Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

В Барнауле пройдёт выставка "Огнедействующая машина", посвящённая 250-летию изобретения паровой машины Ползунова

14 февраля в 17.00 в Алтайском государственном краеведческом музее состоится музейная программа "Огнедействующая машина", посвящённая 250-летию со времени изобретения первой в России паровой машины И.И. Ползунова. Программа пройдёт в рамках цикла музейных мероприятий к 190-летию АГКМ "История музея. Музей в истории".

Участникам мероприятия будет представлена коллекция музея по истории горнозаводского производства на Алтае, в составе которой – уникальная модель паровой машины И.И. Ползунова, изготовленная в Барнауле в 1825 году в честь 100-летия горного дела на Алтае. Она была создана для Барнаульского музеума по инициативе начальника округа Колывано-Воскресенских заводов и Томского гражданского губернатора Петра Фролова. Кстати, в 2004 году решением Экспертного совета при Политехническом музее (Москва) этой модели присвоен I ранг памятника науки и техники федерального значения.

Завершением программы станет демонстрация фрагмента документального фильма "И.И. Ползунов", сообщили в Управлении Алтайского края по культуре и архивному делу.

Факт

В апреле 1763 года Иван Ползунов представил начальнику Колывано-Воскресенских заводов проект "огненной машины". В мае 1766 машина начала работать. Это был первый в России пароатмосферный двигатель непрерывного действия.

Справка

Иван Ползунов родился в 1729 году в Екатеринбурге в семье солдата. Окончил словесную, арифметическую школу. В 1747 году Ползунов направлен на Барнаульский сереброплавильный завод. Занимался учетом руды, угля, флюсов, следил за качеством получаемого металла. В это время на Колывано-Воскресенских заводах выплавка серебра значительно упала. В 1761 году на заводе предпринимают ряд мер по увеличению добычи и переработке серебра.

В XVIII в. производственные процессы горно-металлургической промышленности Алтая, как и всей России, находились в полной зависимости от работы водяного колеса – основного источника энергии. Задавшись целью "водяное руководство пресечь", И.И. Ползунов в апреле 1763 года представил начальнику Колывано-Воскресенских заводов А.И. Порошину проект "огненной машины".

Проект был представлен в Кабинет е.и.в., о нем доложили Екатерине II. Императрица распорядилась произвести И.И. Ползунова в "механикусы с чином и званием инженерного капитан-поручика", наградить его 400 рублями и по возможности направить на учебу в Академию наук. И.А. Шлаттер (1708–1768), президент Берг-коллегии, представил отзыв на проект, в котором отмечал, что "сей его вымысел за новое изобретение почесть должно", но в то же время доказывал невыгодность машины И.И. Ползунова и предлагал использовать одноцилиндровые машины Т. Ньюкомена.

В январе 1764 года канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства приняла решение о постройке "огнедействующей машины" И.И. Ползунова. А в марте того же года изобретатель подает в канцелярию, по сути, новый проект пароатмосферной машины, в 15 раз более мощной по сравнению с проектом 1763 года. Именно по второму проекту и велось строительство пароатмосферной машины для Барнаульского сереброплавильного завода. 12 марта 1766 года были установлены воздуходувные мехи к машине, строительство ее завершилось. 16 (28) мая 1766 года. И.И. Ползунов скончался от чахотки, не дожив до начала испытаний неделю.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии