Экономика

Как воспитать миллионера

Западные эксперты утверждают: Россию может ожидать кризис преемственности, и будущее страны во многом зависит от того, каким вырастет новое поколение бизнесменов. А где берут «правильных» предпринимателей? Ясное дело, все мы родом из детства. Корреспондент «СК» задался вопросом, как воспитывают своих детей барнаульские предприниматели, и поговорил на эту тему с известными в городе людьми.

Деньги любят счет

Будущим бизнесменам неизбежно придется считать деньги. Как приучают распоряжаться финансами своих отпрысков наши респонденты?

Павел Тулин, гендиректор компании «Старые традиции» (магазин «28 апельсинов»), отмечает: в материально благополучных семьях дети привычны к высокому уровню потребления, но часто не знают, каким трудом это достигается. Его старшая дочь росла в период так называемого первоначального накопления семейного капитала, когда упор делался на развитие бизнеса, и поэтому хорошо понимает, что такое планирование бюджета. Татьяна Екимова, директор Торгового дома «Штайн», выделяла дочери определенную сумму со словами: «Можешь растянуть на неделю, а можешь потратить за один день». Вячеслав Златкин, владелец нескольких бизнесов, сын известного предпринимателя первой волны, вспоминает: «Мне кажется, отец четко высчитал, сколько у меня должно быть карманных денег, чтобы хватало на проживание в Москве и при этом я не чувствовал себя ущербным. Попросить больше я себе не позволял и, как и многие другие студенты, разгружал вагоны, подметал по ночам».

Первые шаги

Гаяз Марданов, гендиректор «Алтайсейфа», считает: лучше начинать у чужого «дяди», чтобы понять, как достается копейка: «Сначала сына “обкатали” в фирме по производству мебели, потом он получил хорошую школу, работая продавцом-консультантом в магазине “Спорт-мастер”». Мария, дочь Андрея Перминова, гендиректора фирмы «Спецмебель», пришла на работу к отцу продавцом-консультантом сразу после окончания института, потом прошла все без исключения промежуточные ступени. 20-летняя Анна, дочь Павла Тулина, учится на четвертом курсе и одновременно управляет двумя кафе. Первое время она стояла за бар-стойкой, работала на кофе-машине. В течение двух летних месяцев осваивала азы торговли продуктами питания в семейном Торговом доме «Штайн» Валентина Екимова: знакомилась с ассортиментом, училась общаться с поставщиками. В другое время ей пока не до практики: как шутит мама, она учится одновременно «на юриста и на туриста».

Право на ошибку

Многие родители непосредственным примером в ежедневном контакте шлифуют управленческие навыки преемников. И достаточно жестко с них спрашивают. Для Андрея Перминова процесс обучения в бизнесе аналогичен воспитанию в семье: «Поручаешь задачу и смотришь, как человек с ней справляется. За два года Маша многому научилась и сейчас уже решает вопросы материального снабжения». Гаяз Марданов рассказывает: «Я показал сыну объем работы и дал ему неделю на вхождение в должность менеджера по продажам. Если он не знал, как лучше поступить, задавал вопросы. Через месяц я к нему уже почти не подходил. Сейчас Тимур выполняет работу коммерче­ского директора».

Сергей Дорожкин, член Адвокатской палаты Алтайского края, обучая сына секретам своей профессии, предупредил его: «Первое время, а это может быть даже год или два, ты должен думать не о том, чтобы заработать деньги, а о том, чтобы хоть один человек узнал, что есть такой юрист – Сергей Сергеевич Дорожкин». Отец подсовывал сыну дела, в которых абсолютно отсутствовала корысть, предупреждая клиента: «Парень потренируется, возможно, будет допускать ошибки, я его буду консультировать». Вячеслав Златкин с улыбкой вспоминает, как отец года полтора не брал его в свой бизнес, устроив в Алтайскую региональную ассоциацию экономического сотрудничества на небольшой оклад – набираться опыта. Когда они начали работать вместе, сын сначала выполнял разовые поручения, наблюдал со стороны, как Златкин-старший общается с партнерами, проводит деловые переговоры.

Свобода делать выбор

Павел Тулин считает, что деньги зарабатывать надо в России. Хотя для обмена опытом отправил недавно свою дочь, мечтающую о ресторанном бизнесе, в Италию, откуда та вернулась с горящими от впечатлений глазами. Татьяна Екимова видит, что ее дочь увлечена идеей гостиничного бизнеса, и хотя в глубине души надеется, что девочка примет решение участвовать в семейном бизнесе, готова отпустить ее в другую жизнь: «Для меня самое главное – чтобы у человека блестели глаза». Геннадий Малков, директор агентства недвижимости «Дом», уверен: «У детей своя судьба, и они сами должны определять свой путь. Живут и учатся они в другом городе, и думаю, что полученное образование даст им гораздо больше возможностей, чем риелторский бизнес в Барнауле».

Вячеслав Златкин благодарен своему отцу за то, что тот отправил его учиться в Московский авиационный институт. Впоследствии отец настаивал на том, чтобы сын остался работать в столице, но тот, окончив дополнительно полугодичную школу бизнеса при МГИМО, вернулся в родной город. По отношению к собственным детям Вячеслав придерживается мнения о том, что главное – дать им «правильное» образование. Ему хотелось бы, чтобы дочь стала филологом: «Не стоит женщине делать ставку на то, чтобы своей профес­сией зарабатывать на жизнь, ведь она будущая мать, пусть занимается цветами, танцами, лишь бы это доставляло ей удовольствие. Если она сама захочет начать свое дело, конечно, я помогу снять офис в аренду, решить организационные вопросы. Если захочет поехать в Лондон учить язык, буду только рад. Сыну пока шесть лет, думаю, ему не помешало бы юридическое или экономическое образование, которого мне самому так не хватает».

Комментарий

Людмила Юрлова , психофизиолог, вип-тренер (Новосибирск):

– В практике работы с предпринимателями мне в основном приходится сталкиваться с двумя вариантами подхода к воспитанию детей.

Первый: детей отправляют учиться за границу, где они порой остаются. Родители практиче­ски всегда делают выбор за ребенка и часто не учитывают его привязанности к семье. В результате во взрослом состоянии у таких детей нет внутренней устойчивости, может не сформироваться стремление быть стабильным в собственных семейных отношениях.

Второй вариант: родители могут быть всецело захвачены идеей своего бизнеса и с детства погружают в него детей. Если это не совпадает с внутренним контекстом ребенка, может начаться саботаж: болезни, лень, плохая успеваемость в школе.

Привлекать в бизнес можно тогда, когда наследник сам проявляет к этому интерес, очевидна внутренняя тяга, личный мотив. Если давить, человек может стать покорным, а это качество не приветствуется в бизнесе. Даже взрослые люди ломаются, когда занимаются не тем, в чем их талант, когда слушают не себя, а свое окружение.

В общении многих предпринимателей с детьми не хватает душевности, зато есть стремление следовать навязанным временем стандартам. У многих таких детей нет детства, семьи, а вместо этого у них – тренер, няня, английский язык. Жизненную же силу ребенку дает только любовь родителей.

Цифра

70% бизнеса на Западе контролируют семьи.

Цитата

Екатерина Мухачева , старший преподаватель кафедры социальной психологии АлтГУ, гештальт-терапевт:

– В соответствии с законами психологии семьи единственный, а также старший ребенок, воспитывающийся в позиции «героя», получающий в детстве много одобрения, чаще идет путем бизнесмена.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость