Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Спектакля не будет. Нас всех тошнит. Чем комедиограф Рэй Куни напугал чиновников?

Впервые в истории мирового театра политическим репрессиям подвергся спектакль по пьесе английского комедиографа Рэя Куни. Это произошло в нашем Барнауле. По рекомендации управления по культуре Алтайского края премьера спектакля "Плохие парни" перенесена с февраля на апрель. Источники "СК" в драмтеатре утверждают, что просьба перенести премьеру связана с "выборами Медведева" и его планируемым приездом в Алтайский край.

В связи с этим главный режиссер театра Владимир Золотарь уведомил директора Владимира Мордвинова о том, что уволится и уедет. Также о своем решении уволиться дирекции сообщил заслуженный артист России, любимец публики Эдуард Тимошенко. А режиссер спектакля Дмитрий Егоров, который и рассказал нам эту историю, уверен, что никогда больше не вернется в Барнаул.

 

"Плохие парни" как зеркало суверенной демократии

Удивительно, что весь сыр-бор разгорелся из-за пьесы Куни. Куни не дает никакой пищи для размышлений, сопоставлений, рефлексий и, возможно, нежелательных для органов власти выводов. Он только смешит, нагромождая одну несуразность на другую. В драмтеатре никогда не скрывали, что этот спектакль - абсолютно коммерческий проект.

И первой реакцией на "просьбу" перенести его на апрель было: это что, неудачная шутка?

Чем может угрожать партии и кандидату спектакль про трех британских придурков? Но репертуар уже переверстан, премьера спектакля назначена на апрель, театр приносит зрителям свои извинения.

"СК" известно, что краевые начальники сильно напряглись по поводу "Войцека" - спектакля главного режиссера театра Владимира Золотаря. Неоднозначно приняли спектакль и в театре.

По информации "СК", на губернаторском приеме почетных граждан Барнаула старейший актер драмы Дементий Паротиков обратился к Александру Карлину с просьбой вмешаться в репертуарную политику. С точки зрения Паротикова, театр под художественным руководством Золотаря просто гибнет.

Карлин ответил, что он не Хрущев, который разогнал выставку в Манеже и стучал ботинком по трибуне. И что Паротикову должно хватить авторитета в театре, чтобы справиться с ситуацией самому.

Но осадок, как говорится, остался. И бурчание по поводу "Войцека" из управления по культуре до театра все время доходило. Директор театра Владимир Мордвинов подтвердил "СК" информацию о том, что Золотарь сообщил ему о своем планируемом увольнении. Один из самых ярких молодых российских режиссеров собирается распрощаться с Барнаулом, как только закончит работу над спектаклем по пьесе Островского "На всякого мудреца довольно простоты".

- И я понимаю, что Володя уйдет из театра не один - как минимум с ним уйдут Наталья Макарова (ведущая актриса драмтеатра - жена Золотаря. - Ред.) и Саша Хряков (Шариков в "Собачьем сердце", Войцек в "Войцеке" и пр. - Ред.), - сказал нам директор театра.

Эдуард Тимошенко подтвердил "СК" информацию о том, что играет в драме последний сезон, но о причинах своего увольнения говорить отказался.

Какие спектакли в связи с этим останутся в репертуаре - мы сможем увидеть в следующем театральном сезоне. Точнее - не увидеть, конечно.

 

"Театру не должны ничего диктовать"

Дмитрий Егоров, режиссер спектакля "Плохие парни":

- Вообще, получилось так - я был поставлен перед фактом переноса премьеры спектакля "Плохие парни". Вроде бы ничего особенного: бывает, что премьеры в театрах переносят по тем или иным причинам. Но тут случай из ряда вон выходящий.

Официально объявленная причина - хозяйственно-экономические проблемы театра. Они действительно есть, но это обычные проблемы, которые неизбежно возникают при выпуске любого спектакля. Но есть и другая причина.

В связи с предпремьерной ситуацией я и Эдуард Тимошенко дали интервью телевидению. Вышел сюжет, в котором говорилось о каких-то хулиганских вещах, связанных со спектаклем, которые, естественно, в комедии должны быть - какая комедия без хулиганства?

И, как я знаю, по поводу этого сюжета в театр были звонки - "что вы там такое ставите и что вы там такое делаете?". Я могу предположить (источники "СК" в театре стопроцентно подтверждают это предположение. - Ред.), что сверху поступило пожелание ли, указание ли - спектакль перенести.

Технические сложности техническими сложностями, но ситуация-то, по-моему, маленько другая. Понимаете, я не имею права приводить формулировку причины, по которой реально произошел перенос спектакля, эти слова не мне были сказаны... Но я думаю, что можно как-то догадаться, если с февраля все это дело переносится не на март, а на апрель.

Мы медленно возвращаемся в советские времена. Через какое-то время, видимо, сверху в театр начнут поступать репертуарные указания - ставьте пьесы про трактористов… И как в этой ситуации театру выживать? Если театры снова начнут использовать как орудие идеологического воздействия, а не как некое пространство творческой свободы, театру благополучно настанет крышка. Театр не должен зависеть от политики, и театру не должны ничего диктовать.

Если мы живем в государстве некой демократии и свободы - а режиссер - это профессия, предполагающая некую творческую свободу, - то какого фига мне эту свободу сейчас ограничивают? Даже переносом сроков премьеры…

Неужели театр драмы нужен властям только для правительственных мероприятий и вечеров памяти Евдокимова? Тогда надо заявить: "Театр был отремонтирован для административных мероприятий" - и перестать позиционировать здание как некое культурное учреждение.

Бред ситуации вот в чем. Рэй Куни - совершенно безобидный английский драматург. Мне-то, в принципе, даже лучше - времени на репетиции прибавляется. Но сам факт переноса… Проблема еще в том, что театр очень халтурно отремонтирован. Акустика испорчена, без подзвучки актеров плохо слышно. Фонари мигают. При минимальной нагрузке регулярно ломается кольцо, механизм, без которого спектакль "Белоснежка", например, играться не может. Нормально? После ремонта... В театре собираются проводить фестиваль "Сибирский транзит" осенью. А если у привозных спектаклей окажутся более серьезные технические требования? Вот это - реальная проблема. И, по-моему, со стороны администрации это все - тотальное непонимание ситуации, которая происходит в театре.

И еще. Я не могу сказать, что я испытал дикий катарсис от спектакля "Войцек". Но не могу не признавать, что спектакль сделан очень профессионально, на редком для регионального театра уровне. А его пинают в некоторых местных газетах за излишнюю натуралистичность, которой, по-моему, в самой пьесе Бюхнера гораздо больше, чем в спектакле Золотаря. И тот дикий хай, который устроен по поводу этого спектакля…. Кто диктует прессе эти слова, я не могу сказать, не местный, не настолько хорошо знаю здешние расклады. Но если Алтайский край хочет, чтобы через какое-то время театр драмы превратился в то же безвестное для театральной России учреждение, каким он был лет шесть назад, - это произойдет. Про Алтайский краевой театр драмы не было слышно вообще - до тех пор, пока там не появился Владимир Золотарь (кстати, ни разу я не видел на спектаклях театра пустых залов). А сейчас после всех этих грязных статей на форуме театра появилось сообщение, подписанное инициалами "ВЗ": "Скоро Золотаря в театре не будет". И, возможно, это как раз написал сам Золотарь. Администрация края, что, не понимает, что с уходом Золотаря Алтайский краевой театр драмы может перестать существовать на театральной карте России?

Наверное, я могу говорить обо всем этом свободно, потому что человек свободный и после премьеры уеду. Но в Барнаул вряд ли вернусь. И ни одному адекватному режиссеру ехать сюда не посоветую. Власть должна поддерживать искусство, а получается, что здесь она ему мешает. Хотя властям видней. Люди, которые работают в театре, видимо, права голоса не имеют…

 

Самое "опасное" место опальной пьесы

Aндраш (албанский беженец, говорит по албански. - Ред): Эйо! Хвар по и бени вайзес симе? (Эй, что вы сделали с моей внучкой?)

Tом: Ничего не "поибене"! Ты в цивилизованной стране, твою внучку здесь никто не обидит.

 

"Мы не приказывали, мы только рекомендовали"

Анатолий Ломакин, начальник управления Алтайского края по культуре:

- Премьеру спектакля "Плохие парни" мы перенесли по репертуарным соображениям. Хотелось, чтобы скорее вышли спектакли по Островскому, Шукшину (в реальности, из-за переноса "Плохих парней" премьеры спектаклей по Островскому и Шукшину тоже отодвигаются на более поздний срок. - Ред.). Мы уже много раз говорили с театром о том, что Шукшин в репертуаре быть должен, особенно в юбилейный год, когда мы проводим в театре главные мероприятия юбилейных Шукшинских чтений.

Вы внимательно читали пьесу "Плохие парни"? Я не считаю, что сейчас нужна тема, которая там раскрывается. Мы театру в принципе доверяли. Но сейчас вынуждены были рекомендовать перенести премьеру - два таких спектакля подряд... После "Войцека" - трупы, беженцы из Косово...

- Вы считаете, что управление имеет право вмешиваться в репертуарную политику театра?

- Мы не издавали приказа. Мы просто рекомендовали. У театра был выбор, как в этой ситуации поступить.

 

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии