Жизнь

44 тысячи секретов. Многие тайны отдела спецдокументации краевого архива мы не узнаем никогда

Мы по-прежнему живем в стране секретов. Сейчас в фондах отдела спецдокументации управления архивного дела хранится 44 тысячи единиц "грифованных" документов (читай - засекреченных и рассекреченных дел). Многие из них будут доступны простым смертным очень нескоро. И все же некоторые тайны минувших дней вот-вот готовятся стать общественным достоянием.

- Мы принимаем документы на хранение от десятка организаций, в том числе от Военного комиссариата и Управления ФСБ. От силовых структур принимаем уже рассекреченные дела. А вот документы администрации края, комитета госстатистики рассекречиваем мы, - говорит Галина Жданова, начальник отдела спецдокументации управления архивного дела Алтайского края.

Справка "СК"

Рассекречиванием документов занимается межведомственная комиссия по защите государственных тайн и рассекречиванию документов. Она существует при краевой администрации, возглавляет ее один из вице-губернаторов. В комиссию входят представители структур, которые имеют отношение к документам. Все архивные материалы делятся на документы постоянного и временного хранения. Первые представляют собой историческую и практическую ценность и никогда не будут уничтожены. Временные документы - это, например, личная переписка, которая хранится пять-десять лет, а потом уничтожается.

Зеленые карты пленников

Недавно управление ФСБ России по Алтайскому краю передало архиву рассекреченные дела по массовым политическим репрессиям. Это дела репатриантов*, репатриационно-проверочные дела, немецкие "зеленые карточки", архивно-следственные дела на жителей Алтайского края, осужденных в 1919-1965 годах по печально знаменитой "контрреволюционной" 58-й статье.

В лагерях немцы заводили на каждого военнопленного два вида карточек. Первая - "Персонал карт с формой № 1", в которой указывались точные и подробные биографические данные: при каких условиях и когда человек попал в плен, в каких лагерях он содержался, переводы и побеги из лагеря, наказания за побег. Второй вид карточек - так называемые "зеленые" (информация писалась на картоне зеленого цвета), или карточки сообщения. Они предусматривались международными конвенциями. Если человек попадал в плен, власти лагеря должны были дать возможность военнопленному сообщить о себе родственникам. "Зеленая карта" свидетельствовала о том, что человек не погиб, а взят в плен. Карты заполнялись со слов военнопленных. Такие карточки отправляли в Америку, Англию от военнопленных этих стран, но только не в Советский Союз.

Советские власти сами объявили своих пленных солдат вне закона (вспомним знаменитый приказ "Ни шагу назад"). Когда наши войска или союзники освобождали русских военнопленных, "зеленые" документы попадали в СМЕРШ**. Позже они направлялись по месту призыва военнопленного, откуда передавались в НКВД.

Сейчас в отделе спецдокументации находится около шести тысяч таких карт. Все они рассекречены, но хранятся на условиях ограниченного доступа: большая часть информации, которая хранится в картах, составляет тайну личной жизни. Полностью открытыми они могут стать только спустя 75 лет с момента создания, то есть примерно с 2016 года…

О репрессиях знать не положено?

- Многие документы о репрессированных до сих пор остаются закрытыми для пользователей, - говорит Галина Жданова. - Это дела, которые не переданы на госхранение, они находятся в ФСБ. Подавляющее большинство этих дел содержит информацию о людях, осужденных за уголовные и политические преступления. По сути, эти люди до сих пор считаются врагами, они не реабилитированы и, скорее всего, никогда не будут реабилитированы. Закрытыми остаются дела, в которых фигурировали несколько человек, группа.

Документы, закрытые на 75 лет, создали лишнюю головную боль как хранителям документов, так и пользователям, например, краеведам и историкам. В 1991 году по указу Ельцина архивы начали принимать дела репрессированных от спецслужб. Доступ к ним был открыт. Но в октябре прошлого года вышел документ "О порядке доступа к материалам, прекращенным архивно-следственным отделом". Постановление четко регламентирует формы доступа всех категорий пользователей: дела вновь закрыли на 75 лет.

- Правда, эти документы доступны чиновникам, сотрудникам правоохранительных органов, силовых структур, - говорит Галина Жданова. - Теоретически утечка информации из архива возможна, но полностью противозаконна и уголовно наказуема. Для того чтобы получить доступ к закрытым делам, мало предоставить одно служебное удостоверение. Необходим перечень документов с обоснованием целей работы с такими материалами.

Вот как эту ситуацию комментирует Василий Гришаев, краевед, автор книг о репрессированных в сталинские времена:

- Для меня как исследователя представляют большую ценность и вызывают громадный интерес документы, например, за 1937 год, когда был пик массовых репрессий. К сожалению, доступ к ним опять закрыт на 75 лет, то есть с ними я смогу познакомиться только в 2012 году. Такое ощущение, что существует негласный запрет на работу с подобной документацией. Хотя есть указ Ельцина, который дает право работать с делами репрессированных. Сейчас я могу работать с делами 1920-1921 годов, но они для меня не представляют исследовательского интереса…

Рассекречивают ерунду?

- Исследователи, которые работают с засекреченными или рассекреченными документами, делятся на два лагеря. Одни считают, что самая интересная информация хранится только в секретных фондах, другие полагают, что засекречивают часто всякую ерунду, - говорит Галина Жданова. - Я работаю с секретными документами больше десяти лет и могу сказать, что у нас хранятся очень интересные документы. Правда, иногда засекречивание некоторой информации кажется странным.

Так, в годы Великой Отечественной войны сведения о производстве и поставке махорки на фронт были секретными. Сейчас нам кажется это странным. В самом деле, махорка - это же не патроны? Тогда же исходили из обстановки: количество табака для фронта могло сказать врагу о количественном составе армии.

Как ознакомиться с рассекреченными документами?

Если документация полностью рассекречена и речь не идет о частично рассекреченных делах, она хранится в открытом доступе. Для работы с "бывшими тайнами" читателю (исследователю) необходимо взять по месту учебы или работы отношение на имя начальника отдела спецдокументации управления архивного дела. Оно может быть оформлено на фирменном бланке или в обычной форме. В отношении необходимо обосновать цель работы с рассекреченным документом, написать тему исследования, хронологические рамки и как будут использоваться сведения. Документы выдаются в читальный зал по требованию. Можно получить оригинал или копию, если речь идет об "очень секретном деле". В прошлом году сотрудники отдела спецдокументации составили подробную картотеку рассекреченных документов в составе нерассекреченных дел. Она находится в открытом доступе. В случае необходимости сотрудники архива сделают для пользователя копию необходимого документа.

Самые-самые…

Самыми интересными из рассекреченных документов сотрудники отдела спецдокументации считают материалы фонда Алтайского крайисполкома. Эти дела переданы на открытое хранение. Мы перечислим лишь некоторые из них:

- протоколы заседаний комиссии крайисполкома по переселению бывших польских граждан еврейской и польской национальности в Польшу за 1945-1946 годы;

- протокол заседания бюро СНК РСФСР 1945 года, на котором рассматривался вопрос о положении с выплатой заработной платы учителям и медработникам;

- документы по проведению мероприятий по борьбе с эпидемиями в крае (1949 год – эпидемия сыпного тифа, 1951 год - эпидемия дизентерии);

- решение крайисполкома 1964 года о неудовлетворительной работе по завершению ликвидации неграмотности и малограмотности в крае;

- распоряжение крайисполкома 1965 года о приеме и обслуживании иранского принца Абдор-Реза Пехлеви и смета расходов по приему и проведению охоты принца в Кош-Агачском районе ("СК" писал об этом в № 1 2007 г.);

- решение крайисполкома 1972 года по результатам рассмотрения записки уполномоченного Совета по делам религий при Совмине СССР по Алтайскому краю о положении с религиями в крае и состоянием контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах.

* Репатриант (от лат. repatriatio - возвращение на родину) - военнопленный, гражданское лицо, которое, оказавшись за пределами родины вследствие войны, возвращается назад.

** СМЕРШ (от "Смерть шпионам") - контрразведка наркомата обороны СССР в 1943-1945 годах.


Анастасия МАСИБУТ.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала отдел спецдокументации управления архивного дела Алтайского края.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость