Ну и что с того нам, далеким от этой профессии людям? Александр Сорокин, председатель комитета по внешним связям Алтайской коллегии оценщиков, руководитель группы компаний “Русский Сокол”, ответил на этот вопрос так:
- Услуги оценщиков необходимы многим и в самых разных ситуациях. Если вы оформляете ипотеку, то оценка приобретаемой недвижимости - обязательное условие при заключении договора. Оценка имущества обязательна при оформлении наследства и брачного договора. Правоохранительные органы обращаются к оценщикам, чтобы установить сумму ущерба или похищенного имущества. Для предпринимателей оценка нужна при залоге имущества в банк, при купле-продаже бизнеса, по запросу акционеров и учредителей. То “безвременье”, в котором оказались оценщики, открывает простор для действий недобросовестных специалистов. Если к июлю 2007 года - сроку прекращения ранее выданных действующих лицензий - закон о саморегулировании и реестр организаций не появятся, то наша деятельность будет незаконна.
Клиент уже страдает
- Инициатором отмены лицензирования был председатель комитета по собственности Госдумы РФ Виктор Плескачевский. По его словам, саморегулирование должно повысить ответственность специалистов и качество оказываемых услуг. Но сегодня качество не только не улучшилось, но и значительно снизилось. Министерство имущественных отношений и комитет по имуществу уже не контролируют оценщиков, кроме тех случаев, когда дело касается федерального или муниципального имущества. В остальных случаях качество работ остается на совести самого оценщика. Функции контроля возложены на саморегулируемые организации, которых нет. Некоммерческие партнерства (Алтайская коллегия оценщиков, например) реальных рычагов воздействия на недобросовестных коллег не имеет.
Поэтому отчеты при оценке приобретаемой недвижимости по договору ипотеки готовятся зачастую формально. Работа оценщика по упрощенным схемам иногда приводит к неприятностям. К примеру, оценка частного дома была проведена оценочной компанией без выезда на место. Когда служба безопасности банка решила перепроверить данный объект, то по указанному адресу нашла вместо указанного в отчете двухэтажного коттеджа с евроремонтом избушку-развалюшку. Оценщик просто не удосужился проверить информацию, предоставленную риэлтером.
Если оценщик говорит, что оплата его услуг как-то зависит от суммы объекта, не верьте ему. Это ведет к заинтересованности оценщика в результате и расходится с положениями закона об оценочной деятельности. От этого теряется сам смысл оценки, которая должна быть независимой.
Под финансовым ударом
- Отмена лицензий - это не забота об оценщиках. Оформить или продлить лицензию было достаточно просто. Законопроект двигало мощное лобби со стороны людей и организаций, которые получат доступ к управлению средствами компенсационных фондов. Согласно внесенным изменениям оценочной деятельностью теперь могут заниматься только физические лица, а не юридические лица и частные предприниматели. Гарантии профессиональной порядочности оценщика - ежегодно страховка на 300 тысяч рублей и 30 тысяч рублей взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации, куда он должен обязательно вступить. Средствами компенсационных фондов будут распоряжаться управляющие компании - банки, фонды и т.д.
Частного оценщика этот закон не защитит, если саморегулируемая организация вдруг лопнет. Ему придется вступать в другую организацию, но возврат или перечисление его взносов и компенсационных средств законом не предусмотрены. Так можно создать хоть сто организаций, а потом их “лопнуть”. Их деньги должны перейти государству - на тот случай, если “косяки” оценщиков выявятся спустя долгие годы. Но сколько этих средств осядет где-то по дороге от управляющей компании до государственной казны?
Изменения в законе поставили под вопрос и трудоустройство молодых специалистов. В крае оценщиков готовят три вуза - государственный и технический университеты, Академия экономики и права, которые ежегодно выпускают 100-120 специалистов. Многие приобретают эту специальность за свои деньги. Сейчас у выпускников есть один выход - до июля успеть устроиться в компанию, занимающуюся оценкой и имеющую действующую лицензию.
Передел рынка под предлогом саморегулирования
- В крае действуют четыре крупных объединения - Алтайская коллегия оценщиков, представительства Российской коллегии оценщиков, Российского общества оценщиков и Российского общества магистров оценки. Последние три объединения, в принципе, готовы к тому, чтобы стать саморегулируемыми организациями. Сибирская межрегиональная палата оценщиков сейчас формирует списки членов для преодоления необходимого порога в 300 человек. Алтайская коллегия по количеству членов недотягивает - в ней пока 50 лицензиатов. Всего в крае, по данным на июль 2006 года, 150 лицензированных компаний по оценке.
Создание достаточно крупных саморегулируемых организаций означает передел рынка. Если раньше мелкие компании и частные оценщики конкурировали между собой, то сейчас соперничать будут несколько крупных объединений, получивших аккредитации на оценку отдельных категорий объектов. К примеру, в Алтайском крае из двух десятков банков большинство - филиалы и представительства московских и питерских банков. Несложно догадаться, какие саморегулируемые организации пройдут аккредитацию в этих банках.
Первый вариант законопроекта предусматривал создание всего трех-четырех, а то и двух организаций на всей территории страны. Им было бы очень легко договориться между собой. Но обсуждение законопроекта сопровождалось жаркими дебатами, и в итоге число организаций увеличилось до десяти. Законопроект трижды возвращали на доработку. Но и действующий вариант, как мне кажется, не последний. Слишком много к нему вопросов. Вот будет смешно, если к июлю оценщикам вернут статус юридического лица или индивидуального предпринимателя…
Казусы в законе
- Допустим, вы работаете в моей юридической компании оценщиком. Закон обязывает вас - подчеркну, рядового сотрудника - предоставить в вашу саморегулируемую организацию полные сведения о финансово-хозяйственной деятельности моей юридической фирмы. Но в законе не написано, что я обязан предоставить их вам.
Теперь каждая саморегулируемая организация утверждает свои стандарты оценки. Не факт, что эти стандарты не будут противоречить друг другу. К примеру, юридическое лицо имеет в штате двух оценщиков - членов разных саморегулируемых организаций. Выполняя оценку одного объекта, они составят разные отчеты. Если впоследствии эти отчеты будут оспариваться в суде, то на какие стандарты нужно будет ориентироваться суду? И подобных казусов в законе очень много.
Справка “СК”
Александр Сорокин окончил Семипалатинский автомобильно-механический техникум, затем Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт (квалификация “инженер-механик автомобилей и автомобильного хозяйства”). В 1994-1995 годах служил инспектором ГИБДД в ГОВД Заринска. В 1996 году прошел курсы подготовки сотрудников частных охранных служб при базе Барнаульского филиала Рязанской высшей школы МВД РФ, затем работал в ЧОП “Безопасность” в должности помощника директора, имеет лицензию частного охранника. В 1998 году окончил Барнаульский кооперативный техникум экономики, коммерции и права по специальности “юрист”. В 2001-2002 годах обучался в АлтГУ по программе профессиональной переподготовки специалистов в сфере оценочной деятельности. В настоящее время - учредитель и руководитель группы компаний “Русский Сокол”, оценщик II категории. “Русский Сокол” является членом некоммерческих партнерств “Алтайская коллегия оценщиков”, “Сибирская межрегиональная палата оценщиков”, “Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков” (Москва), а также Алтайской торгово-промышленной палаты.
Елена КЛИШИНА.
Самое важное - в нашем Telegram-канале