Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

"Борновское движение"

Вышел боевик "Не брать живым". Очередной творческий союз Мэтта Дэймона и режиссёра Пола Гринграсса, снявшего двух последних "Борнов". Захватывающая история о том, как американские войска завоевали Ирак.

Вячеслав Кондаков.
Вячеслав Кондаков.
Олег Богданов

Режиссёр: Пол Гринграсс.В ролях: Мэтт Деймон, Брендан Глисон, Грег Киннер

Четвёртая неделя войны с Ираком. По разваленному от массивных бомбёжек Багдаду,  в поисках оружия массового поражения, спешно передвигается секретная группа крутого лейтенанта армии США Миллера (Мэтт Дэймон). Их цель – найти то самое оружие, из-за которого США в общем-то и развязала войну. Но не так всё просто. Мирные иракцы рады избавлению от режима диктата Саддама, но полевые генералы-баасисты ушли в подполье. Война близится к концу, а никакого оружия массового поражения союзные войска никак не найдут. Герой Дэймона справедливо спрашивает: "А было ли оно на самом деле? А из-за чего мы здесь?". Дальше лейтенант Миллер будет впутан в шпионскую заварушку с взрывами, стрельбой,  захватами в заложники. В итоге ответ на вопрос будет найден, но совершенно неожиданный.

Англичанин Пол Гринграсс несколько лет назад удивил весь мир, соединив в кино практически несоединимое. Взяв основы "догмы" Ларса фон Триера и смеси крутого политического боевика, Гринграсс снял "Превосходство Борна" и "Ультиматум Борна". Возможно лучших шпионских боевиков последнего десятилетия. Дрожащая камера, резкий монтаж, обрывистый звук – приёмы, позволяющие игровому кино выглядеть как настоящая документалистика. Гринграсс и его команда получили за "Борнов" несколько "Оскаров", "Серебряного медведя" на Берлинском кинофестивале, лестные отзывы от критиков и увольнение из проекта. Долго не думая, Пол взялся за бестселлер Раджива Чандрасекарана, бывшего шефа багдадского бюро газеты Washington Post . Сценарий доверили не менее талантливому Брайану Хелгелэнду ("Секреты Лос-Анджелеса"). В результате на свет появился "Green Zone", именно так называется картина ("Не брать живым" - очередное глупое название, придуманное российскими прокатчиками), фактически являющая продолжением  снятого в той же стилистике - Борна.

Хотелось, чтобы вместе с фильмом Гринграсса, в Барнауле прокатили "Россию 88". Фильм Павла Бардина  давно уже вышел в хорошем качестве в интернете. Посмотрел и обсудил его даже ленивый: от депутатов Государственной Думы РФ и творческой интеллигенции,  до мужиков на кухне за водкой. У этих двух фильмов много общего (хотя "Россия 88" всё-таки более талантливое кино). Бардин и Гринграсс пытаются сказать правду (Пол показать ещё и антимилитаризм) в кино, выразить своё отношение к проблеме в "как бы документальной стилистике". Если у Бардина, правда, герой – молодой скинхед (Пётр Фёдоров), разочарованный своей жизнью ипытающийся всеми правдами и неправдами  выпутаться из паутины насилия, куда его заманила жизнь, то для героя Деймона путь-терзание будет между "рассказывать обществу правду" или "прикинуться патриотом"". Лейтенант как Иван-дурак в русских сказках бегает по Багдаду, будучи убежденным, что оружие массового поражения в стране всё-таки есть. Зритель сразу понимает "чток чему" (особенно умный).  Американцы, и это не новость, в Ираке для свержения режима Саддама Ивановича Хусейна. Награда -  безграничное владение нефтью. В итоге, в конце фильма эта мысль подтверждается устами главного героя. Лейтенант Миллер бросает в лицо руководителю операции рапорт, в котором обвиняет американское командование в нарочном развязывании войны. Но охранники "быстро ставят Миллера на место". Решив, что мир должен узнать правду, лейтенант отправляет  факты во все влиятельные журналистские издания мира. 

Из всего иракского узурпированного балагана, особенно выделяется герой Дэймона. Понятно, что в реальной жизни его давно взяли бы под трибунал. "Не брать живым" - история о том, как Америка переходит из одних заблуждений к другим. Мир не идеален, но иракский солдат-инвалид, стреляющий в баасистов, сражается за свою свободу. Свободу своей семьи. Каким путём она будет достигнута – дело второстепенное. А что, если честный лейтенант Миллер заблуждается? Может быть, США действительно пришло помочь иракскому народу? Впрочем, Гринграсс очень умный режиссёр, чтобы давать прямые ответы. Каждый ищет их сам. И не отказывайте себе в удовольствие ответить на них самостоятельно.

А что до "России 88". Уже говорил, что по стилистике эти картины очень похожи. Их отличает одно:  то, о чем в Голливуде разрешается  снимать и показывать зрителям, у нас в стране это является запретом. Когда в России-матушке появится честная история о войне в Чечне или в Грузии? Думаю, никогда. "Россия 88" - фильм не о войне, это вполне реальная история жизни современного скинхеда. Радует, что это талантливое кино не запретили. А то за демократию в нашем демократическом государстве стоило бы начинать переживать. Гринграсс за свою, похоже, уже начал.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии