Максим Савинков встретил нас в хорошем расположении духа — несколько дней назад команда специалистов "СиСорт" вернулась с большой специализированной выставки в Ганновере. Россияне удивили там многих — они не только продемонстрировали в работе свой новый фотосепаратор SmartSort, но и заключили первый европейский контракт.
"Выставка в Ганновере очень крупная, примерно в два раза больше ВДНХ, — объясняет Максим Савинков. — Мы на своем стенде устроили достаточно интересный фурор. Прямо на выставке демонстрировали возможности своей техники. Этого не делает практически никто. Сначала конкуренты смотрели на нас с удивлением. Мы отсортировали несколько видов сыпучих продуктов на глазах посетителей и участников мероприятия. Эти продукты принесли сами посетители. И что в итоге произошло? Мы прямо на выставке продали первый аппарат SmartSort. Кроме того, удалось договориться с чехами и болгарами о том, что мы предоставим им демонстрационное оборудование".
В компании "СиСорт" новую модель фотосепараторов выпускают примерно один раз в год. Аппарат SmartSort был выпущен специально для европейского рынка. "И по качеству оборудования на выставке сначала никто и не понял, что мы из России", — горд Савинков.
Два портрета покупателя
— Максим Владимирович, я правильно понял, что ваша компания сейчас больше ориентирована на западный рынок?
— Не совсем так. Предприятие исторически располагается здесь, потому что я сам родом из Барнаула. Сейчас есть торговые представительства в Краснодаре и Самаре. Мы изначально были ориентированы именно на российский рынок.
И компания сейчас довольно комфортно себя на нем чувствует. Введение пресловутых экономических санкций сыграло нам на руку. В связи с тем, что был ограничен ввоз импортного сельскохозяйственного сырья, впервые за последние лет 20 в отечественных колхозах и фермерских хозяйствах появились деньги. И имеется спрос со стороны аграриев на инновационную продукцию.
Это подтверждает пример нашей компании: если в прошлом году у нас трудились 45 человек, то сейчас 78. Если в прошлом году наш оборот составил около 120 млн рублей, то в этом году мы ориентируемся на 250 млн рублей.
— Если говорить о внутреннем рынке, кто ваш покупатель в России?
— Есть два портрета покупателя. Первый — это всевозможные фермерские хозяйства, которые заинтересованы в качественном посевном материале. Подготовка этого материала — достаточно трудный процесс. И наше оборудование позволяет, скажем так, его идеализировать.
Второй наш покупатель — это переработчики, от небольших предприятий до холдингов, выпускающих крупы.
— И какой объем продаж фотосепараторов приходится на местный рынок?
— В прошлом году мы реализовали в России около 60 аппаратов. Российский рынок с точки зрения нашего оборудования не растет, он импортозамещается. Потому что с девальвацией рубля ввоз импортного оборудования со стороны Европы практически прекратился в силу его дороговизны. И даже китайские аппараты получились чуть дороже наших. Поэтому смысла покупать китайские аналоги нет. И я уверен, что качество нашего оборудования выше.
— Тогда кто главный конкурент аппарата SmartSort?
— Для себя мы, конечно, "рисуем" именитые бренды, которые представлены во многих странах. Это корпорации, история которых насчитывает десятки лет. Мы бы хотели быть их конкурентами.
Телега и автомобиль
— Я правильно понимаю, что изначально ваш бизнес был связан с поставками этого оборудования, уже потом началось его производство?
— Изначально у нас был маслозавод, и мы занимались переработкой ядра подсолнечника. Потом мы как потребители купили первый подобный аппарат для нужд завода. Затем стали заниматься их реализацией и обслуживанием на территории России. Впоследствии мы начали самостоятельно разрабатывать дополнительный функционал. Так постепенно, шаг за шагом, мы пришли к собственному производству. Мы всегда старались, чтобы наш покупатель мог выбрать именно ту качественно-ценовую категорию, которая ему по душе.
— Можете объяснить непосвященному человеку, в чем разница между вашим первым фотосепаратором и тем, который был представлен в Германии?
— Представьте себе телегу и современный автомобиль. Примерно такая же пропасть между этими двумя аппаратами. С точки зрения технологии — и тот и другой занимаются сортировкой. Так же, как и телега с автомобилем, — они оба едут. Но наш новый сепаратор "едет" быстрее, комфортнее и правильнее. Сейчас применяются высокоскоростная съемка, нейронные алгоритмы по обработке изображения. Между первой и самой последней моделями прошло пять лет нашей работы.
— Насколько ваше производство зависит от импортной электроники?
— У нас уровень локализации производства составляет около 60%. То есть 40% в цене — это импортные детали. Но здесь надо понимать, что локализацию в данном случае нельзя сделать тотальной.
— Предприятие углубленно занимается именно фотосепараторами. Почему компания не осваивает другие направления?
— Нашему небольшому коллективу пока нет смысла брать разные направления и пытаться доводить их до мирового уровня. Нам более интересно специализироваться на одном направлении, но быть в нем лучшими.
С ростом компании, возможно, мы возьмем и другие направления. Но пока нам на это просто не хватит ресурсов.
"С оптиками в Барнауле плоховато"
— Вы сказали о том, что за год штат компании вырос вдвое. Каким образом вы подбираете команду, в частности IT-разработчиков?
— Разработчики, дизайнеры, конструкторы — очень индивидуальные люди. В основном это местные ребята. Кроме того, мы планируем пригласить специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга. В нашей сфере кадровый голод очень ощутим. Это одна из трудностей, с которой я сталкиваюсь как предприниматель. Но она решаема. Мы очень долго подбирали физика-экспериментаторщика. Был один отзыв на вакансию, и мы сразу взяли этого человека. Специалиста-оптика мы подбираем тоже достаточно давно. С оптиками в Барнауле, скажем так, плоховато. Но, повторюсь, и эта проблема решаема.
Специальный вопрос
— Максим Владимирович, у вас инновационная компания. Этот статус обеспечивает производству какую-то государственную поддержку?
— Да. Мы участвуем в госпрограмме поддержки малых предприятий. В прошлом году получили субсидию при приобретении оборудования. В этом году также планируем оформить субсидию в размере части стоимости оборудования. Государство помогает тем, у кого получается. Это дает гарантию, что деньги просто так в идею закопаны не будут. И они вернутся в виде налоговых отчислений, в виде новых рабочих мест.
О чем еще рассказал собеседник
О внешних продажах
— Год назад в структуре нашей компании был создан отдел внешнеэкономической деятельности. Первый его опыт связан с продажами на пространстве СНГ. Это несколько продаж на Украину, в Казахстан, Молдову, Беларусь, Грузию, Азербайджан. Полгода назад мы разработали аппарат специально для Европы. И нам пришлось пройти сложную европейскую сертификацию.
О роли Новосибирска и Японии
— Предварительно, когда мы разрабатываем новый аппарат, все собирается и паяется здесь вручную. Но потом на автоматическую пайку для серийного производства отправляем будущий аппарат в Новосибирск. Некоторые компоненты, например матрицы, выпущены в Японии. Просто в России такие компоненты вообще не производятся.
О признаках и полосатой семечке
— На сегодняшний день наши аппараты используют при сортировке около 30 визуальных признаков. Это признаки формы — ширина, длина, округлость, признаки яркости, всевозможные признаки текстуры. Очень интересная история была с полосатой семечкой. Ее качественная сортировка стала возможной благодаря нейронным алгоритмам. Там раскрылся весь потенциал нашего оборудования. После сортировки мы получаем одинаковый продукт, семечку без ямочек и сколов, не выеденную червячками и т. д. Мы планируем, что в дальнейшем наш аппарат без участия человека будет определять, что это за продукт и от чего его надо отсортировать. Следующий этап — сортировка по внутренним свойствам продукта. Тогда не только приятные глазу, но и полезные для организма продукты будут попадать к нам на стол.
Досье
Разработчик "Зоркого"
Женат, воспитывает двоих детей. Увлекается сноубордингом.
Цифра
Около 3 тыс. экспонентов приняли участие в Ганноверской выставке по аграрной технике и сельскому хозяйству в 2015 году.
Самое важное - в нашем Telegram-канале