Жизнь

Вверх по карьерной лестнице

Что такое резюме, сегодня, очевидно, известно всем. Но далеко не каждый из тех, кому приходилось составлять собственную "визитную карточку" для работодателя, может с полной уверенностью сказать, что сделал это правильно. А ведь первое впечатление о себе невозможно создать во второй раз, и шанс преуспеть с помощью резюме есть только в тот момент, когда его читают впервые. Сегодня мы расскажем о некоторых приемах, используя которые автор резюме может заинтересовать работодателя и получить приглашение на личную беседу с ним.

Агентство нам поможет

В принципе можно не ломать голову, самому составляя резюме (от французского resume - краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного; краткий вывод, заключительный итог чего-либо), а пойти прямиком в какое-нибудь кадровое агентство. Недавно в одном из таких агентств довелось услышать, как клиенту сообщили буквально следующее: "С такими данными и отсутствием опыта работы, шансов у вас практически нет. Но вот если мы подготовим вам резюме, хорошая работа очень скоро сама найдет вас. Подумайте, это стоит всего-то 80 рублей!". Сотрудникам кадровых агентств действительно можно доверять, ведь они уже набили руку в составлении резюме, ими "обкатаны" на практике, наверное, все существующие техники и методики, которые только можно найти в книгах и сети Интернет.

Однако не все специалисты считают, что обращение за помощью в кадровое агентство является наилучшим способом. Например, по мнению Светланы Кудрявцевой, психолога краевого центра профориентации, резюме, составленное непосредственно соискателем вакансии, позволяет работодателю делать очень важные выводы - о стиле, логике подачи информации, проанализировать навыки письменного изложения кандидата, в том числе его грамотность. В рекрутинговом агентстве "Персонал" нам сообщили, что нередко руководители фирм просят предоставить сразу два резюме - составленное собственноручно и в агентстве. Это помогает директорам компаний лучше узнать человека. С подобными доводами нельзя не согласиться, ведь резюме - это в первую очередь инструмент самомаркетинга, самопрезентации, своеобразный рекламный проспект, аттестующий человека как именно того специалиста (и личность), который требуется на вакантную должность.

Три типа резюме

В настоящее время наиболее широко распространены три типа резюме - хронологическое, функциональное и комбинированное.

В хронологическом резюме последовательно показывается весь опыт работы соискателя. Больше шансов на успех, если в таком резюме отражен карьерный рост кандидата в компаниях, названия которых известны потенциальному работодателю. Составляется хронологическое резюме следующим образом:

1. Имя, отчество, фамилия.

2. Цель. В этом разделе указывается должность, на которую претендует автор резюме, дается короткое пояснение, почему.

3. Дата рождения.

4. Телефон (контактный, домашний, мобильный, другие средства связи - номер пейджера, факса, адрес электронной почты).

5. Адрес (указывается прописка и адрес фактического места проживания).

6. Семейное положение (наличие детей указывается в данном разделе).

7. Образование. В этот раздел необходимо включить итоговую информацию об образовании в хронологическом порядке: даты начала и завершения обучения, названия учебных заведений, факультетов, полученную специальность и степень. Можно также отметить особые академические достижения. Этот раздел можно использовать, чтобы дополнить раздел "Цель", выдвинув на первый план специальные навыки и знания, которые автор резюме приобрел на спецкурсах или семинарах.

8. Опыт работы. Это основной раздел, наверное, наиболее интересный работодателю. Лучше составлять его в обратном хронологическом порядке, то есть с последнего места работы. Указываются даты начала, окончания и период времени работы, название организации (возможно, с указанием сферы деятельности), должности, затем кратко описываются производственные обязанности и достижения. Вещи лучше называть своими именами и не путать, как это часто бывает, обязанности с рабочими операциями (например, "отправка электронной почты и факсов клиентам"). Также важно мотивировать причины ухода с предыдущих мест работы.

9. Профессиональные навыки. Описываются навыки, приобретенные в период трудовой деятельности, уровень владения компьютером с указанием названий программ, знание языков: "профессионально", "свободно", "технический", но ни в коем случае не "английский в пределах разумного" или "чтение со словарем".

10. Дополнительная информация. Этот раздел не относится к обязательным, но некоторые работодатели знакомятся с ним довольно внимательно. Здесь указывается наличие загранпаспорта, водительских прав, интересов и увлечений.

11. Личностные качества. Описываются основные черты характера, отражаются по две слабые и сильные черты. Однако следует знать меру. Самооценки типа "интеллектуал, креативный, самомотивирован" могут быть расценены работодателем как необоснованное бахвальство.

12. Рекомендации. Указываются фамилии и координаты нескольких людей с прежних мест работы.

13. Зарплатные ожидания. Нужно назвать ориентировочную сумму или конкретную сумму ежемесячного заработка, на которую претендует автор резюме.

Второй тип "визитной карточки" - это функциональное резюме, которое станет лучшим вариантом для "соискателей в возрасте". Главным его отличием от хронологического резюме является отсутствие привязки к конкретным датам. В таком резюме основной акцент делается на профессиональные навыки, знания и опыт. Лучше использовать побольше слов типа "создавал, основал, контролировал, внедрял, решил, руководил, устранял, планировал, исследовал".

И, наконец, комбинированное резюме. В нем объединяются лучшие и наиболее яркие элементы двух предыдущих типов. Последовательность разделов может быть произвольной. Образование можно вынести в начало, если это является обязательным квалификационным требованием к должности, если же для работодателя прежде всего важен опыт работы, начать можно именно с него.

Есть еще одно важное дополнение, касающееся содержания резюме. Если человек претендует на несколько вакансий, ему при устройстве на работу не стоит засорять свою автобиографию фразами типа "могу работать с оргтехникой, менеджером по персоналу или ремонтировать телефоны в офисах". Лучше всего составить отдельное резюме для каждого случая. Подумаем о форме

О том, как должно выглядеть правильно составленное резюме, мы попросили рассказать Анну Митрофанову, директора рекрутингового агентства "Персонал":

- Есть несколько важных правил, о которых непременно следует помнить составителям резюме. Содержание резюме должно быть кратким, но предельно информативным. Лучше всего, если его объем не будет превышать одного листа. При этом резюме должно содержать полные названия должностей и фирм, где раньше работал соискатель, а не аббревиатуры. Дело в том, что, как показывает практика, работодатели на ознакомление с одним резюме, особенно, когда их поступила целая кипа, тратят не более полминуты. Затем резюме либо отправляется в мусорную корзину, либо откладывается к "визитным карточкам" тех людей, которые в дальнейшем, возможно, будут приглашены на собеседование.

Чтобы не раздражать работодателя, не стоит пичкать резюме различными оформительскими "наворотами". Резюме должно быть оформлено в одном стиле, что делает его удобным для чтения. Заголовки лучше выделить с использованием полужирного шрифта. При выборе шрифта можно остановиться на наиболее распространенных гарнитурах Times New Roman или Arial с размером шрифта от 10 до 14. Постарайтесь использовать для печати качественную белую бумагу стандартного формата А4. Оригинал распечатывается только на одной стороне листа. Более официальный вид "визитной карточке" придадут поля.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость