Жизнь

Вертолет-салон

Эту "вертушку" многие называют визитной карточкой вертолетной эскадрильи Алтайского государственного предприятия "Алтайские авиалинии". Оно и понятно – ведь допуск на перевозку VIP-персон над западносибирским воздушным пространством имеет только наше предприятие. На днях этот Ми-8ПС-7 отметил дату - 19 лет работы в Алтайском крае. Хотя самой машине, собранной в Казани, 22 года. Дело в том, что раньше этот вертолет был в составе 235-го летного отряда в Москве (сейчас отряд переименован в ГТК "Россия"), возил членов советского правительства. После нещадной трехлетней эксплуатации машина прошла капремонт, после которого и оказалась в Барнауле. Правительственным чинам негоже летать на ремонтированных машинах. Так было заведено.

Эту машину тщательно готовили к прошлогоднему визиту на Алтай президента РФ Владимира Путина. Но вертолет-салон не понадобился. За неделю до прибытия Путина экипаж известили, что в распоряжение главы государства на Алтай прилетели четыре вертолета ГТК "Россия". А у "Алтайских авиалиний" был "позаимствован" другой вертолет - для перевоза ручной клади президента и его группы сопровождения.

А вообще, на борту этого вертолета (помимо местных VIP-персон) много кто летал. Как во времена советские, так и в нынешние. Это такие известные государственные деятели, как Николай Рыжков, глава правительства СССР, Михаил Соломенцев и Виталий Воротников, члены Политбюро ЦК КПСС, Сергей Степашин, бывший министр МВД РФ, другие официальные лица. Популярен вертолет-салон и среди деятелей культуры. Полеты последних приходятся в основном на 25 июля, на Шукшинские чтения. В 1999 году по дороге в Сростки в салоне лихо пел частушки известный режиссер Никита Михалков, а его песнопения слушали Лидия и Мария Шукшины. Еще не будучи губернатором, на этом вертолете частенько летал и Михаил Евдокимов. Литерный рейс с губернатором на борту был осенью этого года - в Республику Алтай, на годовщину землетрясения.

Перевозка VIP-персон - дело ответственное и нервное. Ведь все люди ведут себя по-разному. А тут - целый салон "випов". Каждый из них командир. И пассажиры иногда забывают, что настоящий командир - в кабине. Поэтому иногда случаются казусы. Как-то одному чину захотелось расширить географию полета над алтайской житницей. Командир запросил базу: "Пассажир настаивает лететь дальше". Командиру в ответ: "Вертолет до заката должен быть на аэродроме". (Время работы вертолета-салона - от рассвета до заката. - Прим. авт.). В общем, командир экипажа тогда не выполнил приказы неугомонного "пассажира" (так называют всех "випов" в эфире), прилетел на аэродром вовремя, до заката.

Подобная история произошла и во время полета мэра Москвы Юрия Лужкова. Тот, побывав на мраморном разрезе в Ельцовском районе, прилетел в Бийск. Тут начался страшный снегопад. Видимость - ноль. А мэр приказывает лететь в Чойский район Республики Алтай. Экипаж не подчинился требованиям столичного мэра. Уже потом, в "Новостях", летчики услышали, что в тот день в Бийске за два часа (!) выпала месячная норма осадков. Хорошо, что не подчинились.

Подобные приказы "пассажиров" заканчиваются иногда трагедиями российского масштаба. После того как в 2002 году разбился вертолет, на борту которого были Александр Лебедь, губернатор Красноярского края, члены его команды, увеличились "требования к требованиям" перевозок высокопоставленных пассажиров литерными рейсами. После другой трагедии, в 2003 году, когда на Камчатке разбился вертолет с губернатором Сахалина и его командой, эти требования ужесточились еще больше.

Но одно дело инструкции на бумаге, совсем другое - атмосфера в самом вертолете-салоне. "Бывают такие рейсы, - говорит Виктор Негонов, командир экипажа вертолета-салона,- что уже в полете знаешь - придется писать объяснительную, по каким причинам не выполнил требования "пассажиров".

Но в основном пассажиры - нормальные люди, без бзиков. Некоторые в знак благодарности даже преклоняют колени перед профессионализмом летчиков. Другие кричат троекратное "ура" экипажу.

Сами же пилоты вертолета-салона называют настоящими пахарями своих коллег с других вертолетов, не "салонных". Ведь на Алтай VIP-персоны прилетают не так часто. Может, оно и к лучшему…

На всякие "пожарные "

В хвосте вертолета-салона есть укромное местечко, где стоят три пары широких охотничьих лыж. Это на случай непредвиденной посадки. Также на борту имеется НЗ. Но непредвиденных посадок у нашего вертолета-салона (тьфу-тьфу) не было.

Места высокопоставленных пассажиров

В 2000 году на авиашоу в Новосибирске автор этих строк побывала в вертолете-салоне. Как не сделать фото на память? Плюхнулась в самое удобное кресло, за столиком. Оказалось - в "яблочко"!

Дело в том, что все чины высшего ранга садятся имено в это кресло - лицом по направлению полета. А сопровождающая группа "випов" - "ютится" в креслах вдоль самого салона вертолета. Пассажирских мест - семь.

Кстати, кроме комфортных кресел в вертолете есть еще одно удобство - биотуалет. Чем вертолет хуже импортных автобусов?!

Трап

У обычных вертолетов дверь выдвижная. У "салона" - трап.

Годы службы

Вертолету-салону положено в год налетать 130 часов. Наш налетал (с начала эксплуатации) 3400 часов. Это за 19 лет работы.

Капитальный ремонт вертолет-салон проходит один раз в пять лет. Или когда налетает полторы тысячи часов. Последний раз вертолет-салон проходил капремонт в 2000году, на Новосибирском авиаремонтном заводе (НАРЗ).

Календарный срок службы вертолета-салона - 30 лет.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость