Жизнь

"Желтая ветка" бурханистов

На прошлой неделе в окрестностях Горно-Алтайска прошел массовый молебен приверженцев Белой веры (бурханизма).

К бурханистам относится основная часть алтайцев. Массовые молебны в Республике Алтай проводится два раза в год: весной - "Jажыл буур" ("Зеленая ветка") и осенью - "Сары буур" ("Желтая ветка"). Традиционно молебен проводится на природе при восходе солнца. В молебне принимают участие все желающие.

Бурханизм возник в Горном Алтае на рубеже XIX и XX веков. В новой вере переплелись шаманистские и ламаистские черты. Важнейшим постулатом бурханизма является отказ от кровавых жертвоприношений, которые были неотъемлимой частью шаманского ритуала. Вместо них вводилось возжигание можжевельника, кропление молоком или маслом, повязывание на деревья белых лент или конского волоса, возложение цветов на жертвенники. Бурханисты почитают дух Хозяина Алтая и духов горных перевалов и источников.

Одна из самых трагических страниц истории алтайского народа также связана с бурханизмом. Новая религия, распространявшаяся среди алтайцев, была враждебно воспринята местным русским населением и православными священниками. В 1904 году с благословения епископа Бийского Макария сотня полицейских и около тысячи русских крестьян напали на мирных алтайцев-бурханистов, собравшихся на массовый молебен в урочище Теренг. После расправы над участниками молебна в селах произошли погромы домов бурханистов. Однако позже захваченные бурханисты были оправданы судом, а прогрессивная российская общественность осудила действия погромщиков.

Тем не менее до сих пор вопрос оценки их действий остается спорным. Так, в конце 1990-х годов епископ Макарий был канонизирован Русской Православной Церковью как местночтимый святой. В то же время некоторая часть алтайцев до сих пор требует от РПЦ покаяния за репрессии в отношении бурханистов в начале ХХ века.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость