Экономика

Какое будущее ждет электротранспорт Барнаула?

В феврале этого года барнауль­ский МУП "Горэлектротранс" во второй раз за последний календарный год оказался в процедуре банкротства. Предприятие не смогло рассчитаться по долгам, поскольку денег ему систематически не хватает. Значит ли это, что в один прекрасный момент трамваи и троллейбусы не выйдут из депо? А если и выйдут, то в каком количестве? "Свободный курс" попытался найти ответы на вопросы о будущем троллейбусов и трамваев в Барнауле.

Трамвай.
Трамвай.
Михаил Хаустов

1. Исчезнут ли трамваи?

Городской электротранспорт считается социальным, поэтому администрация Барнаула вряд ли допустит его исчезновение. Кроме того, трамваи и троллейбусы разгружают городские дороги, которые и так забиты машинами и автобусами. Всего на электротранспорт приходится 33% объема городских перевозок. В 2011 году было перевезено 65 миллионов человек, это более 178 тысяч человек в день. Чтобы перевезти такое количество людей, потребуется более 7 тысяч автобусов на 25 мест.

Поэтому городские власти готовы и дальше выделять бюджетные средства на поддержку МУПа. Предприятие получает компенсацию за перевозку льготников. В 2012 году сумма таких субсидий составит почти 200 млн. рублей.

2. Вырастет ли тариф?

Уже сегодня "Горэлектро­трансу" не хватает тарифа в 11 рублей, установленного в начале 2011 года. На предприятии считают, что плата за проезд должна составлять уже 14 рублей. Однако к властям с таким предложением предприятие пока не обращалось.

3. Будут ли менять маршруты?

Прошлогодние эксперименты "Горэлектротранса" с маршрутами были нацелены на увеличение пассажирского потока. Напомним, прошлым летом предприятие удлинило маршруты № 4 и № 7 , а также ввело маршрут № 11. Идея не сработала, к концу года предприятие вернулось к прежнему расписанию. Однако эксперименты продолжатся. К примеру, расписание разделят на зимнее и летнее. Более детально схему движения трамваев и троллейбусов сейчас разрабатывают сотрудники Новосибирского государственного технического университета.

4. Хватит ли денег на обновление парка?

Как на уровне края, так и на уровне города существуют специальные программы, под которые в бюджетах уже расписаны средства. Так, край должен профинансировать обновление 70 единиц трамвайного и 24 единицы троллейбусного парка в Барнауле, приобретение 20 новых трамваев и 10 троллейбусов, а также строительство путей по современной технологии. Но все это рассчитано до 2016 года. В текущем году предполагается модернизировать шесть трамваев и четыре троллейбуса. В планах – покупка четырех новых троллейбусов.

Устаревший парк – не единственная проблема предприятия. Чтобы увеличить пассажиропоток, а следовательно, и доходы, "Горэлектротранс" нуждается в увеличении сетевой инфраструктуры, что сегодня ему не по карману. Поэтому планируется закупить троллейбусы "на батарейках", которые могут автономно двигаться на расстояние до 30 км. Эту технику "Гор­электротранс" планирует направить в жилой сектор в районе Павловского тракта.

5. Когда в трамваях и троллейбусах станет тепло?

В "Горэлектротрансе" утверждают, что четких температурных стандартов для салона трамвая не существует. При этом в  уходящем зимнем сезоне 125 трамваев были оборудованы дополнительными обогревателями. В один трамвай устанавливались по три воздушных отопителя. В таком оснащении нуждаются все трамваи, поскольку печи в них давно выработали свой ресурс. По данным "Горэлектро­транса", к следующей зиме все 140 трамваев, выходящих на линию, будут укомплектованы дополнительными системами отопления. В современных машинах такая проблема снята. После капитального ремонта в них установлено по четыре обогревателя. Но в Барнауле таких трамваев всего шесть.

Александр Литвин,
член совета директоров компании "Вологдаэлектротранс"*:

Общественный электротранспорт – это не бизнес. Но есть исключения. Так, например, в Мурманске очень хорошо работает муниципальное предприятие, которое не имеет убытков и постоянно обновляет парк троллейбусов. Их показатели не хуже, чем в Вологде. Дело в том, что там собралась грамотная команда руководителей, и это позволяет добиваться успешной работы. Других примеров я назвать не могу. Большинство троллейбусных парков влачит жалкое существование.

Мы исключение из правил, поскольку у нас есть желание показать, что работать в этой сфере можно. Я должен сказать, что наш опыт можно повторить, если у руля будут стоять компетентные люди, заинтересованные в хорошей работе городского электрического транспорта, за которым будущее.

*"Вологдаэлектротранс" является одним из немногих российских электротранспортных предприятий, которое было акционировано и продолжает успешно функционировать.

Чем управляет МУП

На балансе "Горэлектротранса" находится 125кмтрамвайных путей. Протяженность контактной сети трамвая – 125км, троллейбуса – 67км. Фактический инвентарь на 1января 2012года составляет 245трамваев и 59троллейбусов. Средний возраст трамвая 25,6года при нормативном сроке эксплуатации – 15лет. Средний возраст троллейбуса – 10,4года при нормативном сроке эксплуатации – 10лет. В 2011году 164трамвая и 48троллейбусов обслуживали 10трамвайных и три троллейбусных маршрута.

Источник: МУП "Горэлектротранс".

Сколько задолжал электротранспорт

Процедура банкротства в отношении МУП "Горэлектротранс" началась в феврале текущего года. В сентябре прошлого года предприятие вышло из аналогичной процедуры. В этот раз МУП сам подал заявление о признании его несостоятельным. Его долги по налогам и взносам в Пенсионный фонд составили 145миллионов рублей. Погасить их директор предприятия Александр Семыкин обещал за 7–12месяцев. На текущий момент предприятие рассчиталось по НДФЛ (58млн. рублей).

Долг перед Пенсионным фондом пока сохраняется, он составляет 87млн. рублей.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость