Автоновости

Почему на Алтае больше всего покупают китайские мотоциклы, собранные в Барнауле

Цивилизованный рынок мототехники в Алтайском крае развивается лишь последние несколько лет. У нас еще мало дилеров и квалифицированных сервисов, но эксперты уверены: рынок будет расти и развиваться. А пока он более чем наполовину представлен недорогими китайскими мотоциклами, которые собирают в Барнауле.

Racer - Enduro team на "Грязной битве - 2015"
Racer - Enduro team на "Грязной битве - 2015"
Андрей Молостов

Наши в топе

Последние годы продажи новых мотоциклов растут. Если в 2014 году автомобильный рынок России просел на 10–12%, то продажи двухколесных удвоились. По итогам прошлого года наши сограждане купили 30 тыс. мотоциклов. Из них 625 приобрели жители Алтайского края. Это на 76% больше, чем годом ранее. Таковы данные аналитического агентства "Автостат". Получается, что рынок региона рос гораздо быстрее, что в целом по стране.

Но если взглянуть на структуру продаж, становится ясно: единственный крупный игрок на местном рынке — компания "Рэйсер". Она входит в структуры "Росбыттехники", представленной в регионе магазинами "5 элемент". Компания имеет сборочный цех на пр. Космонавтов в Барнауле, где из китайских мотокомплектов собирает скутеры, а также дорожные, спортивные, кроссовые и грузовые мотоциклы Racer. С компанией сотрудничают около 200 дилеров, которые продают собранную в Барнауле мототехнику по всей России и в странах бывшего СНГ.

И продают, надо сказать, успешно. В Алтайском крае "Рэйсер" через "5 элемент" и мелких оптовиков в прошлом году продал почти 500 единиц. Рост относительно 2013 года — 82%. Ближайший преследователь — российская марка Irbis — продала в регионе всего 66 мотоциклов (+230%). Остальные продают в крае не более полутора десятков единиц в год (подробнее см. таблицу).

В стране у Racer нет такого доминирующего положения, но она входит в тройку самых продаваемых марок наряду с Irbis и Stels, обгоняя при этом дорогостоящие Yamaha и Honda.

Ценовая политика

Секрет популярности мотоциклов из Барнаула, как легко можно догадаться, в цене. Практически вся линейка марки представлена в сегменте до 200 тыс. рублей. И даже внутри бюджетного сектора рынка Racer предлагает лучшую цену, чем те, кто импортирует китайскую технику в собранном виде.

Однако кризис коснулся всех. "В прошлом году в приоритете у покупателей были более дорогие модели, стоимостью от 80 до 140 тыс. рублей. Сейчас люди переходят на бюджетный класс — скутеры стоимостью около 30 тыс. рублей и мотоциклы с объемом двигателя 150–200 “кубиков”", — рассказывает Борис Николайчук, руководитель отдела оптовых продаж компании "Рэйсер".

По словам местных мотодилеров, с осени 2014 года к началу нового сезона цены поднялись в среднем на 30–50%. "Однако в последнее время наблюдается откат. В некоторых случаях разница с осенней ценой у поставщиков приближается к отметке 10%", — говорит Александр Кудрявцев, директор склада-магазина мототехники марки Irbis в Барнауле.

Повышение цены естественным образом ударило по спросу. По данным "Автостата", по итогам первого квартала 2015 года продажи мотоциклов в Алтайском крае упали на 54% по сравнению с январем – апрелем 2014-го.

Рост не за горами

В краевой столице сейчас насчитывается не более десятка мотосалонов. Некоторые специализируются на продажах и обслуживании техники только одной марки, другие работают с широким пулом брендов. Но почти никто не специализируется только на двухколесной технике: торгуют также гидроциклами, снегоходами, квадрациклами, экипировкой и всем остальным. В зависимости от сезона ассортимент меняют. Например, в лето стараются войти с минимальными остатками снегоходов. Осенью же "подсушивают" запасы мотоциклов.

"Сезонный фактор очень сильно на нас сказывается, — рассказывает Александр Скворцов, директор салона “Панавто”, официального дилера Yamaha. — Единицы готовят сани летом и мотоциклы зимой, хотя вне сезона можно приобрести эту технику с хорошими скидками".

Он рассказывает: рынок в крае несбалансирован. Люди покупают или дешевую китайскую технику с объемом двигателя не более 100 "кубов", либо очень дорогие большекубатурные мотоциклы. Средний сегмент напрочь выпадает. То, что рынок растет в основном за счет бюждетных "китайцев", директора салона Yamaha не смущает. "Это дает подпитку людьми, которые вовлекаются в мототему. Многие из неофитов наверняка в дальнейшем заинтересуются более серьезной техникой", — говорит Александр Скворцов.

Конкуренцию на рынке Алтайского края он характеризует как слабую. Но ждет, что она ужесточится. По его данным, в 2015 году в край планировали зайти два или три сильных дилера, но экономическая обстановка помешала их намерениям. А наличие официального дилера для покупателей становится важным фактором — им нужны качественный сервис и гарантия.

"По сравнению с соседним Новосибирском мы значительно отстаем по количеству проданной мототехники. Думаю, раз в 5, не меньше. Но рост наблюдается ежегодно. И чем больше машин и пробок, тем быстрее будет развиваться рынок мототехники", — заключает эксперт.

Рынок ввоза б/у мотоциклов затихает

Андрей Аксенов,
байкер:

Я занимался торговлей подержанной мототехникой из Японии примерно до 2010 года. Потом этот бизнес себя практически полностью изжил. В 2008 году можно было приобрести очень неплохой и достаточно свежий 50-кубовый скутер из Японии за полторы-две средние зарплаты в крае, сейчас он будет стоить 3–4 зарплаты. Дело в том, что раньше их возили небольшими партиями вместе с подержанными машинами. Например, покупают микроавтобус и с ним еще 5–6 скутеров или мотоциклов. Но поток авто из Японии после повышения пошлин, как известно, прекратился, а доставка другим способом сильно увеличивает стоимость мототехники.

Этот фактор совпал с появлением на рынке дешевой китайской техники и доступными кредитами. Поэтому недорогая подер­жанная техника из Японии потеряла у нас позиции. А у людей с высоким достатком чуть другой потребительский менталитет: они готовы платить больше за статусное потребление. В основном они берут мотоциклы на заказ по индивидуальным требованиям.

Опрос

Мы решили узнать у барнаульских байкеров: как часто они меняют мотоциклы и где их приобретают?

Сергей Соснин:

Меняю мотоциклы по мере желания и финансовых возможностей. Не считая советских моделей, у меня было уже два байка. Оба брал с рук. Первый — в Новосибирске, второй уже в Барнауле. Последний — дорожный мотоцикл Honda 1992 года выпуска с объемом двигателя 400 кубических сантиметров. Я на нем отъездил два сезона. Сейчас продаю, хочу купить мотоцикл этой же модели, по более мощный, с объемом 650 "кубиков".

Владимир Барненев:

Свой байк Suzuki GSX-R 750 я пригнал из Омска, а до этого он находился в Америке. Езжу на этом звере второй сезон. Менять его не желаю, а вот приобрести мотоцикл другого класса хочется: часто приходится ездить на дальние расстояния, а на моем это не всегда бывает комфортно.

Сергей Андреев:

Меняю мотоциклы раз в сезон. Как правило, на вторичном рынке. Нынешний купил в Красноярске после долгих поисков. Сейчас планирую приобрести новый Kawasaki ZX-14.

Никита Удовиченко:

Езжу два года, за это время купил уже два мотоцикла. Сейчас у меня Honda CB 400 SF. Купил ее у знакомого, если и буду брать, то только японский, "свежих" годов. Скорее всего, буду смотреть варианты на вторичном рынке.

Антон Чибисов:

Меняю мотоциклы ориентировочно раз в сезон. Беру на вторичном рынке: вопрос цены для меня актуален. Свою Yamaha V-max 1200 брал в Кемерово этой зимой. Еще у меня есть Racer Рanther 200 для покатушек по лесу. Хочу в этом году купить V-max более "свежего" года.

Факт

Ирбитский мотоциклетный завод продолжает выпускать мотоциклы "Урал". 97% продукции идет на экспорт в США, Европу, Канаду и Австралию.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость