Обновление технологического арсенала происходит не так быстро, как хотелось бы и дорожникам, и автомобилистам, по ряду причин. В числе главных сами работники отрасли называют отсутствие или скудность нормативной и регламентирующей базы для новых материалов и технологий.
Евгений Махров,
начальник отдела контроля качества работ и внедрения новых технологий "Алтайавтодора":
Недостаток нормативов и положительного опыта применения осложняет обоснование тех или иных инноваций на стадии проектирования, а использование в рамках опытного внедрения или апробации на опытных участках не всегда возможно и часто не дает объективной картины.
Разумеется, cказывается и фактор высокой цены новых материалов и изделий. При включении их в проекты стоимость строительства возрастает, и часто довольно значительно, а рост затрат бывает непросто обосновать перед экспертизой и при проведении торгов на работы, объясняют дорожники.
Но в средне- и долгосрочной перспективе инновации почти всегда окупаются, ведь они увеличивают межремонтные сроки эксплуатации. Например, трещинопрерывающие прослойки незначительно увеличивают стоимость асфальтобетонного покрытия, но при этом откладывают появление неизбежных морозобойных трещин на нем на 2–3 года. В это время не требуется затрат на их герметизацию, снижается риск появления выбоин, разрушений конструкции из-за проникновения воды в земляное полотно — а все это прямая экономия бюджетных денег.
"Можно сказать, что любое апробированное новшество, требующее затрат на стадии внедрения, сторицей окупается при эксплуатации", — подтверждает Евгений Махров.
Новинки дорожной отрасли Алтая
Дорожные метеостанции
С 2013 года на дорогах края появляются большие "камеры", на которых не реагирует "антирадар". Штрафы с таких камер автомобилистам не приходят. Это автоматизированная система метеорологического обеспечения (АСМО). С такими камерами устанавливаются датчики, которые отправляют диспетчерам данные о скользкости трассы, порывах ветра, интенсивности осадков и температуре. Таким образом, оператор следит за погодной и дорожной ситуацией в реальном времени. При использовании метеомониторинга дорожники могут получать прогноз изменения ситуации и работать на опережение, предупреждая развитие опасной ситуации, а не просто ликвидировать последствия буранов и других капризов погоды.
Точек наблюдения АСМО в Алтайском крае около 20. Встретить их можно, например, на Змеиногорском тракте в районе КП ГАИ или села Бураново. В 2015 году их количество увеличится до 38 штук.
Тросовые ограждения
В местах, где трассы наиболее часто заносит снегом, с прошлого года начали ставить новый тип ограждений — тросовый.
Дмитрий Коровин,
начальник краевого транспортного управления:
Снег пролетает сквозь тросы не задерживаясь, в отличие от того, как это происходит с обычным ограждением. То есть существенно снижается вероятность образования снежных заносов. Экспериментальный участок протяженностью 269 метров на трассе Барнаул — Рубцовск в Калманском районе показал положительные результаты.
К концу 2015 года на трассах установят в общей сложности еще 2 км таких ограждений.
"Спрей-Джет"
Эта технология ремонта позволяет быстро укладывать тонкие слои асфальтобетона "горячим" способом, накрепко приклеивая его к основанию дороги. В основе технологии лежит эмульсия с добавлением латекса. В начале фрезой срезается старый верхний слой асфальта (лишь около 2,5 см разрушенного полотна вместо обычных 4 см). Затем на участок льется горячая эмульсия, и тут же укладчик наносит слой асфальтобетона. Эмульсия подобно клею в течение получаса накрепко фиксирует новый слой асфальта. Через час по обновленной дороге уже могут двигаться автомобили.
Для автомобилистов технология хороша тем, что рабочие не льют на километры впереди себя гудрон, — значит, очищать машину от битумных пятен не придется. Сами дорожники в числе плюсов отмечают высокую скорость укладки (5–10 метров в минуту), а также большую прочность и устойчивость к образованию трещин и колеи. Стоимость работ при этом, по их словам, снижается почти в два раза, а эксплуатационный срок составляет около 10 лет. В 2013 году по технологии "Спрей-Джет" положили 5 км асфальта, в 2014-м — более 20 (например, участок Чуйского тракта от Белоярска до Новоалтайска и на въезде в Барнаул со стороны Рубцовска).
Модификаторы битума
Алтайские дорожники для улучшения свойств битума используют различные модификаторы. Пока в их арсенале только химическая продукция импортного производства, однако уже в 2015 году они планируют внедрить присадку в битум отечественной фирмы "Уралхимпласт-АМДОР". Это жидкость, в незначительном количестве добавляемая в битум. Ее применение позволит повысить пластичность асфальтобетонных смесей и понизить требуемую температуру приготовления и укладки, что расширит границы строительного сезона и снизит энергоемкость (а, следовательно, и затраты) производства на 20–30%.
Резина в асфальте
Второй год в Советском районе на автодороге Катунское — Алтайское дорожники ведут опытные работы по приготовлению асфальтобетонных смесей на модифицированном дробленой резиной битуме. В результате 1,5 км дороги уже имеют резино-асфальтобетонное покрытие. Специалисты наблюдают этот участок и корректируют состав смеси в поисках идеального "рецепта". "Пока можно сказать, что введение дробленой резины позволяет улучшить адгезию верхнего слоя с основанием, снизить склонность материала к образованию трещин, а также в какой-то мере способствует решению экологических проблем, так как дробленую резину получают из отслуживших автопокрышек", — отмечает Евгений Махров.
Современный контроль ровности дорог
Обычно при приемке дорог ровность полотна определяют такими инструментами, как толчкомер, метод амплитуд и трехметровая рейка. Но все они не позволяют в полной мере оценить реальные потребительские качества покрытия. В этом году дорожники впервые попробовали оценивать ровность по международному параметру IRI. По этой технологии на раму и ось колеса автомобиля (обычно "ГАЗель") ставят специальные приборы, которые фиксируют величину колебаний. Затем в специальной компьютерной программе специалисты моделируют ощущения пассажира автомобиля при проезде по тестовому участку. Полученные данные позволяют объективно и своевременно определить, где покрытие просит ремонта или на каком участке его сделали некачественно.
Габионные конструкции
В последние годы в дорожном комплексе края широко внедряются в практику габионные конструкции (упакованные в сетку-рабицу камни). Так специалисты укрепляют потенциально опасные склоны, создают подпорные стены и надежные основания для искусственных сооружений. Подобные конструкции можно увидеть, например, на "Бирюзовой Катуни".
Геосинтетика
Стали активнее применять и геосинтетические материалы. Ими укрепляют земляное полотно (основание из грунта) и другие слои дороги. Так полотно становится более устойчивым к сдвигам и образованию трещин, повышается его несущая способность. Также при использовании геосинтетики для строительства требуется меньше камней.
"Применение геосинтетиков становится все актуальнее, ведь ежегодно значительно увеличивается объем автоперевозок и нарастает полная масса транспортных средств, и традиционные методы строительства уже не способны обеспечить требуемые долговечность конструкций и межремонтные сроки эксплуатации дорог", — говорит Евгений Махров.
Пластиковая разметка
На дороги с интенсивным движением (особенно на федеральных трассах) начали наносить разметку горячим термопластиком. Это дороже, чем рисовать ее обычной красной, но и не стирается она значительно дольше, до нескольких лет. А в очагах аварийности, чтобы снизить статистику детского травматизма, с 2013 года на дорогу наносят полноцветные изображения, дублирующие дорожные знаки. Встретить их можно, например, на трассах Бийск — Белокуриха, Барнаул — Камень-на-Оби, Поспелиха — Курья и ряде других.
Холодный ресайклинг
"С 2011 года началось применение технологии холодного ресайклинга дорожных одежд (так называют слои разных материалов) для федеральных, а с 2014-го — и для региональных автомобильных дорог. Технология не является принципиальным новшеством, однако на дорогах Алтайского края она применена впервые и показала отличный результат в виде значительного снижения времени работ и их материалоемкости при сравнимых показателях качества и стоимости", — комментирует Евгений Махров.
Самое важное - в нашем Telegram-канале