Экономика

Николай Халин: «Фермер средней руки может превратиться в наемного менеджера»

13 февраля в рамках Всероссийского сельского схода прошел «круглый стол» «Малый агробизнес – пути повышения эффективности и конкурентоспособности». Среди выступающих было заявлено несколько экспертов из Алтайского края. Но ни одному из них выступить не удалось. «Не хватило времени», – объяснил Николай Халин, председатель сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Агрокредитсоюз». И рассказал «ВД» о том, что же он хотел сообщить аграриям и чиновникам страны на «круглом столе».

– Я думаю, что выражу общее мнение: времени, отведенного для глубокого обсуждения проблем малого агробизнеса на сходе, было отведено мало. Обсуждение проблем развития и государственной поддержки крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств, развития потребительской сельской кооперации носило скорее декларативный характер. Но нельзя не отметить, что почти 90% времени работы «круглого стола» было занято обсуждением необходимости внедрения в жизнь инструмента кооперации. Незащищенность малого сельхозбизнеса и его непривлекательность для инвестиций требуют внедрения современной потребкооперации. Причем это внедрение должно проходить не под административным нажимом, а при поддержке властей.

Вот некоторые вопросы, которые я хотел поднять в своем выступлении во время работы данного «круглого стола».

Государство сегодня продекларировало поддержку и техническое перевооружение крестьянского труда. И это верное направление работы с целью обеспечения продовольственной безопасности. «Через увеличение производства продовольствия и уменьшение себестоимости его производства добиваться решения проблемы удешевления продуктов питания для потребителя».

Но! Могут ли сегодня воспользоваться данной программой середняки-крестьяне? Как им оформить долгосрочный кредит на техперевооружение? Заложить мелкому фермеру в банке нечего. Даже если ему удается взять кредит, сезонность его производства не может обеспечить поступление денежных средств для уплаты процентов по кредиту и гашение самого тела кредита. Региональные программы на субсидии по удешевлению приобретаемой техники приобрели изощренно-издевательскую форму. Обросли бюрократическими препонами и явным чиновничьим произволом.

Сделать доступными для середняка-крестьянина кредитные ресурсы банка и получение государственных субсидий и субвенций может и должна сегодня сельхозкооперация. Не теряя своей финансовой самостоятельности, крестьянин путем коллективного участия в программах технического перевооружения, через долевое участие в приобретении новой современной техники и оборудования и сам получает доступ к кредитным ресурсам кооператива. Нужен эксперимент внедрения данного продукта в жизнь, и мы готовы этот эксперимент осуществить. Но нужна инициатива Россельхозбанка.

Также середняк сегодня, да и не только середняк, не сможет противопоставить свои финансы финансам скупщика земли – нового русского рантье. Переделы земельной собственности реально будут отражаться (и при этом не всегда положительно) на жизни селян. Фермер средней руки легко может превратиться в наемного менеджера по обработке земли для нового хозяина. И не факт, что его вообще наймут на работу.

Оформляя долгосрочные кредиты, крестьянин рискует стать при этом легкой добычей для перекупщика земельных паев, ведь у него мало шансов увеличить оплату за пользование паем и ответить на разовое предложение от рантье, не нарушая при этом условия уплаты кредитных обязательств перед банком. Глава КФХ отвечает всем своим имуществом. Кооператив сможет изменить такую ситуацию.

Сегодня нет единого подхода к развитию сельхозкооперации, нет программ в регионах, а если и есть, то они не жизнеспособны и лежат без исполнения, как у нас в крае. Если на проблему смотреть через статистику, то дела идут в гору. Но на самом деле все не так. Кооперативы создали инициативные люди на местах. Но когда можно будет воспользоваться бюджетным кредитом и бюджетной гарантией, продекларированными в программе поддержки сельхозкооперации? Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации края не понимает, зачем это вообще поддерживать, если ГУСХ и так отчитывается перед Минсельхозом, что у нас положительная динамика. В свою очередь, ГУСХ ищет, кто же возьмет на себя бремя работы с кооперативами, ведь просто собирать статистику легче.

Что же нужно сегодня от государства и от Минсельхоза для развития кооперации на селе? Во-первых, надо разъяснить региональным чиновникам, что разработка целевых программ по развитию сельской потребкооперации и их реализация – это регулярная работа.

Во-вторых, нужно реально осознать, что кооперация – один из путей развития сел. Особенно тех, где сегодня отсутствует коллективное производство. И поселковые администрации должны развивать сельхозкооперацию наиболее активно. Реальная сельская экономика – это выпуск готовой продукции, произведенной сельскими жителями в своих ЛПХ и КФХ.

Также необходимо создавать в субъектах страны гарантийные и залоговые фонды для сельхозтоваропроизводителей и сельхозкооперативов, используя в них имущество субъекта Федерации, земли сельхозназначения регионального фонда перераспределения, зерно государственного и регионального резервов. В нашем регионе инициатива по созданию залогового и гарантийного фондов не получила пока должного внимания. А в Чувашии, к примеру, на поддержку сельхозкооперации из бюджета выделили имущество, оценили его в реальной стоимости и на это вложение из Федерации получили реальные деньги.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость