Жизнь

Теория вероятностей

По мировым меркам, российский рынок оценки, существующий всего девятый год, еще достаточно молод. И его специфика такова, что на первый план сегодня выходят не качество нормативной базы или проблема обучения специалистов, а вопросы профессиональной этики, ответственности и квалификации оценщиков, предлагающих свои услуги на самых разных условиях. Мы решили выяснить, что думает по этому поводу Вадим КОЗЛОВ, председатель правления алтайского регионального отделения Российского общества оценщиков.

- Вадим Владимирович, что же все-таки важнее для оценщика - высокая квалификация или осознание ответственности за свою работу?

- Все что касается квалификационных признаков, отражено в законодательных актах: закон определяет все параметры обучения и лицензирования таких специалистов. Но это формальная сторона дела, и здесь порой случается несовпадение сущности и формы. Ведь посетив курсы оценщиков, можно ничему не научиться. Поэтому, когда говорят о квалификационных параметрах, речь идет и о соблюдении профессиональной этики оценщика. Есть международный кодекс этики оценщиков, есть и российский: он базируется на международном кодексе, но немного его упрощает. И содержит прежде всего те принципы, которые существенны и для многих других профессий: врачей, учителей, милиционеров, судей, аудиторов. Я имею в виду принципы "будь честным со своим клиентом", "выполняй те действия, которые предусмотрены законом" и т.д.

Говоря о квалификации, следует пояснить, что итоги оценочных процессов всегда носят вероятностный характер. Один и тот же объект в сентябре и мае может стоить по-разному. Я уже не говорю о том, что два оценщика могут оценить по-своему перспективу места расположения строения или, например, возможности надстройки второго этажа. Так что можно с уверенность говорить, что оценка любого объекта в видении разных оценщиков почти неизбежно должна быть разной.

- Разве не существует единых для всех методик оценки?

- Они есть. По определенным методикам проводится оценка фундамента, стен, перекрытий, с учетом качества и износа материалов, из которых они изготовлены. Оценивается ветхость частей строения, состояние инженерных коммуникаций и т.д. По каждой из позиций проводятся математические расчеты. По идее, оценщик знает, что результат его работы не бесспорен. Тем не менее, он подошел к процессу методически правильно и исполнил все, предписанное законом. Конечно, так бывает не всегда. Я лично видел результаты оценки, которая, кстати, проводилась по поручению суда. Она состояла из длинной преамбулы: что такое оценка, для чего она нужна, ее основные этапы. После этих выдержек из учебника для учащихся техникумов на нескольких страницах описывались регалии самого оценщика, его дипломы и страховые полисы. И в самом конце написано: "Таким образом, проведя рыночную оценку объектов, мы установили их стоимость". Далее идет перечень трех десятков объектов, и по каждой позиции сразу дается сумма. Можно сделать вывод, что этот оценщик либо совсем неграмотный и стоимость объектов вносил, что называется, из головы, либо (и это больше похоже на правду) ему просто "задали ответ".

- Во втором случае специалист идет на необъективную оценку, чтобы, как говорится, сорвать куш?

- Или чтобы не потерять постоянного и ценного клиента. Есть определенный круг оценщиков, которые "привязаны" к различным государственным органам. А в России есть порядка десяти законов, обязывающих госструктуры проводить оценку в конкретных случаях.

- В каких случаях оценщик может понести ответственность за некомпетентную работу?

- Любая оценка может быть опротестована. Пока этого не произошло, она является, как говорится, истиной в первой инстанции. В принципе, неважно, кому был причинен ущерб в результате необъективной оценки - частному лицу или государству. Но на страже интересов частного лица может стоять только само частное лицо, а у государства много стражей - депутаты, исполнительная власть, прокуратура, милиция. Если в результате оценки ущерб понес предприниматель, это одно. А вот когда одной из сторон по сделке выступает государство, возникает вопрос о нанесении ущерба уже самому государству. В части оценки государственного имущества ответственность, конечно, прозрачнее, потому что государство умеет отстаивать свои интересы и умеет сажать в тюрьму. Если судом будет доказано, что была проведена ненадлежащая оценка, которая принесла ущерб государству, страховая фирма компенсирует ущерб в рамках конкретного страхового случая, а потом сама обращается с иском к оценщику. И уже правоохранительные органы дают оценку тому, был ли оценщик соучастником, либо он ошибся в силу своей некомпетентности.

- Не секрет, что правоохранительные органы зачастую испытывают в этом плане определенные сложности...

- В Москве и ряде других регионов уже существует процедура экспертизы результатов оценочной деятельности, которая получила признание, в том числе и у правоохранительных органов. У нас в крае ничего подобного пока нет. Хотя буквально с прошлого года по Алтаю прокатилась волна случаев, когда ставился вопрос о соответствии закону действий конкурсных управляющих, распродающих имущество предприятий-банкротов, а соответственно и деятельности оценщиков. Известны факты разбирательств, вплоть до возбуждения уголовных дел в связи с распродажей за бесценок объектов недвижимого имущества в рамках проведения процедур банкротства. При этом прокуроры не являются в специалистами в вопросах оценки и, конечно, в определенных случаях нуждаются в компетентной консультации.

В конце прошлого года алтайское региональное отделение Российского общества оценщиков организовало экспертный совет. В него мы намерены пригласить ученых и государственных служащих, представляющих различные инстанции, которые занимаются проблемами оценки. Если с нашим предложением согласятся, будет создан мобильный межведомственный орган. Сейчас в крае 76 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеют лицензии на право заниматься оценочной деятельностью, разные результаты оценок сталкиваются в судах, и в случае возникновения сомнений при принятии решения у судьи будет возможность обратиться в краевой экспертный совет. Услугами совета при необходимости смогут воспользоваться и все клиенты оценщиков. Кроме того, экспертный совет будет заниматься адаптацией российских методик к местным условиям.

- Пока создается краевой экспертный совет, какие рекомендации можно дать потенциальным клиентам оценщиков?

- Если нужна просто оценка, можно обратиться к любому специалисту, имеющему лицензию, или в профессиональное объединение оценщиков, которых на Алтае несколько. Сегодня никто не запретит создать хоть полтора десятка таких объединений. Так что если речь идет о выборе организации, хорошо изучите ее возможности. А вот если речь идет о каких-то конфликтных ситуациях, то, как я уже отмечал, разбирать их в крае фактически пока не кому. Во многом это и предопределило решение создать краевой экспертный совет. Потребители оценочных услуг зачастую не знают, что их права защищаются государством. Главное, чтобы этот механизм защиты действительно работал.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость