Пищевая промышленность демонстрирует положительную динамику развития

В конце октября в Барнауле стартует биржа деловых контактов "АлтайПродМаркет", призванная показать достижения продовольственной отрасли региона во всей красе. Что можем мы предложить другим регионам, как сейчас работают наши предприятия и какие проекты они планируют реализовать в будущем, в интервью нашему изданию рассказала Татьяна Зеленина, начальник управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям.

			На "АлтайПродМаркете" приготовили алтайский ответ испанскому гаспачо.
На "АлтайПродМаркете" приготовили алтайский ответ испанскому гаспачо. Фото : Олег Богданов.

— Татьяна Алексеевна, два года прошло с того момента, как в Барнауле проходил "АлтайПродМаркет". Можете назвать три основные тенденции, которые, на ваш взгляд, характеризуют изменения, произошедшие в пищевой промышленности региона за это время?

— Прежде всего это модернизация и наращивание производственных мощностей, развитие логистики и инфраструктуры рынка продовольственных товаров, а также повышение конкурентоспособности нашей продукции, в том числе на экспортных направлениях.

В подтверждение отмечу, что пищевая и перерабатывающая промышленность региона на протяжении последних лет демонстрирует положительную динамику развития. За период с 2015 по 2016 год общий индекс производства увеличился на 5,3%, при этом производство плодоовощных консервов возросло на 53,9%, сахара-песка — на 15,3%, масла сливочного — на 6,8%, творога — на 26,3%. Положительная динамика отмечена по другим товарным позициям.

По итогам прошлого года в крае производилось 20,7% общероссийского объема крупяных изделий (в том числе 42,6% гречневой крупы), 16,4% сухой молочной сыворотки, 13,9% сыров и продуктов сырных, 11,3% муки.

За восемь месяцев 2017 года значительные темпы роста производства также отмечены в производстве нерафинированных масел, сухого молока, крупы, зерновых хлопьев, сахара и других продуктов. Общий индекс производства в пищевой отрасли за январь — август 2017 года составляет 106,6%.

Существенным фактором повышения конкурентоспособности алтайского продовольствия является своевременно выбранная производителями стратегия фасовки продукции в потребительскую тару, яркая и качественная упаковка которой выгодно отличает ее на полках торговых сетей.

Крупяная продукция, произведенная на Алтае, фасуется в удобные пакеты для варки и современные пачки массой от 200 граммов, мука — от 500 граммов, растительное масло — от 0,5 литра, творожки для питания детей — небольшими разовыми порциями. Производится слайсерная нарезка сыров в вакуумной упаковке.

			Торгово-продовольственная выставка "АлтайПродМаркет".
Торгово-продовольственная выставка "АлтайПродМаркет".

— Первая выставка в 2014 году проходила под лозунгом импортозамещения. На ваш взгляд, увенчалась ли эта программа успехом? Чего в этом плане удалось достичь алтайским производителям?

			Татьяна Зеленина.
Татьяна Зеленина.

— Импортозамещение не может быть лозунгом, кампанией, акцией. Это системная работа предприятий по увеличению объема выпуска продуктов питания, выпавших из оборота из-за введенных санкций, расширения их ассортимента, обеспечение стабильного уровня качества.

Кроме этого, нужны новинки — покупатель их ждет, и торговые сети преимущественно отдают предпочтение тем товарам, которые привлекают внимание и могут стать "хитом продаж". На мой взгляд, это и есть импортозамещение, суть которого в том, чтобы обеспечить потребность населения страны в продовольствии не хуже импортного, в нужных объемах и с высокими потребительскими свойствами.

Для решения этих задач в Алтайском крае делаются серьезные инвестиции в развитие производства, их объем составляет порядка 4 млрд руб­лей ежегодно.

В качестве примера можно привести реализацию проектов в АКХ "Ануйское" Петропавловского района, которая провела реконструкцию маслосырзаводов "Николаевский" и "Антоньевский". Модернизация и техническое переоснащение предприятия "Троицкий маслосыродел" позволили увеличить мощности по переработке молока-сырья с 80 до 120 тонн в сутки. Кроме этого, компания "Киприно" развивает еще пять заводов.

Реализуется ряд проектов в мясоперерабатывающей отрасли. Так, компания "Казачья станица" разрабатывает проект­но-сметную документацию на строительство комплекса по забою, первичной и глубокой переработке и хранению мяса крупного рогатого скота, выращенного на территории края. Мощность этого объекта составит 600 тонн в месяц.

Предприятие "Антипинское" в Тогульском районе также реализует проект по строительству цеха по убою скота и переработке продуктов животноводства. Компания "Барнаульский пищевик" продолжает реконструкцию мясоперерабатывающего комплекса в селе Клочки Ребрихинского района.

Характерной особенностью прошлого года стало возобновление работы целого ряда законсервированных и строительство новых элеваторов. Вновь введен в эксплуатацию "Шипуновский элеватор". Силами холдинга "Юг Сибири" восстановлены Ребрихинский и Михайловский элеваторы. Новые мощности по хранению зерна введены на предприятии "Алейскзернопродукт", "Коротоякском элеваторе", комбинате "Роса". Этот список можно продолжать и дальше.

			В Барнауле открылся "АлтайПродМаркет".
В Барнауле открылся "АлтайПродМаркет"

— Главная задача "АлтайПродМаркета" — помочь производителям найти новые рынки сбыта, в том числе и за пределами края. Как в этом плане за два года изменилась ситуация?

— Конъюнктура рынка продовольствия складывается таким образом, что предприятиям просто необходимо увеличивать продажи в другие регионы России и на экспорт. Алтайские предприятия ежегодно отгружают за пределы края 800 тыс. тонн муки, 340 тыс. тонн крупяных изделий, 80 тыс. тонн макарон, 120 тыс. тонн растительного масла, 65 тыс. тонн сыров и сырных продуктов и так далее.

Из Алтайского края в страны ближнего и дальнего зарубежья экспортируется широкий ассортимент продовольственных товаров и лекарственных средств. При этом наибольшая доля приходится на продукты переработки зерна и масличных культур.

Стабильно высоким спросом у зарубежных партнеров пользуется алтайский мед, продукты переработки рыбы, широкий ассортимент кормов для животных и гранулированный свекловичный жом.

— На ваш взгляд, торговые сети стали лояльнее к нашим пищевым предприятиям? Что в этом плане сыграло решающую роль?

— Очевидно, что в условиях сложившейся экономической ситуации отечественные товары стали более востребованы на рынке. В этом плане ведется активная работа. В торговых сетях местные товары выделяются на полках с помощью дополнительных аншлагов, проводятся совместные рекламные кампании, дегустации местных продуктов. К результатам этой работы можно отнести зафиксированный по итогам первого полугодия 2017 года рост объемов продаж алтайского молока и кисломолочных продуктов, безалкогольных напитков и питьевой воды, масла растительного.

— Насколько активно алтайские предприятия осваивают инновационные технологии производства?

— Перед пищевыми предприятиями в настоящий момент стоят задачи по сокращению затрат на производство и увеличению глубины переработки сырья. На большинстве крупных молокоперерабатывающих предприятий края внедрены мировые стандарты в области переработки подсыр­ной сыворотки с применением молекулярного фракционирования и нанотехнологий. Затраты энергии при концент­рировании сыворотки с помощью нанофильтрации в 8–10 раз ниже, чем при вакуум-выпаривании.

"Юг Сибири" на площадке "Барнаульского маслоэкстракционного завода" использует технологию водной гидратации нерафинированных растительных масел с получением пищевого фосфатидного концентрата, который является сырьем для производства лецитина.

Принцип фотоэлектронного сепарирования использует большинство зерноперерабатывающих предприятий Алтайского края, данная инновационная технология позволяет обеспечить чистоту зерна, поступающего на переработку, а также качественные показатели готовых круп.

В настоящее время развиваются не только технологии производства, но и процессы, связанные с логистикой продукции. Эффективная внутренняя логистика — выгодное конкурентное преимущество любого бизнеса. Как пример можно назвать внедренные в производство роботизированные и автоматизированные склады на предприятиях "Алейскзернопродукт", "Мельник", "Роса".

			На открытии торгово-продовольственной биржи деловых контактов "АлтайПродМаркет". Барнаул, 27 октября 2015 года.
На открытии торгово-продовольственной биржи деловых контактов "АлтайПродМаркет". Барнаул, 27 октября 2015 года.

Специальный вопрос

— Алтай давно ассоциируется у людей с чем-то экологически чистым и натуральным. Не кажется ли вам, что наши производители должны активнее это использовать? И есть ли уже примеры подобной работы?

— Наши производители уже давно это делают. Позиционирование алтайского продовольствия как уникального связано с местом его происхождения или особым способом производства. В этом плане надо отметить такие зарегистрированные наименования, как сыр "Алтайский", "Карагужинский", "Зеленодольский", "Легенда Алтая", "Алтайский золотой", "Зимаревский". Производители муки используют торговые марки "Алтайская", "Алтай — каравай", напитков — "Завьяловская", "Касмалинская", "Белокурихинская".

Все большее распространение получает использование торгового знака "Алтайские продукты + 100 к здоровью", который размещают на своих этикетках 26 предприятий края. Экспертная комиссия дает разрешение на использование этого товарного знака только предприятиям, имеющим безукоризненную репутацию. Это своеобразный знак качества алтайского продовольствия.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Смотрите также
Новости партнеров