоретически за те же деньги можно построить собственный дом той же площади, да еще с земельным участком и гаражом.

Тем более что это относительно недорого -дом эконом-класса площадью 100-120 кв. м с земельным участком и гаражом можно купить за 2,5-3 млн., отмечает Евгений Ефимов, директор агентства недвижимости "Квартал".

Дом для каждого

Пока на рынке загородного жилья спрос не расходится с предложением - все, что строят, почти сразу продают. При этом растет спрос на недорогие дома эконом-класса площадью 80-120 кв. метров, по размерам почти равные трехкомнатной квартире.

В газетах все чаще попадаются объявления: "Меняем старые квартиры на новые дома".

- При большом желании и наличии ипотеки такой обмен можно провернуть, - говорит Ольга Спесивцева. - Например, за 2,6 миллиона рублей в поселке Авиаторов можно поставить дом, пусть даже финский. Технология проста: когда продаем квартиру, берем аванс за месяц-полтора до сделки. На эти деньги застройщик готовит участок, и к моменту сделки фундамент и основа уже готовы.

Правда, в среднем при таком обмене не хватает около 1,5 млн. рублей, отмечает Геннадий Малков. Но и здесь выход есть: можно взять ипотеку в залог земельного участка.

Земля будет дорожать

А построить дом уже не представляет особого труда. Тот же Антон Шестовец американскую мечту иметь свой дом исполнил не по-российски быстро -с момента начала строительства до новоселья прошло ровно пять месяцев.

К тому же земля в пригороде Барнаула стоит пока относительно недорого. По мнению Геннадия Малкова, она сильно недооценена.

- Тот, кто думает, что земля сейчас дорогая, ошибается -земля будет дорожать, - полагает Малков. - В той же Фирсовой слободе за три года цены выросли в три раза. И если ты хочешь быть ближе к городу, то надо решаться уже сейчас. Потому что за два-три года эти земли заселят. И купить землю около города сейчас дешевле, чем будет через 10 лет на 10 км дальше. Когда из города хлынет масса желающих, цены рванут вверх.

Коммунальный вопрос

Еще несколько лет назад самым больным вопросом для владельцев коттеджей была плохая инфраструктура пригородов или же полное ее отсутствие. Есть, например, печальный опыт Солнечной поляны, когда землю раздали, а сетей не построили. Люди годами ждали, пока к ним подведут коммуникации. Теперь эти проблемы уходят - сейчас покупают участок с уже готовой инфраструктурой. Плюс практически нет проблем с отоплением -многие пригороды уже охвачены газификацией. Но даже те, у кого пока нет голубого топлива, ставят себе газовые установки -на будущее.

Сегодня у большинства владельцев загородных домов другая головная боль -недостаточно развитая коммуналка и прочие исключительно пригородные проблемы вроде асфальтирования улицы и чистки дорог зимой.

Привычной городской инфраструктуры тоже может не быть. Например, вблизи дома Антона Шестовца нет мусорных контейнеров, поэтому приходится возить мусор в багажнике и выбрасывать по дороге на работу.

Правда, в элитных поселках все коммунальные заботы должны взять на себя управляющие компании. Они же займутся обеспечением охраны, уборкой улиц и прочими бытовыми заботами. В какую сумму обойдется такая "забота", пока не ясно.

Дальше -больше

Комплексные поселки типа Фирсовой слободы в Первомайском районе - только начало массовой застройки пригорода. По информации "СК", в ближайшие год-два в этом районе начнется строительство большого поселка на 10-11 тысяч домов. Проект застройки вроде готов, и за эти земли уже бьются инвесторы из Москвы, Новосибирска и Кемерова. По прогнозам наших экспертов, частная застройка будет развиваться во всех направлениях, особенно в сторону Бобровки. Многие предприниматели уже приобрели там землю и скоро начнут строить.

- В ближайшее время на многоэтажные дома большого спроса не будет, - прогнозирует Евгений Ефимов. - Переполнение этого рынка наблюдается уже сейчас. Скорее всего "малоэтажка" поглотит спрос населения на ближайшие два-три года и очень скоро догонит "многоэтажку".

Геннадий Малков уверен, что такими темпами мы наверняка придем к "одноэтажной Америке".

- Процесс уже пошел. Сегодня упрощаются процедура оформления отвода участков, получение разрешения на строительство. Если так пойдет и дальше, то уже в течение 10 лет большая часть горожан переселится за город.

Как построить дом?

Загородный коттедж можно как купить, так и построить самому. Хотя, по оценкам Евгения Ефимова, самостоятельно строит всего 5-10 процентов граждан. Причина -практически нет свободной земли. Все, что выставляется на продажу, почти сразу скупается. К тому же строить самостоятельно порой оказывается дороже.

Другой вариант -кто-то покупает земли, проводит коммуникации, нарезает участки и продает их. Именно так делают на Западе. То есть возникает девелопер, который покупает и обустраивает землю. В таких поселках единый стиль, есть централизованное газоснабжение и прочие коммунальные блага.

Впрочем, и у девелоперов есть проблемы, тормозящие темпы строительства: элементарно не хватает подрядчиков.

- Крупные строительные организации не нацелены на малоэтажное строительство, - объясняет Геннадий Малков. - Многоэтажное намного яснее и проще. А отдельный небольшой дом дороже, в нем много индивидуальных аспектов. Для строительства "малоэтажек" нет специализированных бригад. Есть вольные бригады, у которых ответственность "по понятиям" - напортачили и смылись. Поэтому при активном расширении малоэтажной застройки строительный комплекс должен создавать специальные подразделения, иначе будет бардак.

Сколько стоит жизнь за городом?

Ориентировочные расходы на содержание коттеджа площадью 120 кв. м.

Газ: 650 руб./мес. (зимой), 7-11 руб./мес. (летом)

Электричество: по тарифу

Вывоз мусора: 150 руб./мес.

Асфальтирование дороги у дома: 50-90 тыс. руб. (единовременная плата)

Бурение артезианской скважины: 60-70 тыс. руб.

Средняя стоимость готовых домов в популярных коттеджных поселках в Барнауле и прилежащих районах (в рублях)

Премиум-класс:

Лесная поляна (на горе) -от 10 млн.

Фирсова слобода (Первомайский район) -7-11 млн.

Кедровый -6-9 млн.

Эконом-класс:

Спутник -2,5-4 млн.

Авиатор -2,5-4 млн.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость