Жизнь

Журналистская революция на Алтае

Барнаул - из тех городов, в которых тайн не бывает. Поэтому когда в ноябре 2004 года в некоторых местных газетах вдруг появились грязные статьи о независимом депутате Госдумы, одном из лидеров оппозиции Владимире Рыжкове, подписанные незнакомыми фамилиями, среди газетчиков моментально распространилась информация, что из Москвы "приехали пиарщики мочить депутата Госдумы от Барнаула".

Нам эта акция показалась поначалу какой-то ненастоящей, странной. Удивило не то, что Москва решила испортить репутацию честному человеку. Нет, к этому мы уже начинаем привыкать. Удивило другое – нетехнологичность акции. Во-первых, материалы размещались в малотиражной (около 1000 экземпляров), выходящей от случая к случаю газете, имеющей репутацию рупора ветеранов спецслужб. Во-вторых, публикации воспринимались теми из горожан, кто знает фактическую сторону дела, как неумная пародия на аналитику.

Поначалу среди журналистов господствовала версия, что таким  малобюджетным с точки зрения расходов и таким неталантливым способом столичные специалисты осваивают бюджеты, выделенные на борьбу с зародышами будущей оранжевой революции в России, среди потенциальных вождей которой значится и тот самый депутат Госдумы от Барнаула.

Но спустя непродолжительное время фарс стал приобретать более масштабные очертания: на площади появился странный пикет с плакатом, где среди фотопортретов известных террористов было размещено изображение Рыжкова, а пиарщики стали искать выходы на серьезные СМИ, в том числе и на издания "Алтапресса". В случае с нами это выглядело так. Заместитель мэра города – выходец из спецслужб – пригласил директора нашего издательского дома Юрия Пургина на чашку кофе в одно из городских кафе и там познакомил, моментально покинув место встречи, с московским специалистом, который начал говорить от имени Кремля. Москвич объяснил, что если флагман "Алтапресса" газета "Свободный курс"  станет участником  кампании по публикации пропагандистских материалов, которые ей будут предоставлены, то проблем с бизнесом у издательского дома не будет. Если же мы попытаемся сохранить нейтралитет в "этой войне" или - хуже того – выступим не на стороне власти, то наше дело будет раздавлено. По нашему бизнесу проедет каток. Угрозы были восприняты как серьезные, но эмиссар получил от нас отрицательный ответ.

Мы допустили мысль, что заместитель мэра, подведший к московскому специалисту, не подозревает о том, какие грязные замыслы реализуют в нашем городе "пиарщики Кремля". Битые неоднократно этой властью мы опять проявили наивность! Мы решили на следующий день уже вдвоем сходить в городскую администрацию и просветить одного из ее руководителей. Ага - просветили! Выяснилось, что заместитель (выходец из спецслужб) посвящен во все детали и тонкости кампании. Он в расширенном варианте повторил угрозы, заявив, что надо согласиться с предложением.  Это он как земляк землякам добрый совет дает, хотя понимает, чем это пахнет. И что кампания в Барнауле – это не частный случай с отдельным оппозиционером, а знак поворота политики России. Кто не замечает это знака – тот повторяет печальную судьбу тех, кого в грубой форме нагибают и…

В заключении он выложил перед нами четыре материала на выбор – чтобы мы напечатали хотя бы один, иначе бульдозер пойдет по "Алтапрессу". Таким образом, в течение двух дней представители двух ветвей власти – московские и барнаульские - открыто высказали агрессивные намерения в отношении нашей кампании и нас лично. На этой встрече все предложения тоже были отвергнуты. На что мы надеялись? Наверное, и на русский авось тоже. Но наш предыдущий опыт говорил, что давлению можно противостоять. Если твои позиции надежны, а финансовая репутация – чиста.

Как действовать дальше? Не обращать внимания? Предпринять меры по сохранению возможности деятельности предприятия в случае реального перехода от  угроз к действиям типа маски-шоу? Написать заявление в прокуратуру? Вариантов перебрали множество.

И все они нас не устраивали или неэффективностью, или растянутостью по времени! Но главное – мы как бы принимали правила игры напавших!

А они не бездействовали. Мы узнали, что аналогичные беседы велись и с некоторыми другими журналистами и редакторами. Некоторые сломались или купились на обещанные деньги. Но мы знали настроения большинства коллег, которым не по душе было то, что творили приезжие в городе и в некоторых редакциях. Конечно, протест репортеров оставался внутри ньюсрумов, на страницы и в эфир ничего не приникало, кроме материалов, одобренных эмиссарами.

В этой ситуации мы решили раскрыть подоплеку творящихся в городе дел и подготовили открытое письмо, которое озаглавили "Пресса против оболванивания народа".

"В нашей стране к  бесспорным завоеваниям еще недавно было принято относить свободу мысли, свободу высказывания этих мыслей и свободу печати (возможность через СМИ доносить эти мысли до народа).Все это может уйти в прошлое, если общество так же безропотно, как сегодня , позволит наступать тоталитаризму, где мышление по принципу "кто не с нами, тот враг народа" вновь  станет нормой.

Свобода слова - это не привилегия телевидения, радио, газет. Это то, что необходимо всем людям перед набирающей силой бюрократией", - писали мы, рассказывая о фактах давления на алтайскую прессу.

Это заявление в первый день сбора подписей подписали сотрудники "Алтапресса", и - что самое поразительное – больше половины штатного творческого состава государственной телерадиокомпании. Всего под текстом подписались около 130 человек (в различных СМИ города Барнаула работает примерно 200 человек). Текст с подписями с согласия участников акции мы напечатали в "Свободном курсе".На сайте Центра экстремальной журналистики письмо журналистов Алтая подписало еще более 400 человек со всей России. Но  эта акция имела не только внутрироссийский резонанс: благодаря "Time" и "Газете выборча" она вышла за пределы России.

Наши противники явно не ожидали такой несимметричной реакции. Да, после паузы кампания снова продолжилась… Появляются до сих пор явно подготовленные эмиссарами публикации в государственной прессе, в изданиях, контролируемых местными олигархами…Зато журналисты убедились, что грубая сила не всё может сломать. Натиску можно противостоять, если честно вести себя по отношению к читателю, зрителю, слушателю. И в наши дни журналистам  можно пристойно вести себя, отстаивать свои права. Для этого требуется защищать свободу слова и свободу печати от хамства и давления.

Впрочем, история не закончилась. Пока существует реально независимая пресса, она будет подвергаться атакам со стороны таких вот "московских специалистов" и их хозяев. Но мы чувствуем, что вышли из той ситуации с правильным ощущением моральной правоты. И это чувство есть в нас не только потому, мы получили формальные знаки солидарности в виде диплома Союза журналистов России "Честь и достоинство", звания "Люди года" от "Новой газеты". Мне приятно воспоминание о том чувстве, которое возникло, наверное, не только во  мне, когда я узнавал, что под заявлением подписывываются репортеры, однозначно получившие запрет не делать этого от руководства своего издания. Ведь опираться можно только на то, что сопротивляется. А диктату среда пока что еще сопротивляется. Это доказано и на Алтае.

Владимир Овчинников,
главный редактор газеты "Свободный курс".
10.08. 2005 года.

В 2005 г. поистине прославились в западном общественном мнении алтайские журналисты, которые отказались участвовать в грязной кампании по дискредитации Владимира Рыжкова. Как писала по этому поводу британская "Financial Times", "алтайские журналисты нашли в себе силы выступить в защиту принципов, на которых должна строиться журналистика и которые, будем надеяться, в России поддержит все больше и больше людей". Об этом мужественном поступке алтайских журналистов пишет и обозреватель "Suddeutsche Zeitung" Д. Бресслер и другие западные издания.

Цитируется: по докладу "Что знают на Западе об Алтайском крае и Барнауле"  к.и.н., доцента кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского госуниверситета Вячеслава Козулина.

В докладе проанализированы материалы западной прессы, в которых упоминаются Алтайский край и город Барнаул (БАНКФАКС. 10.07.08 Г.)

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость