Жизнь

Ясен Перец!

В селе Озёрки Тальменского района главная зимняя достопримечательность - восьмиметровая ледяная горка многоразового использования. Есть тут ещё неожиданный на первый взгляд памятник погибшим подводникам “Курска” и часовня, которая стоит прямо во дворе частного дома. И горка, и памятник, и часовня - дело рук местного умельца Ивана Перца.

Горка, сделанная Иваном Перцем, - единственная в Озёрках. Как только начинается зима, местная ребятня ни на шаг не отходит от мастера: “Дядя Ваня, когда горку зальёшь?”

- Я отвечаю: “Как только ваши родители придут помогать, так и будем заливать”, - смеётся Иван. - Но каждый год получается так, что я один лезу на горку с лейкой и заливаю. Хоть радость детворе будет.

Горка высотой примерно восемь метров особенная - с деревянным каркасом. Раньше она стояла прямо возле дома Ивана. Деревенский мастер соорудил зимний аттракцион так, что горка оказалась с лихими поворотами. И, разгоняясь, дети катились ещё далеко по дорожке.

- В этом году решил перенести горку к водокачке, - говорит Иван Перец, - сделал её без поворотов, прямой, но высокой.

Строитель

Прямо во дворе дома у Перца стоит часовня. Построил он её давно, ещё в конце 80-х.

- Я как-то поехал отдыхать в санаторий, - рассказывает дядя Ваня. - В газете прочитал, что один из местных жителей построил в своей ограде часовню. Я тогда работал строителем. Мне стало интересно посмотреть на это “чудо”. Приехал, увидел. “Чудо” оказалось сделано топорным способом. Часовенка маленькая, неуклюжая. Даже обидно стало - такие вещи надо с душой делать!

Приехав домой, Перец взялся за работу: пилил, строгал… вот уже и стены часовенки были готовы. Осталось только купол поднять.

- Пока я купол обшивал, он у меня на земле стоял, никто его не видел, - вспоминает Иван. - Потом позвал знакомого, он с помощью крана его установил. Купол вышел что надо - почти двухметровый, покрытый золотой пудрой.

Но в деревне инициативу Перца не одобрили. Старушки стали бранить мастера: где это видано, в ограде часовню ставить? Жена Ивана разволновалась: “Ты хоть крест сними, что ли, не то сожгут дом!”

За сооружение часовни Перца вызвал к себе глава сельсовета.

- Он мне признался, что ему самому часовенка очень понравилась, но вот старики никак угомониться не могут - жалоба за жалобой, - рассказывает Иван. - Я в этот же день собрался и поехал в Тальменку, в церковь, к батюшке.

Батюшка внимательно выслушал Перца. Сказал, что если часовенка построена по всем правилам, правильно установлен крест, тогда почему бы ей не быть.

- Ведь раньше сколько часовен было за деревнями, даже на дорогах стояли! - говорит народный умелец. - Внутри - иконостас. Люди могли зайти, помолиться.

Батюшка даже согласился освятить часовню Перца. Вот только церковь тогда была очень бедной, ехать священнику из Тальменки в Озёрки было не на что. Разбирать часовню Перец не стал. Со временем старушки успокоились и, даже проходя мимо, крестились. И до сих пор некоторые крестятся.

Моряк

Иван Перец в своё время служил на атомной подлодке на Северном флоте. Даже попадал в разные критические ситуации. Узнав о гибели моряков, житель Озёрок решил по-своему увековечить их память.

- У моего знакомого, бывшего речного мичмана, в огороде стоял якорь, - рассказывает Иван. - Я подумал: что же такая вещь без дела пропадает. Утащили якорь к моему дому. Установили на пригорке. Потом каменные глыбы привезли, цепи нашли. Штурвалом стало колесо от телеги…. А на розе ветров сделал надпись “К-141” .

В планах у Ивана Перца установить здесь ещё и обелиск, сделать на нём рисунок с морскими чайками, волнами и какую-нибудь символичную подпись.

- Я узнавал, такой обелиск будет стоит 12-14 тысяч, - вздыхает Иван. - Где ж мне взять такие деньги? Конечно, нас, флотских, тут в Озёрках человек тридцать всё равно найдётся, можно было бы скинуться. Да кто станет… Хочу вот поехать в Барнаул в крайвоенкомат, может, поймут мою идею и помогут.

Самоваровладелец

Дома у Ивана хранится целая коллекция старинных самоваров. Один вятский, все остальные тульские. Около 20 самоваров царских времён - и почти все в рабочем состоянии. На семейные праздники Перцы пьют чай только из них. А самый большой - двадцатилитровый самоварище - коллекционер постоянно даёт в райцентр на празднования проводов зимы.

- Это что, двадцатилитровый, - говорит Иван, - вот я когда в Славгород ездил, там во дворе одного дома видел такой самоварище - ростом с человеческий рост! Он стоял сверху над душевой. Хозяева, видимо, мылись из него. Литров сто воды в него точно входит! Вот его бы сейчас в эту комнату!

Самый старый самовар из коллекции Перца датируется 1868 годом. Есть и экземпляр, который должен был, судя по всему, “уйти” за границу, в Персию. На нём нарисован шатёр и выбита надпись “Его императорскому величеству шаху персидскому”. А рядом, видимо, та же самая надпись, но уже по-персидски.

Самовары Иван собирал по всем деревням.

- Тогда пошёл бум сдавать самовары на металл, - вспоминает дядя Ваня, - килограмм меди стоил 3 рубля. Я давал две-три цены, чтобы выкупить антиквариат. С одной бабушкой договорились, что она продаст мне самовар. А денег на работе тогда не давали, рассчитают нас мясом - и всё! Я повёз этой бабушке целую ляжку мяса. А она ещё и возмущалась: давай, говорит, ещё на хлеб! Пришлось отдать. Вредная такая оказалась.

Селекционер-любитель

Энергии мастера, судя по всему, хватило бы на всю деревню. Во дворе Иван Перец сделал небольшой пруд, выложил его камнями, запустил туда рыбёшек. Летом возле этого пруда собираются все местные моряки - День флота отметить да почтить память подводников с “Курска”. А в огороде Перец сделал небольшой бассейн - специально для местной ребятни. Рядом с бассейном - грядки. Родные ругаются: не столько съедят, говорят, сколько вытопчут... А дядя Ваня рад, когда у него детвора резвится.

Несколько лет подряд Иван Перец занимался ещё одним необычным делом - пытался привить кедр к сосне. Три года подряд прививка не приживалась.

- А в этом году взялась, - радуется дядя Ваня, - ещё несколько лет - и пойдёт отдельный ствол кедрача. А лет так через сорок и шишки можно будет собирать!

Ольга Ведерникова

Иван Перец родился в 1952 году на Украине. В 1959-м семья переехала на Алтай. Здесь Иван закончил школу, отсюда ушёл служить на Северный флот. После службы сразу устроился работать строителем. Всю свою жизнь интересовался стариной- собирал иконы, самовары.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость