Жизнь

Тайны алтайских лун

В эти дни в Горном Алтае проходят массовые моления алтайцев. Тысячи паломников отправляются в горы, как и много веков назад, на священные места. Наш корреспондент встретился в Чемале с Александром Бардиным, зайсаном зайсанов (главой рода майманов), который поведал нам несколько родовых тайн.

В теплом аиле - древнем жилище алтайцев - трещал огонь и пахло священным можжевельником. Юрту Бардин построил по чертежам известного живописца Чорос-Гуркина. Тот в начале XX века сделал для себя чертежи древней майманской юрты. Венчает жилище шар с двумя полумесяцами: новолуние, полнолуние, старолуние.

С новолунием у алтайцев связано много праздников, ритуалов, говорит Бардин. Именно в новолуние два раза в году - весной и осенью - мы отправляемся в горы, чтобы обратиться к матушке природе.

Добираются к сакральному месту кто как может: на машинах, на конях, пешком. О том, что пора в путь объявляют зайсан и ярлакчи.

Ярлакчи - это особый человек, общающийся с белыми энергиями.

- Если шаман связан с подземным богом, то этот - с наземными силами,- заметил Александр Тендышевич.

Перед молением обязателен обет. Священные майманы долгие месяцы постятся, спят в одиночестве. Обыкновенные майманы устраивают воздержание дней на десять. Перед тем как идти в "майманский поход", каждому нужно выбросить перед дорожкой дурные помыслы.

Некоторые берут с собой любимых собак. Ведь собака - священное животное рода майманов. Рядом с юртой Бардина развевается знамя рода - с собачьей мордой посередине.

- Раньше у алтайцев было четыре рода собак,- рассказал зайсан. - Для пастьбы скота, для охраны скота, для охоты на медведя, на соболя. Особо почитаемой считается белая собака. Кстати, именно белая псина гавкает у красивой юрты Бардина.

В Чемале священное место для моления находится в 17 километрах от поселка, среди очень красивых скал. Туда нужно прийти до восхода солнца.

Около шести часов утра в центре площадки разжигается священный костер. Каждый из пришедших повязывает на деревья, выросшие среди скал, белые ленточки. Это самые первые ритуалы. Затем ярлакчи берет специальную плошку с магическими символами, наливает в нее молока, и начинается следущий ритуал. Ходя по кругу, он обрызгивает и камни, и деревья, и очаг молочными брызгами. Это тоже дар светлым энергиям.

В центре площадки возвышается обо - пирамида из камней, связывающая людей, пришедших помолиться, и духов этого места.

Люди завороженно смотрят на огонь, который сжигает черные помыслы, плохую энергетику. А ярлакчи начинает магическое песнопение. Обращаясь в сторону солнца, он полуговорит, полунапевает: "Бог-природа, большое спасибо, что мы живы, здоровы. Что здоровы и веселы наши дети. Что мы нагуляли хороший скот. Дай нам хорошую зиму". Весной на таких молениях природу благодарят за то, что хорошо перезимовали.

Пришедшие на скалы люди поворачиваются на восток, складывают над головой ладони, раскладывая пальцы веером, потом подносят их ко лбу, к шее и кланяются первым лучам солнца.

После этого люди белой веры приносят жертвоприношение духам. На площадке появляются куски баранины, сырчик, талкан. Кушают сами, откладывают по кусочку и духам...

- Раньше у алтайцев все было связано с природой,- говорит Бардин. - Прежде чем воды выпить из ручья, дерево срубить, марала убить, спрашивалось разрешение у природы. И всегда благодарили.

Через четыре часа священный молебен заканчивается. Майманы, еще раз породнившись с природой, возвращаются домой - зимовать.

п. Чемал - г. Барнаул.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость