Жизнь

Территория печали

По просьбе читателей МЭ наш корреспондент побывал в уникальном месте -
Новосибирском крематории, откуда прах умерших может быть доставлен даже в космос.

Путь к "дому печали" начинается с…"Сибирской ярмарки". Именно на третьем этаже этого людного торгового здания находится представительство ГУП "Новосибирский крематорий" и маркет "Похоронный дом". Такое соседство объясняется тем, что главный инвестор крематория Сергей Якушин - президент "Сибирской ярмарки". В офисе можно оформить заказ и получить консультацию, в маркете - купить практически все для траурной церемонии: от носового платочка до шикарного гроба. Есть даже сувениры, к примеру свечка в виде черного куба или грустные ангелочки.

Гробовой зал поражает тем, что чем-то похож…на цветочную поляну.

"Последние колыбели" всех цветов радуги: и розовые с цветочками, и сиреневые, и даже чем-то похожие на пианино.

- Однажды на одной из выставок в Москве был представлен даже хрустальный гроб, - рассказывает Максим, пресс-атташе Новосибирского крематория. - Его очень хотели заполучить цыгане, но им его не продали, потому что это был просто уникальный экспонат.

В следущем за гробовым зале - такое же разнообразие урн: фарфоровые, керамические, каменные… В зале, где принимаются заявки, похожий на распластанную черную птицу, висит черный почтовый ящик для отзывов и предложений…

Здесь, на Красном проспекте, всем желающим выдаются вежливые памятки, начинающиеся со слов, что кремация - гарантированная законом форма погребения. Одна из памяток специально посвящена отпеванию и поминовению усопших.

По словам пресс-атташе Максима Горбунова, в Екатеринбурге да и в других городах церковнослужители и крематорий до сих пор "бодаются".

В Новосибирске тоже есть священники, крайне негативно относящиеся к "огненной печи", но сам владыка смирился, что в городе существует крематорий, и даже откомандировал священника на отпевание: люди есть люди

Тем более, закон позволяет. А в памятке, предложенной “Похоронным домом”, цитируются слова монаха Митрофана: "Каким бы способом ни разрушалось наше тело, но элементы его не уничтожаются; и для всемогущества Божия из существующих элементов возможно воскресить тело, будет ли оно сожжено или съедено зверьми".

Сам крематорий - за городом. В трехстах метрах от шикарных коттеджей, многие из которых так и остались недостроенными. Хозяева бросили стройку, когда узнали о неминуемом соседстве. "Кому охота жить рядом с крематорием?" - сурово бросил один из местных жителей.

За время строительства крематория до самого пуска сотрудники выдержали многочисленные судебные заседания. Кое-кто хотел похоронить "геенну огненную" в зародыше.

- Мы ходили на все суды, потому что чисты перед совестью и законом , - торжественно объявил генеральный директор крематория Павел Новиков. - Это будет грандиозное историческое сооружение.

Первое, что бросилось в глаза при подъезде к грандиозному сооружению, - аллея из венков внизу, ярко-оранжевый колумбарий впереди и недостроенный купол сверху. Большинство гнезд колумбария были пустыми.

- Просто вторую очередь колумбария мы сдали только неделю назад, - объяснид директор крематория Павел Новиков. - У нас двести человек в очередь на замуровку, а в день наши рабочие успевают замуровать только пять-шесть урн.

В штате крематория сегодня 13 человек. Есть свой церемониймейстер.

- Эта женщина - профессиональный музыковед, - с гордостью рассказывает директор. - Она проводила концерты во Дворце съездов в Кремле, работала в правительстве Казахстана. Потом она приехала сюда, а мы как раз объявили конкурс.

Когда мы пришли в крематорий, там звучала торжественная классическая музыка.

"Покойный был веселым человеком..."

- У нас есть подборки для гражданских панихид, для церковных, детских, военных, - рассказывает Павел Иванович. - Пока еще не применяли орган. Все-таки это католицизм. Но если люди желают, делаем. Бывают случаи, когда клиенты просят поставить те мелодии, который покойный любил слушать в семье. Так, заказывали мелодии из фильма"17 мгновений весны", романс "Как упоительны в России вечера", "Полонез Огинского".

Бывало, когда на поминальные обеды заказывали веселые мелодии - сборник поп-музыки, говорили, что покойный был веселым человеком и завещал на поминках веселиться.

Время от времени мимо нас с директором проходили сотрудники крематория. Вышла покурить женщина в черной вуальке, куда-то промчался молодой человек в развевающемся черном плаще. Временами казалось, что ты в театре на какой-то грустной пьесе.

- Наша прощальная церемония очень красивая и торжественная, - похвалился Новиков.

В комнате прощания грустили распятие, цветы, горящие свечи.

Сотрудники крематория настоятельно рекомендуют родственникам до церемонии прощания хранить тело в холодильнике крематория.

- Но многие все равно хотят попрощаться дома, - со вздохом говорит директор. - Потом зачастую звонят ночью с криком о помощи: “Забирайте, тело начинает раздуваться”. Иногда бросаются родным на грудь. Мы тоже советуем этого не делать. Все-таки тело покойника уже ядовито…

Над нашей головой горели ультрафиолетовые лампы, работая в жестком режиме дезинфекции. Комната прощания выходила в длинный мраморный коридор с горящими по бокам искусственными свечками. По этому коридору со свечами в руках родственники и знакомые отправляют человека в последний путь до… огня.

По бокам коридора - двери в подсобные помещения. Читаю надписи: “Комната для хранения праха”, следом "Комната для приема пищи". Персонал обедает по соседству с хранящимся прахом. Жизнь и смерть и тут рядом. Как-то читала историю про то, что одна женщина выпила с вином прах горячо любимого мужа…

Дыма нет

Раздвинув черные, с особым рисунком, шторы, мы словно оказались в Чистилище. Возле сверкающей печи стояли бронзовые фигуры. С крестом на спине, печально склоненные. Печь гудела. Внутри шел процесс кремации.

Перед тем как отправить гроб в печь, близких родственников (до 20 человек) приглашают в особую комнату, где они видят, как особый аппарат поднимает гроб с покойным, открывается дверь печи… Стекло сделано бронированным - в этот последний момент у многих близких сдают нервы, кто-то порывается к печи за любимым человеком…

Внутри печи при кремации температура более 700 градусов. Останки горят не в пламени, а в струе раскаленного воздуха.

В гроб, предназначенный для кремации, нельзя класть костыли, стекло. Кроме этого, клиентов извещают, что в теле не должно быть никаких кардиостимуляторов: при кремации те разрываются и портят оборудование.

Время кремирования - от часа до полутора в зависимости от величины тела.

В зале, где стояла печь, было, как и везде, торжественно и красиво

- Когда у нас были судебные процессы, мы возили в Новокузнецкий крематорий группу возмущавшихся из девяти человек, возглавляемую местным депутатом сельского совета, - рассказывает директор Павел Новиков. - Поехали, рассказали, показали, при них загрузили гроб. Они посмотрели - дыма нет. Полезли на крышу. Труба горячая, но из нее идет просто горячий воздух. Тогда они бегом назад: “Не верим, вы погрузили пустой гроб”. Ну что ж, пришлось открыть им заслонку в окошке и показать зрелище не для слабонервных, которое время от времени наблюдает наш оператор. Они увидели горение тела…

После прах обрабатывают, охлаждают и по желанию выдают родственникам на следующий день в “Похоронном доме”.

- Получать урну с прахом в здании “Сибирской ярмарки”? Не смущает ли это родственников? - спросили мы директора.

- В Европе похоронные дома везде находятся на первых этажах жилых домов, рядом с магазинами, там это никого не смущает, а у нас просто еще много суеверий, - заметил Павел Иванович.

Сотрудникам крематория, по его словам, часто приходится сталкиваться с суеверием родственников покойных. Так, в фойе крематория висит зеркало, обрамленное черным тюлем. Но зеркало не закрыто, и некоторые родственники хотят, чтобы во время похорон его закрыли. Тогда сотрудники крематория объясняют, что это языческое суеверие, и церковь тоже считает это суеверием…

Сам директор признался нам, что в загробную жизнь не верит: эта область еще никем не изучена.

Тем не менее среди красивых ритуалов прощания в крематории есть и такой: родственники умершего берут в руки голубя и отпускают его в небо. Это символизирует полет души. Отпущенный голубь, правда, потом снова прилетает на голубятню крематория и потом летит уже с другой душой…

Псоле смерти -
в космос

Недавно одной из новых услуг, предоставляемых крематорием Новосибирска, стало отправление праха умерших в космос.

На околоземную орбиту с космодрома Ванденберг сегодня уже отправлен прах одного из клиентов. Этот человек, по словам Новикова, был отцом инвестора. Он всегда мечтал о космосе, завидовал космонавтам, и вот дети после его смерти, собравшись семейным советом, решили осуществить его мечту… Но у космической услуги и цена для многих космическая - от 995 до 12,5 тысячи долларов. Сама же процедура кремации стоит 1300 рублей. А стоимость всей процедуры вместе с ритуалами колеблется от шести до восьми тысяч рублей.

Сегодня строительство крематория продолжается. Корреспонденту “МЭ” показали будущий зал, предназначенный для гражданской панихиды. Строители придумали для стен красивый рисунок, в другом строительном помещении, как солдатики, стояли белые колонны.

- Представьте, - нарисовал будущую картину директор, - после прощания мерцающие шторы в этом зале раздвигаются, на родных и близких падает белый ослепительный свет, и гроб уходит в этот свет…

Видя наше безмолвный почтительный трепет, директор продолжал с воодушевлением рассказывать о планах: о строительстве амфитеатра, об аллее скорби, где будет даже искусственное озеро, об ангеле над куполом, который изготовит Церетели. Вот уж действительно - планов громадье.

Кроме этого, на одном из складов крематория уже лежат экспонаты для музея смерти. В этом музее будет представлена история погребальных ритуалов и традиций, знаки и символы жизни и смерти, фотогалерея кладбищ, смерть на полотнах известных художников и т. д.

- Перед тем как открыть крематорий, мы изучили зарубежный опыт как “Отче наш”,- сказал на прощание директор, - поэтому работаем без оплошностей.

Сегодня в Новосибирске кремировать желают лишь 10 процентов умерших. Есть и иногородние желающие, в том числе и наши земляки. Сотрудники строящегося крематория уверены, что в ближайшем будущем число желающих отойти в иной мир в их шикарном крематории резко вырастет.

Ну что ж, слава богу, и в смерти остается право на выбор - уйти телом в землю или в огонь. Только бы душа летела на небо.

Когда мы уезжали, в офисе “Похоронного Дома” принимали заказы на экскурсии в крематорий. Каждую субботу его могут посетить все желающие. В офисе было тесно, за одним из столов сидел батюшка. Над столом пресс-атташе висела надпись: "Курение вредно для здоровья. Новосибирский крематорий предупреждает" Жизнь продолжалась.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость