Экономика

Чем смог похвастаться застройщик турзоны "Алтайская долина"

В разгар турсезона вдоль трассы по правому берегу Катуни рядом с Айским мостом обычно выстраиваются очереди из автомобилей. Минувшим летом движение здесь было еще более плотным: новый генподрядчик — новосибирская компания "Сибмост" — активно занимался инфраструктурой особой экономической зоны "Алтайская долина". Сейчас строители уложили новый асфальт, переведя участок от Карлушки до Айского моста (8,4 км) в первую категорию, а главное, начали наполнять искусственное озеро — ключевой объект турзоны, вокруг которого свою инфраструктуру будут развивать инвесторы. Такая активность соседей натолкнула на мысль: не станет ли "Алтайская долина" серьезным конкурентом "Бирюзовой Катуни", где инфраструктура готова, а инвесторы пока не торопятся запускать свои объекты?

Строительство в особой экономической зоне "Долина Алтая".
Строительство в особой экономической зоне "Долина Алтая".
Анна Зайкова

Мы побывали в "Алтайской долине" еще до торжественных мероприятий, связанных с наполнением озера, и оценили масштабы строительства. Погода в горной местности в тот день была, как всегда, переменчивой: солнце и дождь сменяли друг друга в течение получаса, но в "Алтайской долине" работа не затихала. Начальник участка Владимир Панов как раз собрался объезжать территорию. Если бы не его внедорожник, вряд ли мы смогли бы что-то увидеть: дороги на стройплощадке неплохо размыло. "Обычно, чтобы осмотреть всю территорию зоны, мы поднимаемся на гору, но сегодня туда не заехать", — объясняет наш проводник.

"Сибмост" вышел на площадку только в марте текущего года, а в конце сентября готовился к запуску самого главного объекта — искусственного озера площадью 50 га. Запуск был намечен на 5 октября. Позже сроки немного скорректировали: заполнять озеро начали неделю спустя. Если учитывать, что предыдущий генподрядчик компания "Мегаполис" не смогла сделать этого за полтора года, то отклонение от графика не так уже велико.

Долго колесить по территории нам не пришлось: все основные объекты расположены вокруг озера. Без него, считают здесь, ждать инвесторов не имеет смысла. Нам объяснили, что закачать воду именно сейчас очень важно, пока Катунь чистая и имеет необходимый бирюзовый оттенок. Через трассу уже протянули трубы для подачи воды, а на берегу реки готовили площадку для установки насосов. Чтобы заполнить искусственное озеро, потребуется 40 дней и 2,5 млн. куб. метров катунской воды.

Пока озеро не заполнено, пейзаж на стройплощадке почти лунный и понять, где какой полуостров под будущие отели и развлекательные комплексы, довольно сложно. Вдоль дороги лежат трубы, местами стоит явно не используемая техника. "Это наследство от наших предшественников. Когда мы вошли, здесь были просто горы земли", — продолжает свой рассказ Владимир Панов.

— И что вы успели сделать за это время?

— За эти полгода мы успели сделать больше, чем они за два. Но работы еще много. Надо заполнить озеро, сдать инфраструктуру, пляжи. В июне следующего года мы должны сдать западный пляж протяженностью 840 метров. По проекту он будет общедоступным и сможет вместить около 2 тыс. туристов.

— А почему у вашего предшественника ничего не получилось?— интересуюсь у нашего проводника. Но эту тему собеседник поднимать не хочет и нам не советует.

Скандальный "Мегаполис"

Но большого секрета сейчас из этой истории уже не сделаешь. Из публикаций и материалов судебных дел известно, что переговоры о смене генпод­рядчика начались в октябре прошлого года. "Мегаполис" до сих пор через суд пытается взыскать более 62 млн. рублей за выполненные работы.

Решение о смене подрядчика первый зампредседателя правительства Республики Алтай Сергей Тевонян объяснил серьезным отставанием "Мегаполиса" от графика. "От подрядчиков не требуется никаких особых изысков — только своевременное выполнение работ под выделенные из федерального бюджета средства в соответствии с графиком. В случае с объектами инфраструктуры ОЭЗ "Алтайская долина" у генерального подрядчика "Мегаполис" выполнить эти требования не получилось. Несмотря на то что он ко всему прочему получил неплохой аванс — 109 млн. рублей. Ра­зумеется, подрядчик убеждал, что это временные трудности. И ему 15 месяцев верили, подписывали с ним многочисленные соглашения по выравниванию графика и устранению отставания", — цитировали СМИ объяснение чиновника. В ответ председатель совета директоров компании "Мегаполис" Евгений Цыбизовзаявлял, что вопрос смены подрядчика носит "чисто политический характер и не имеет отношения к стройке и качеству работ".

Первый инвестор

Сегодня над инфраструктурой зоны работают несколько компаний. Филиал "Сибмоста" занимается укладкой откосов озера, благоустройством пляжей и радиальных аллей. Ему помогает субподрядчик — новосибирская компания "Орион", которая занималась изоляцией дна озера, коммуникациями, южным прудом. "Селф" из Барнаула строит производственно-эксплуатационную базу, очистные сооружения, водозабор. "СтройГАЗ" недавно получил контракт на перенос линий электропередач, которые мешают строительству. Теперь вся электрика будет идти по кабельным каналам. "Сейчас мы получили проект системы обеспечения зоны горячим водоснабжением, вот-вот начнем им заниматься", — сказал Владимир Панов.

Видно, что на одной из площадок начали заливать фундамент под дома. Оказалось, что к работе приступил первый инвестор — компания "Горно-Тур". Она строит 10 коттеджей. Если верить общему проекту развития территории, то речь идет о бунгало у водопада, которые займут 3,47 га площади.

В сентябре правительство Республики Алтай заявило, что название зоны "Алтайская долина" стоит изменить, а заодно и скорректировать концепцию объекта. По официальным данным, специалисты займутся разработкой регламента застройки территории, где будут оговорены архитектурно-стилистические решения сооружений будущего курорта. Эту работу планируется закончить в феврале 2013 года.

Владимир Панов пока об этом ничего не знает. Он говорит, что к 2013 году его бригады должны закончить здесь основные инфраструктурные объекты: "То, что будут строить инвесторы на полуостровах, нас уже не касается, но думаю, что они постараются завершить все к 2017 году. По желанию заказчика к этому сроку здесь все должно быть готово".

Что строят в "Бирюзовой Катуни"

Судя по паспортам объектов, большинство туркомплексов, строительство которых было начато в этом году, будут сданы в эксплуатацию в 2014–2015 годах. Так, фуд-центр возле Тавдинских пещер компании "Перекресток миров" откроется в июне 2013 года. Сегодня территория только огорожена забором. Гостиница на 178 номеров компании "СпортСройКомплекс" появится в "Бирюзовой Катуни" в августе 2014 года. Сейчас на площадке работают экскаваторы, которые разравнивают территорию. На складе компании "Селф" пока лежат трубы будущих очистных сооружений. На территории будущего пожарного депо особой зоны уже есть здания. По словам гендиректора "ТРТ "Бирюзовая Катунь", Антона Бенса,основное развитие турзона получит в 2015–2017 годах. За восемь месяцев текущего года "Бирюзовую Катунь" посетило 366 тыс. человек.

Параметры двух алтайских туристических зон

 

Площадь

турзоны (га)

Площадь озера (га)

Текущее

количество резидентов

Емкость

(план),

тыс. чел.

Рабочие места

(план),

тыс. чел.

Стоимость инфраструктуры (млрд. руб.)

ОЭЗ "Алтайская долина"

856,86,

разработке подлежит 391,78

50

8

3,5

2,4

4,225

ОЭЗ "Бирюзовая Катунь"

3328,11

7

17

4

2,9

5,900

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость