Экономика

"А как жить дальше?": возмущенные алтайские аграрии вновь обратились к Путину

В августе 20 сельхозпроизводителей Романовского района написали обращение Владимиру Путину. В нем они говорят о  проблемах с невыплатой субсидий за предыдущие годы, бездействии местных властей в условиях кризиса на рынке зерна и неразберихе в законодательстве, которая оборачивается начислением огромных штрафов.

Меры, предложенные губернатором, помогут аграриям поддержать финансовые показатели, но не решат проблем с реализацией зерна.
Меры, предложенные губернатором, помогут аграриям поддержать финансовые показатели, но не решат проблем с реализацией зерна.
Анна Зайкова

Везде отписки

Александр Миллер, руководитель агрофирмы "Май" Романовского района, один тех, кто поставил свою подпись под обращением к Путину. Его предприятие самое крупное в районе: есть более 20 тыс га пашни, внушительное поголовье КРС, табун лошадей. К этому "добру" Миллер прибавляет еще и массу проблем, которые уже по традиции неразрывны с сельским хозяйством. 

В прошлом году, когда ситуация с ценами на зерно стала патовой, к кому только не обращались: губернатору Карлину, министру сельского хозяйства края Чеботаеву, в АКЗС. Отовсюду одни отписки.

Теперь, почувствовав, что проблемы вновь нарастают, сельхозпроизводители написали сразу Путину. И вопрос цены на сельхозпродукцию тут не единственный.

Уборочная кампания на Алтае.
Анна Зайкова

Чего требуют аграрии

Романовцы недовольны принципом распределения субсидий на инвестиционные кредиты. По их сведениям, все средств по данному направлению в 2017 году государство направило дальневосточным сельхозпредприятиям. "Кубань продает зерно за рубеж по хорошим ценам, субсидии по инвесткредитам идут на Дальний Восток. А как жить крестьянам Сибири?", - возмущаются они. 

Мы неоднократно обращались во все инстанции по поводу обязательств Минсельхоза России погасить задолженность по субсидиям на инвесткредиты, полученным в 2016-2017 годах. Однако до настоящего времени воз и ныне там. Нам говорят, что инвестиционные проекты Алтайского края могут быть рассмотрены при наличии соответствующих бюджетных ассигнований. Мы знаем, что бюджетные средства на данные цели выделены, и заявления других регионов, которые поданы позже наших, на получение субсидий удовлетворены. Мы не понимаем по какому принципу это происходит?

Аграриев беспокоит и деятельность контролирующих органов. В 2018 году под их "пресс" попала агрофирма "Май". Оказалось, что хозяйство, много лет занимающееся растениеводством и животноводством не может больше работать по такому виду экономической деятельности как "Смешанное сельское хозяйство". В результате после проверки с хозяйства потребовали доплатить в бюджет 800 тыс.рублей.

Аграрии.
Олег Богданов

С 1 января 2017 года, при расчете ОКВЭД "Смешанное сельское хозяйство" берется не удельный вес во всем объеме выручки, полученной от произведенной продукции, а валовая прибыль от растениеводства или животноводства. Прибыли в животноводстве не было и при социализме, либо она была минимальной, а сейчас и подавно. По результатам проверки хозяйству доначислено 800 тысяч рублей. Это полный абсурд! Вот такая поддержка животноводства.

Грустная арифметика

Подписавшийся под обращением к президенту Александр Миллер недоумевает: не успела в Алтайском крае стартовать уборочная кампания, как стоимость зерна резко пошла вниз. В августе только за одну неделю пшеница III класса подешевела сразу на 900 рублей, затем — еще на 300. И так на протяжении всего месяца.

Руководитель агрофирмы рассказывает: в их районе высококлассную пшеницу принимают по 7,3 тысяч рублей без учета НДС. И это при условии, что до элеватора ее еще надо доставить. Затраты на транспортировку составляют около 1-1,3 тысяч рублей на каждую тонну. Вот и считайте, что остается. 

По словам Миллера, сельское хозяйство в Романовском районе отмирает. В прошлом году из-за проблем с ценами на урожай "в мир иной" отошли несколько хозяйств — весной им просто не на что было посеять. Что будет в нынешнем году, даже страшно представить, рассказывает фермер. 

Александр Миллер,
руководитель агрофирмы "Май" Романовского района:

В прошлом году у нас еще был финансовый запас прочности. Сейчас он полностью иссяк. Весной многие расходные материалы - семена, удобрения, средства защиты растений люди брали в долг под будущий урожай. С нынешними ценами я даже не знаю, как они будут рассчитываться. В прошлом году чиновники нам предлагали сеять больше высокомаржинальных сои и рапса. Сидя в своих кабинетах, они с трудом представляют, что сделать это в условиях нашей степи невозможно.  

Урожай. Сельское хозяйство.
СС0

"Цены нет, но вы держитесь"

Тема ценообразования на продукцию сельского хозяйства сейчас вообще острая. Сергей Топчиев, руководитель "Панкрушихинского агропромснаба", рассказывает: когда в августе к ним приехали представители правительства с новой программой развития региона, предложение у аграриев было одно — решить вопрос с ценами. Даже разбитые дороги отошли на второй план.

Фермер из Косихинского района Анатолий Иванов, хозяйство которого уже несколько лет устанавливает рекорды по урожайности озимых культур, объясняет: нынешняя низкая цена тянет за собой воз проблем.

Дело в том, что внушительный урожай уже собранных зерновых нужно где-то хранить. Раньше предприятия быстро реализовывали озимые по вполне приемлемой цене, освобождая складские помещения. Сейчас все сложно. 

Анатолий Иванов,
руководитель фермерского хозяйства в Косихинском районе:

Мы ввели в эксплуатацию новые склады, но и этого оказалось недостаточно. Сейчас наступает время основной уборки, необходимо освобождать помещения для экспортных культур - рапса и сои, которые надо хранить отдельно, но возможности у нас ограничены. Хоть на улицу озимые высыпай.  

"День сибирского поля" в Павловском районе 16 июля 2015 года.
Олег Богданов

Фермер рассказал: в начале августа он обратился к министру сельского хозяйства региона Александру Чеботаеву. Если перефразировать ответ чиновника на манер российского премьера Медведева, то он был таков: "Цены нет, но вы держитесь". 

Что будет дальше?

Как долго придется ждать лучших времен, никто сказать точно не может. В начале августа, когда цены на мировом рынке зерна поднялись после новостей о засухе в Европе и Австралии, для сибирских аграриев ничего не изменилось. А снизившийся курс рубля подержал только экспортеров юга страны. 

Аналитики тогда констатировали: стоимость пшеницы в регионах, приближенных к черноморским портам, за одну неделю подскочила на 1,7 тыс за тонну. В Сибири - на 67 рублей. Такую "прибавку" местные аграрии называют статистической погрешностью. 

Пока отчетливой тенденции к росту цен на зерно на Алтае не наблюдается.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость