Отец Иоаким напомнил собравшимся о том, что созыву Всезарубежного пасторского совещания предшествовала встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с иерархами Русской православной зарубежной церкви. По мнению протоиерея Лапкина, уникальность этого события переоценить сложно. Гонения на церковь и массовая эмиграция соотечественников, начавшиеся после революции, заставили Московскую патриархию задуматься об оказании духовной помощи беженцам из России. В это время за рубежом было создано Высшее церковное управление, которое в свою очередь могло организовывать структуры, руководящие жизнью православных общин вдали от Родины.
Территориальное разделение церкви усугубили политические разногласия. Раскол начался с декларации, подписанной под давлением власти в 1927 году митрополитом Сергием. Согласно принятому документу продемонстрировать лояльность богоборческой власти надлежало и православным приходам зарубежной церкви...
Теперь, когда в России церковнослужители не испытывают гонений, есть условия для устранения и внутренних препятствий для объединения всех православных, которые появились за 70 с лишним лет разобщенной духовной жизни. Для того чтобы Русская православная зарубежная церковь позволила своим прихожанам причащаться в храмах Московской патриархии, нужно устранить внутрицерковные препятствия. Инициатором воссоединения выступил архиепископ Берлинский и Германский Марк. Эмигранты из России составляют 90% прихожан православных приходов Германии.
О том, какие препятствия для объединения усматривает Русская православная зарубежная церковь, и шел разговор на Всезарубежном пасторском совещании. 160 священнослужителей, приехавшие из разных приходов, в том числе - из церквей Московской патриархии, обсуждали условия, при которых это воссоединение возможно.
Со слов протоиерея Иоакима, видимых препятствий, по меньшей мере, три. Первое препятствие потребует от Московской патриархии признать факт подписания "Декларации о лояльности" 1927 года митрополитом Сергием, заместителя местоблюстителя Патриаршего престола, предательством по отношению к памяти мученикам и исповедникам церковным и осудить его. Вторым является участие Московской патриархии в экуменическом движении, что противоречит канонам православия, поскольку совместная молитва с иноверцем влечет за собой отлучение от церкви. Третье препятствие, которое мешает объединению, несоблюдение всеми приходами православной церкви, имеющими отношение к Московской патриархи, канонического требования крещения полным троекратным погружением.
Чтобы воссоединение стало взвешенным и всесторонне обдуманным решением, участники Всезарубежного пасторского совещания создали комиссию. Три архиерея и четыре священнослужителя должны будут вести диалог по устранению противоречий на пути к объединению православного мира.
Прокомментировать значение этого события мы попросили заведующую кафедрой теологи АГУ, кандидата философских наук Марину Волобуеву:
- Марина Маратовна, это собрание и в самом деле - первая попытка возможного воссоединения Русской православной церкви?
- В определенном смысле правы те люди, которые говорят о премьерности этого мероприятия. Расколы Русской православной церкви, начавшиеся в 20-х годах XX века, обескровили, а "Декларация о лояльности", подписанная митрополитом Сергием в 1927 году, очень навредила ее авторитету. Все эти годы зарубежная церковь выступала в качестве образа альтернативного института истинного православия. И потому попытка начать переговоры об объединении уникальна и удивительна.
- Во время прошлогодней своей поездки в Америку президент Владимир Путин передал митрополиту Лавру, первому иерарху Русской православной зарубежной церкви, приглашение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II посетить Москву. Зачем светской власти понадобилась роль посредника в наметившемся процессе воссоединения РПЦ?
- Наметившаяся программа диалога имеет контекст сотрудничества. И светская власть заинтересована в укреплении культурных связей, демонстрации мировому сообществу нормальных демократических процессов, происходящих в российском обществе. А восстановление мирного диалога внутри конфессии сказывается на создании положительного образа нашей страны.
- Как вы думаете, есть ли возможность преодолеть церемониальные разногласия в проведении церковных таинств и обрядов?
- Требование покаяния от Московской патриархии в отношении декларации, подписанной митрополитом Сергием в 1927 году, и крещения полным погружением - на мой взгляд, это внешние причины, оттягивающие возможное объединение. Сама "Декларация о лояльности" была подписана в условиях, когда РПЦ находилась на грани уничтожения. Непонимание между церковной и светской властью наметилось еще при патриархе Тихоне. Оно касалось кампании по изъятию церковных ценностей и обращения Патриарха по поводу прекращения кровопролития и братоубийственной войны, которое в 1918 году Советская власть расценила как анафему. И после смерти Патриарха Тихона отношения не наладились. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр Крутицкий уже через два месяца был арестован и, как стало известно позже, расстрелян в 1937 году. Назначенный на это место митрополит Сергий был вынужден подписать "Декларацию о лояльности" потому, что к этому времени было расстреляно около 40 тысяч священнослужителей. К концу 20-х годов на территории России в живых осталось только четыре архиерея.
Отказ митрополита Сергия подписывать эту декларацию повлек бы за собой очередные репрессии. Внешняя лояльность властям заставила Сергия испить чашу позора, но сохранить оставшихся священнослужителей. В 1943 году, когда его назначили Патриархом всея Руси, были открыты семинарии, возвращены некоторые храмы.
- Станет ли экуменическое движение серьезным тормозом для возможного объединения Русской православной церкви?
- Представители РПЦ вошли туда по настоянию Советского правительства после Второй мировой войны, когда был образован Всемирный совет церквей. Представительство в экуменическом движении давало единственную возможность быть представленным на международном уровне. Русская православная зарубежная церковь обвиняла Московскую патриархию в предательстве, пособничестве КГБ и светской власти. Но если православная церковь за рубежом жила в условиях лояльности демократических законов США, то Московская патриархия пережила тяжелые испытания. Вхождение в экуменическое движение было продиктовано необходимостью соблюсти международную этику. Ни на литургическую традицию, ни на материальное благосостояние это движение серьезного влияния не оказало.
- На каких условиях, по вашему мнению, воссоединение возможно?
- Присоединение Русской православной зарубежной церкви к Московской патриархии возможно на условиях автономии. Это означает - находиться в ее составе, но иметь право на собственное финансирование и на кадровые перемещения с согласования Патриархии. Сейчас Русская православная церковь зарубежья все финансовые решения принимает сама. Если она войдет в состав даже на условиях автономии, это будут зарубежные территории, которые окормляет Русская православная церковь.
- Может ли процесс реформирования РПЦ привести к новому расколу в ней?
- Что касается возможных расколов, на территории России действует Русская православная свободная церковь. Это - зарегистрированное объединение, которое всегда было в оппозиции к любой власти и до сих пор демонстрирует свою независимость и от Московской патриархии, и от старообрядческих общин. А когда в нашей стране появились первые приходы Русской православной зарубежной церкви, в частности, Ишимо- Сибирская епархия во главе с архиепископом Евтихием, некоторые общины Русской православной свободной церкви перешли в состав зарубежной. Так что если произойдет воссоединение даже на правах автономии, очень может быть, что некоторые общины не захотят подчиниться Московскому патриархату РПЦ.
- Как ожидаемое реформирование отразится на семейных устоях членов РПЦ и финансовом состоянии ее церкви?
- Любое объединение способствует снижению конфликтности. При воссоединении, видимо, придется учитывать различия в устройстве церковных отношений. Если в Московской патриархии глава прихода - священнослужитель, а церковный совет подчиняется настоятелю храма, то в Русской православной зарубежной церкви другая этика. В финансовых вопросах священнослужитель не имеет решающего голоса. Всем руководит совет мирян или совет прихода.
При восстановлении единства придется учитывать разницу и в процедуре церковных обрядов. Если Русская православная зарубежная церковь крестит полным погружением, то храмы, которые удалось вернуть церкви на территории РФ, имеют либо разрушенные купели, или не имеют их вовсе. А для того чтобы все это унифицировать, подчинить санитарным нормам, понадобится время.
- Будет ли проведена реформа церкви и усилится ли ее влияние во властных и политических структурах?
- Можно предположить, что будет решаться вопрос по поводу объединения епархий и приходов Русской православной зарубежной церкви, которые пока сосуществуют параллельно. Возможно, они войдут в состав епархий, подчиненных Московской патриархии. Но у них есть свое финансирование, свои покровители, симпатии властных и политических структур. Представители зарубежной церковной элиты наверняка войдут в состав Синода и будут представлены в фондах, комитетах и других общественных организациях России.
Возможно, реформа коснется централизованного управления. Поместные соборы, которые проводились под патронажем светской власти 40-х годов, вводили Устав, где превалировал абсолютный централизм, а приход и миряне лишались определенных прав.
Но процессы, связанные с возрождением конфессионального многообразия на территории нашей страны в любом случае будут подталкивать Русскую православную церковь к укреплению своих позиций. Церкви будет необходима поддержка власти, поэтому диалог с нею, скорее всего, продолжится.
Самое важное - в нашем Telegram-канале