Экономика

Губернаторский НЭП

То, что делается новой властью, мне неизвестно, вектор экономической политики непонятен”, - так или примерно так отвечали большинство опрошенных нами экспертов на вопрос, как вы оцениваете первые сто дней губернатора. Сегодня мы раскрываем некоторые тайны новой экономической политики администрации края, а также пытаемся проанализировать те шаги, которые были предприняты в первые 100 дней и уже стали достоянием гласности.

Аграрная революция

То, что предполагается сделать новой командой в области сельского хозяйства, можно без преувеличения назвать революционным. О предстоящих преобразованиях рассказал Виктор Фоминых, помощник вице-губернатора Василия Борматова. “Это позиция команды”, - подчеркнул Виктор Алексеевич. Приведем лишь наиболее важные направления:

- прибыльные хозяйства, как предполагает власть, будут передаваться в собственность их руководителям (к каждому случаю будет индивидуальный подход);

- слабые, плохо работающие хозяйства должны быть включены в структуру агрохолдингов или переданы крепким коллективным или фермерским хозяйствам (разработка схем - дело будущего);

- в краевое законодательство о личном подсобном хозяйстве будут внесены поправки, с тем чтобы поддержка ЛПХ могла стать реальной;

- животноводство должно стать одной из главных отраслей сельского хозяйства, а для этого будут внедряться инновационные технологий кормления животных, создаваться стимулы для занятия животноводством;

- прямая бюджетная поддержка хозяйств, не возвращающих кредиты, будет прекращаться, ресурсы (например, ГСМ) будут направляться таким хозяйствам через “передовиков”;

- также предполагается наведение порядка в землепользовании: инвентаризация земельных паев, перевод земельных угодий на более рациональные способы использования (например, перевод пахотных земель в пастбищные угодья там, где это целесообразно).

Прогноз: такая политика может привести к оздоровлению сельской экономики в ближайшие два-три года. Хотя действия эти можно отметить как позитивные, есть опасность, что следствием их будет создание крупных землевладений, принадлежащих одному или нескольким хозяевам, которые будут монопольно определять жизнь села. “Они задавят малый бизнес, будут диктовать цены переработчикам”, - считает один из экспертов.

Диалог с бизнесом

Оговоримся: все вышеперечисленное - пока главным образом только планы. Тем не менее новой властью уже сделаны шаги, по которым можно судить о возможных направлениях будущей работы. Среди них - заключение администрацией соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве с зернопереработчиками (на встрече в Алейске 14 мая), а также намеченное на ближайшее время подписание соглашения с другими представителями делового сообщества.

Значение подобных соглашений пока недооценено в СМИ. А между тем таким образом новая власть подчеркнула роль делового сообщества в поднятии экономики. Будут ли подобные соглашения заключаться на уровне районов? Время покажет. Однако соглашение с зернопереработчиками уже привело к некоторым результатам: последние объявили о готовности помочь селу в проведении уборки, ведутся переговоры об участии одного из предприятий в поднятии птицеводства.

Прогноз: подобные соглашения способствуют оздоровлению бизнес-климата - но лишь случае если в дальнейшем будут приняты меры по защите прав собственников, снижению административного пресса на бизнес, содействию конкуренции, если будет проводиться политика открытости по отношению к инвесторам.

Проверки ГУПов

Отметим и еще один заметный шаг, который может сыграть в будущем свою роль, - проведение широкомасштабной ревизии государственных унитарных предприятий - ГУПов, затеянная администрацией. Работа ГУПов считается одним из самых ярких примеров "непрозрачности", несмотря на жесткую регламентацию их деятельности - что, собственно, и показала ревизия "Алтайагропрода", в котором обнаружены крупные хищения.

Власти объявили, что работа ГУПов должна стать безубыточной и обеспечивать поступление доходов в бюджет края, произвели замену руководителей "Алтайагропрода" и концерна "Алтайресурсы". В то же время, как оценивает ряд экспертов, не исключено, что подспудная цель реорганизации - перевод денежных потоков в направлении лиц, которые курируют в администрации работу унитарных предприятий.

Прогноз: поскольку работа ГУПов по природе своей неэффективна, экономический эффект будет иметь временное значение - если не будет изменен принцип их работы. Есть вероятность, что ГУПы просто перейдут от одной “группы товарищей” к другой.

По “импортным” моделям

К сожалению, многие другие действия “евдокимовцев” создают впечатление, что новая команда пытается “импортировать” и применить уже опробованные где-то и когда-то экономические модели, не сообразуясь ни со временем, ни с местом. Так, общественный советник Владимир Быстров предложил объединить ВСЕ промпредприятия края в единый холдинг. В дальнейшем эту довольно экзотическую идею, похоже, похоронили.

В июне было объявлено о создании единой топливной компании по дальневосточной модели - унитарного предприятия "Алтайский топливно-энергетический комплекс" (АТЭК). По замыслу ее идеологов, предприятие создаст свои теплоснабжающие подразделения в районах, возьмет на себя сбор платежей с населения, а также займется перевооружением котельных, ремонтом и перекладкой сетей. Предполагается, что АТЭК станет единым заказчиком перед поставщиками топлива в районы.

Еще одно решение администрации также вызвало недоумение у экспертов: губернатор своим постановлением предложил по новой провести аккредитацию компаний, поставляющих алкогольную продукцию для розничной торговли. В итоге вместо 33 компаний на рынке должны остаться 10 наиболее крупных, соответствующих критериям.

Прогноз: о возможных последствиях создания АТЭК мы уже писали (см. “СК” № 26). Добавим лишь, что в подобной ситуации районы не будут заинтересованы в экономии муниципальных бюджетов, у них появятся стимулы завышать потребности в угле и объемы необходимых ремонтных работ (тем более что ответственность за теплоснабжение будет лежать на главах районов). В конечном итоге администрация будет вынуждена либо увеличить штат проверяющих, либо мириться с перерасходом средств. Кроме того, подобные структуры не застрахованы от махинаций со стороны менеджеров.

Что касается решения об ограничении числа компаний-оптовиков, то вряд ли это приведет к быстрому наполнению бюджета, но зато может свести на нет усилия краевой власти по налаживанию диалога с бизнесом.

Экономика кадров

И последнее: если взглянуть на кадровую политику с позиций экономики, она также выглядит спорной. Несмотря на высказанные намерения провести сокращение кадров, многие функции в администрации края выполняют сегодня одновременно несколько человек: вице-­губернатор, общественный советник, начальник управления (комитета). Ответственность каждого из них неясна.

Прогноз: дублирование функций и разрастание аппарата могут привести к тому, что нынешняя администрация станет еще менее эффективной, чем прежняя, и в конечном счете слишком дорогой для налогоплательщика.

Резюме

Команда губернатора сегодня неоднородна: в администрации работают две, а быть может, даже три группы управленцев, интересы которых заметно различаются. Неудивительно, что предпринимаемые сегодня действия порой противоречат друг другу. Понятно, что должно пройти время, чтобы стороны выработали общее видение пути развития края. Когда это будет сделано? Пойдут ли на пользу края принятые решения? Здесь все зависит от профессионализма и честности тех, кто стоит у руля. Остается только надеяться, что на смену политике “кадровой чехарды” и закрытости в ближайшее время придет спокойная работа по подбору кадров, а новые люди в администрации станут открыты к тому обществу, на средства которого они существуют.

Надежда СКАЛОН.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость