Жизнь

Три шедевра из домашнего "музея"

Не только музейные работники умеют понимать язык вещей. Антиквары тоже. И было бы странно, если б специалист по драгоценным металлам Алтайского отделения Сбербанка России Сергей Маслениковский не имел своей коллекции, с появлением каждого предмета в которой связана целая легенда.

В мире вещей у него множество пристрастий: настенные и настольные медали, старинные монеты и картины, марки и скульптура. Последнее, кстати говоря, для домашней коллекции в малогабаритной квартире - явление достаточно редкое. Тем более что примечательна она в первую очередь своими раритетами...

Интерес к скульптуре, признается Сергей Маслениковский у него появился еще в школе. Победив на городском конкурсе по литературе, он получил приз. Выкрашенный бронзовой краской гипсовый бюст Максима Горького до сих пор хранится в коллекции. Хотя на самом деле Маслениковский не исключает, что увлечение было во многом сформировано массовой культурой. В советское время каждого из нас окружали монументальные образы больших и малых форм. Нет города, в котором памятник вождя не указывал бы путь в светлое будущее. Нет семьи, которая к торжественной дате не получила бы какое-нибудь изваяние из чугуна, гипса, кости или мрамора.

Поэтому не удивительно, что к подаренной скульптуре буревестника революции позже добавились фигурки еще нескольких писателей работы каслинских литейщиков.

В поисках уникальных изображений поэтов и писателей в том или ином материале, Маслениковский исходил музеи и художественные выставки Ленинграда и Москвы. Знакомство с некоторыми столичными скульпторами упрощало не только процесс постижения тонкостей художественного ремесла, но и значительно удешевляло покупку работ. Можно сказать, что за сорок лет коллекция собралась небольшая: двенадцать объемных фигур и 30 настенных медальонов - не так уж много. Но зато какие имена! В собрании Маслениковского работы украинского скульптора Ефима Харабета, ленинградцев Марка Сальмона и Льва Разумовского и т. д. Есть несколько фигур, которые могли бы украсить коллекцию любого музея мира.

Две скульптуры Льва Николаевича Толстого когда-то в Ленинграде были предложены ему знакомыми друга. Авторство 25-сантиметрового бюста писателя определялось личным клеймом бывшего российского скульптора Бернштама и датой отливки в парижской мастерской - 1911 год. А вот имя того, кто изваял Толстого, сидящего в кресле, предстояло еще установить. Для этого, собственно, и отправился счастливый обладатель двух скульптур на экспертизу в Русский музей.

Увидев работу неизвестного автора, искусствовед, специалист по скульптуре XIX века, от неожиданности едва не упала в обморок. Но, овладев собой, показала Маслениковскому идентичную работу из фондов Русского музея. Волнуясь дама сообщила, что такой скульптуры нет даже в музее Льва Толстого на Фонтанке и что известны только два экземпляра, которые находятся в собственности Русского музея в Ленинграде и Третьяковской галереи в Москве. Автором обоих является Илья Ефимович Репин.

И вот теперь, по всей вероятности, нашелся третий...

Косвенный признак того, что автор скульптуры из его коллекции и в самом деле Репин, отыскал и сам Сергей Маслениковский. Принадлежность Репина к реалистической школе не позволяла художнику идеализировать внешность писателя, поэтому он сделал все в полном соответствии оригиналу. Наверно, поэтому одно ухо в его работе оказалось ниже другого на восемь сантиметров.

Скульптура Толстого руки Бернштама тоже, судя по всему, стала настоящей сенсацией для Русского музея. Последнее приобретение из тех, что имелось в хранилище, датировалось 1898 годом. А та скульптура, что показал Маслениковский, - 1911-м.

Почему-то решив, что посетитель - коренной ленинградец, сотрудница музея умоляла его быть патриотом города и не сдавать скульптуры в комиссионный магазин...

Так же, по случаю, Сергею Израилевичу удалось купить Фигуру "Марафонского вестника", созданную в 1834 году Жаном Корто. Отдыхая у друзей в Николаеве, он услышал о том, что в одной местной семье хранится скульптура какого-то римского юноши, лежащего на боку.

- Пришлось приложить все свои дипломатические способности, чтобы получить разрешение рассмотреть скульптуру как можно лучше, - рассказывал Маслениковский. - В то время я работал на металлургическом заводе и хорошо разбирался в литье. Положил ее на бок и посмотрел, как она изготовлена. Выяснилось, что состоит из нескольких частей, спаяна и зафиксирована болтами. Но отливка своей тщательностью меня просто поразила. Юноша был атлетического телосложения. Держа в руках пальмовую ветвь, он возлежал на римской тоге, которая, ниспадая, устилала собой щит и меч. По ходу выяснилось, что друг мой, Володя Терещенко, который работал на судостроительном заводе, был дальним родственником владельцев этой скульптуры. А те, в свою очередь, приходились дальними родственниками бывшему сахарозаводчику Терещенко. Он-то и привез эту скульптуру из-за границы в свое имение в Херсоне.

Трех с лишним тысяч, чтобы заплатить за раритет, у меня не было. Кончилось тем, что Володя назанимал денег у всех своих друзей и добавил к той скромной сумме, которой я мог располагать. В тот же вечер я погрузил двухпудовую фигуру "марафонского вестника" в поезд и поехал домой. О покупке и о том, что буду проездом в Ленинграде, известил скульптора Марка Сальмона. Мне было очень важно знать его мнение. И когда он меня похвалил, было очень приятно.

В доме Маслениковских "Марафонский вестник" живет уже около 15 лет. Большинство работ в коллекции Сергея Израилевича тоже с долгосрочной "пропиской". Настоящий шедевр надоесть не может, - в этом коллекционер был убежден всегда. В зависимости от времени года или суток скульптура открывается какой-то неизвестной гранью. Каждый украшает жизнь по-своему. Семья Маслениковских не вписывается в общепринятый стандарт, предпочитая паре лишних костюмов маленький скульптурный шедевр. Им нет нужды удивлять мир. Если, увидев новую скульптуру в коллекции кто-то из приятелей восхищенно цокнет языком, этого достаточно, чтобы удовлетворить честолюбие коллекционера...

Справка "СК"

Сергей Израилевич Маслениковский родился в городе Гомеле в 1935 году. В 1953-м окончил школу. Имеет два высших образования: металлурга и историка. По окончании Томского государственного университета был приглашен в Алтайский государственный университет, в котором читал вспомогательные дисциплины на факультете истории - нумизматику, хронологию, источниковедение. Ныне на пенсии. Работает в Алтайском отделении Сбербанка России специалистом по драгоценным металлам.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость